Студопедия — Основы теории предмета «религиоведения».
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основы теории предмета «религиоведения».






План

1. Предмет религиоведения, цель и задачи курса.

2. Методы исследования и познания религии. Детерминанты религии.

3. Структура и функции религии. Основные разделы.

1. Предмет религиоведения, цель и задачи курса.

Религиоведение как комплексная и относительно молодая наука развивалась

с начала ХIХ века, хотя научные знания по этой дисциплине накапливались в

течении веков. Дисциплина сформировалась на стыке общей и социальной

философии, культурологии, социологии, антропологии, психологии, лингвистики,

политологии, этнологии, археологии и др. наук. В рамках религиоведения

изучаются закономерности возникновения, развития и функционирования религии,

ее строение и различные компоненты, феномен религии в истории общества,

взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры и социальных

знаний.

Цель курса: изучение курса религиоведения вносит вклад в

гуманитаризацию образования, овладение достижениями мировой и отечественной

культуры, свободное самоопределение личности в мировоззренческих системах и

духовных ценностях.

Мировоззрение – это комплекс представлений (идей, взглядов), религиозно-

философского характера, которые отображают взгляд индивида на окружающий

мир, и его назначение в этом мире.

Задачи:

1. На основании курса «религиоведение» необходимо разобраться в сложных

процессах, которые происходят в науке, искусстве, литературе, морали и т.д.

2. На основании религиозных ценностей показать гуманистические ценности

современного мира, гармонизировать межличностные отношения, в том

числе представителей различных, религиозных и нерелигиозных

направлений.12

3. Защитить личность от психологического и религиозного влияния

деструктивных культов и их руководителей, которые пытаются навязать

свою систему ценностей и религиозных взглядов.

2. Методы исследования и познания религии. Детерминанты религии.

Методы исследования:

1. Каузальний анализ - изучает причинно-следственные отношения,

выявляет причины возникновения и эволюции различных явлений

религии.

2. Генетический подход - выведение последующих этапов развития религии

из начальной фазы.

3. Сравнительно-историческое исследование – сопоставляет этапы развития

религии в различные моменты времени.

4. Типологический метод – представляет собой совокупность расчленения и

группировки изучаемых объектов по признакам, полученным из

характеристик исторических типов религии.

5. Структурно-функциональный анализ – связан с объектами,

представляющими собой систему, и направлен на раскрытие их строения

и функционирования.

6. Феноменологический метод – включает совокупность приемов выяснения

значений и смыслов в духовном взаимодействии людей (представления,

идеи, цели) и тем самым достигает понимания их поведения.

Методы познания.

Являясь комплексной дисциплиной, религиоведение использует большое

количество разнообразных методов познания:

1. Общефилософский;

2. Социально-философский;

3. Общенаучный;

4. Эмпирический метод;

5. Диалектика, системный метод, анализ, синтез, гипотеза, дедукция,

индукция.13

Детерминанты религии (предпосылки возникновения).

1. Социумные основы – это совокупность отношений, складывающихся в

процессе материального производства. Эти отношения объективны, господствуют

над людьми в их повседневной жизни, отражают несвободу и зависимость людей от

внешних условий – в системе взаимоотношений с природой и в системе

взаимоотношений с другими людьми.

2. Гносеологические основы – представляют собой определенные моменты

познавательной деятельности, которые сохраняют в себе элементы «непознанного»

(тайного), непредсказуемость будущих событий. Это делает возможным

возникновение религиозных представлений, понятий, идей и направлений.

3. Психологические факторы – это состояния, процессы, механизмы

общественной, групповой, и индивидуальной психологии, которые создают

благоприятную психологическую почву для воспроизводства и усвоения религии.

Среди феноменов общественной и групповой психологии выделяют: кризисные

состояния общественно-психологической атмосферы (разочарование в прошлом и

настоящем, отягощенность исторической памяти, разрушение общественных

идеалов, переоценка ценностей). К индивидуально-психологическим факторам

относят: переживание индивидом чувства зависимости от других людей, стрессовые

ситуации, духовной деградации. Это порождает психологический комплекс,

включающий страх, чувство одиночества и заброшенности, и в то же время

ожидание лучшего, надежду на избавление от гнета чуждых сил.

В совокупности эти факторы действуют на базе социумных в связи с

гносеологическими основами.

3. Структура и функции религии. Основные разделы.

В религии выделяют компоненты:

1. Религиозное сознание; 2. Религиозную деятельность; 3. Религиозные отношения;

4. Религиозные институты и организации.

1. Религиозное сознание – ему свойственны чувственная наглядность, созданные

воображением образы, сильная эмоциональная насыщенность, вера – как 14

структурный элемент (выражение истинности религиозного учения, признание

реального существования сверхъестественных сил, свойств и отношений без

каких-либо рациональных доказательств).

2. Религиозная деятельность, подразделяется на:

культовую (от лат. поклонение, почитание) и внекультовую:

а. культовая деятельность: участие в богослужении, религиозных церемониях.

б. внекультовую деятельность образуют: разработка религиозных идей,

систематизация богословских догматов.

Религиозный культ – это совокупность всех внешних богослужебно-обрядовых

форм, действий и правил данной религии.

3. Религиозные отношения – это вид отношений в духовной сфере, которые

складываются в соответствии с религиозным сознанием, реализуются и

существуют при помощи религиозной деятельности.

4. Религиозные организации – каждая религия имеет собственную организацию в

виде комплекса определенных институтов, общественных религиозных союзов, а

также функционирующего культа.

Функции религии.

1. Мировоззренческая - религия, придает определенный смысл и цель жизни

человека, она включает объяснения мира в целом и отдельных явлений и

процессов происходящих в нем.

2. Регулятивная – религия при помощи определенных идей, ценностей и установок

регулирует отношения людей в определенном типе общества.

3. Легитимирующая – состоит из обоснования, освящения, придания законного

характера определенному типу общественного порядка и государства.

4. Культурно-транслирующая – религия как часть культуры способствует

развитию определенных ее слоев – письменности, книгопечатания, искусства и

осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

Основные разделы.

Религиоведение включает ряд разделов основными среди которых являются:

философия, социология, психология, феноменология, история религии.15

Философия религии – совокупность философских понятий и концепций,

дающих философское объяснение объекта. Философией религии занимались: П.

Гольбах (1723 - 1789), немецкий философ И. Кант (1724 - 1804), немецкий

протестантский теолог и философ Ф. Шлейермахер (1768 - 1834), Г. Гегель (1770 -

1831), Л. Фейербах (1804 - 1872), К. Маркс (1818 - 1883), Ф. Энгельс (1820 - 1895),

русский философ В. Соловьев (1856 - 1900) и др.

Социология религии – изучает общественные основы религии, закономерности

возникновения, развития и функционирования, ее элементы, структуру и функции,

ее роль в общественной системе. Основателями социологии религии являются:

немецкий социолог, историк, философ М. Вебер (1864-1920), французский

социолог, философ Э. Дюркгейм (1858-1917), немецкий философ, социолог Г.

Зиммель (1858-1918), немецкий теолог и философ Э. Трельч (1865 - 1923), русский и

американский историк и социолог П. Сорокин (1889 - 1968).

Психология религии - исследует психологические закономерности

возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной,

групповой, и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений,

традиций и т.д.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их роль в

религиозном комплексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности

общества, групп, индивидов. Вклад в ее становление и развитие внесли: немецкий

психолог, физиолог и философ В. Вундт (1832-1920), американский психолог и

философ У. Джеймс (1842-1910), немецкий философ В. Дильтей (1833 - 1911),

французский философ, социолог, психолог и этнограф Л. Леви-Брюль (1857-1939),

французский психолог Т. Рибо (1839-1916), американский психолог Э. Старбек

(1866-1947) и др.

Феноменология религии – соотносит представления, идеи, цели, мотивы

практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки

зрения реализующихся значений и смыслов и с учетом этого делает

систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе

сопоставления и сравнения. Значительный вклад в разработку феноменологии

религии внесли голландский теолог и историк религии П. Шантепи де ля Соссе 16

(1848-1920), немецкий философ и теолог Р. Отто (1869-1937), голландский теолог и

религиовед Г. ван дер Леув (1890-1950), англо – и франкоязычный философ и

историк Н. Элиаде (1907-1986) и др. Большое влияние на развитие феноменологии

религии оказали феноменолистическая философия Э. Гюссерля (1859-1938) и

экзистенциализм немецкого философа М. Хайдеггера (1889-1976).

История религии – иллюстрирует движущийся во времени мир религии во всем

его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их

форм, накапливают и сохраняют информацию о многочисленных существовавших и

существующих религиях. В ХVIII в. ряд проблем истории религии освещался в

сочинениях французского просветителя, энциклопедиста Ш. де Бросса (1709-1777),

французского ученого и философа Ш. Дюпюи (1742-1809). В XIX в. в развитее

истории религии не малый вклад внесли немецкие теологи и историки,

представители так называемой тюбингенской школы в богословии Ф. Баур (1792-

1860) и Д. Штраус (1808-1874). Начиная с XIX в. история религии становится

областью деятельности многих исследователей: швейцарский историк и правовед И.

Бахофен (1815-1887), французский писатель, историк и филолог-востоковед Ж.

Ренан (1823-1892), английский историк, востоковед С. Робертсон (1846-1894),

английские историки и этнологи Э. Тейлор (1832-1917), Дж. Фрейзэр (1854-1941),

немецкий историк и философ А. Древс (1865-1935), австрийский теолог, этнограф и

лингвист В. Шмидт (1868-1954), российские исследователи – востоковед Ф.

Щербацкой (1866-1942), историки В. Бартольд (1862-1930), А. Ранович (1885-1948),

Р. Виппер (1859-1954), этнограф и религиовед С. Токарев (1899-1985), богослов и

историк А. Карташов (1875-1960) и многие другие.

Наряду с перечисленными выделяют раздел, включающий знания о

свободомыслии в отношении религии. В этом разделе раскрывается содержание

свободомыслия, его развитие и функции в обществе и в жизни личности,

исследуются его различные проявления, в разные этапы развития общественной

мысли и в народном сознании, в науке, морали, искусстве, политике, философии,

теологии. Особого развития свободомыслие достигло в XVIII ст. свой вклад в

развитие общественной мысли внесли деятели «французского просвещения» П. 17

Бейль (1647-1706), П. Гольбах (1723-1789), Ж. Ламетри (1709-1751), Ф. Вольтер

(1694-1778). Развитию атеистических взглядов способствовали труды К. Маркса

(1818 -1883), Ф. Энгельса (1820-1895), В. Ульянова (Ленина) (1870-1924), Н.

Чернышевского (1828-1889), А. Герцена (1812-1870), Н. Добролюбова (1836-1861) и

др.

Литература.

1. Гараджа В.И. Социология религии. – М., 1995

2. Гегель Ф. Лекции по философии и религии. Понятие религии. – Философия

религии.- В 2-х т. – Т.1. - М., 1996. – С. 366 – 377.

3. Пивоваров Д.В. Религия: сущность и обновление // Философские науки. –

1992. - №2.

4. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные

религии. Курс лекций. – М., 2004.

5. Религии мира // Под ред. Шапова Е.Н. – М., 1991.

6. Релігієзнавство.// Под ред. Калініна Ю., Харковщенко Є. – К., 1994

7. Фромм Э. Психология и религия.// Иметь или быть. – М., 1992

8. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. – М., 1985.

9. Яблоков И.Н. Религиоведение. – М., 2004.

Ключевые понятия:

Мировоззрение, психология, философия, социология, история, гносеология, культ.18







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 561. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия