Студопедия — Постмодернизм гештальт-теории self
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Постмодернизм гештальт-теории self






Вышло так, что создание гештальт-терапии и ее теоретических основ оформилось в 1951 году в кни­ге («Gestalt Therapy»), в которой была предложена те­ория self и терапевтическая модель, заключающая­ся в анализе процессов конструирования форм (ибо примерно это и подразумевается под понятием «ге-штальт-терапия»).

В то время понятие self очень мало использовалось в клинических науках о человеке. Популярность, ко­торая к нему пришла благодаря работам Винникотта,


Быть в присутствии другого 79

Кохута и других, относится к более позднему време­ни.

Пятьдесят лет спустя и благодаря теоретическим и клиническим работам, осуществленным с тех пор, мы сегодня ясно видим, что данное понимание self укоренено в индивидуалистической традиции, кото­рая является в том числе фрейдистской, даже немно­го структуралистской, характерной для современнос­ти, но в то же время интуитивно и провидчески оно отсылает нас к тому направлению мысли, которое се­годня называется постмодернистским. Рядоположе-ние этих двух интеллектуальных течений иногда рож­дает определенный диссонанс. Многое еще нуждает­ся в уточнении и большей связности. Но направление уже задано.

Каково это направление? В чем состоит этот эпис­темологический разрыв? Если говорить современ­ным языком, то, обобщая, можно сказать, что в этом подходе self делокализовано, децентрализовано. Self больше не рассматривается как более или менее ста­бильная, глубинная и преемственная во времени сущ­ность: self есть процесс, оно принадлежит полю. Self теперь не налагается на понятие субъекта, оно есть возможность создавать формы и значения, творить и организовывать контакты с миром людей и миром во­обще. «Self— всего лишь небольшой фактор в глобаль­ном взаимодействии огранизм/среда. Однако оно иг­рает ключевую роль, которая состоит в развитии и со­здании значений, благодаря которым мы можем раз­виться». Если сказать об этом словами Бинсвангера, которые подходят лучше слов Фрейда, психотерапия становится в большей мере «анализом течения насто­ящего», нежели анализом психики, и «течение насто­ящего». Это «здесь-бытие» состоит из того постоян­ного опыта, который называют «контактом» и кото-


 

80

Жан-Мари Робин

рый является для нас другим способом обозначить процесс конструирования гештальтов.

Я повторю слова Турнье, которые я только что про­цитировал: «Все, что находится вовне, существует. Все, что находится внутри, не существует... То, что не существует, — притворяется. Притворяется существу­ющим...».

, В отличие от привычных мыслительных форм (представлений и понятий), которые «локализуют» (пусть даже только метафорически) психику в про­странстве — и использование понятия «топический» это иллюстрирует, — теоретическая система гештальт-терапии отдает приоритет процессу, темпоральности, прибавляет «временное» измерение (дабы связать за­ново «топос» и «хронос»).

Таким образом, основное измерение для гештальт-терапии— основное, но не исключительное — являет­ся скорее «хроническое», чем «топическое». Хрони­ка представляет собой последовательность формиро­вания форм, последовательность опыта, последова­тельность организации смыслов, последовательность поля осознания, последовательность контактов, пос­ледовательность конструирования контактов в меж­личностных связях и отношениях и т. д. Self в опыте не может быть локализован единообразно: в ходе дейс­твия или в ходе контакта self переживается одним и тем же образом только в фазе интеграции, ассимиляции, отступления, отдыха, размышления или подготовки.

Мне — и не мне одному — нередко случалось указы­вать в качестве аналогии на тот путь, которым следует квантовая физика. Так, говоря о природе света, кван­товая физика признает, что свет можно рассматривать как корпускулярный феномен, материю, состоящую из фотонов, или как волновой феномен, который за­ключается в процессе, движении. Сталкиваясь с фак-


Быть в присутствии другого 81

тами, подтверждающими тот и другой взгляд, физи­ки знают, что обе теории описывают феномен только отчасти и что они не могут говорить о явлении света в двух модальностях одновременно — как о материи и как о волне. Ставить вопрос об истинности того или другого подхода, очевидно, значит ставить вопрос не­правильно. Поиск примирения двух подходов также, по-видимому, ведет в тупик. Что для себя открыли физики, чтобы понять эту двойственность? Они от­крыли факт, который кажется очень простым, но ко­торый имеет самые серьезные последствия для того, что называют духом науки: говорить о волнах или фо­тонах означает всего лишь говорить о некоторых инс­трументах, которые человек сконструировал для рас­смотрения явления света! Свет не «есть» ни фотон и ни волна; он существует, он обнаруживается с помо­щью инструментов, созданных для измерения фото­нов и волн! Это значит и то, что мы в науках о челове­ке знаем довольно давно, в особенности, после Кур­та Левина, но что мы иногда склонны забывать: не существует феномена, наблюдатель, свидетель кото­рого, при всем своем желании оставаться «нейтраль­ным», не являлся бы его составной частью или даже, я бы сказал, его конструктом.

Может быть, и вы сегодня не обратили внимание на одну небольшую деталь в приведенной мной ци­тате из книги Турнье, как и я в свое время не обратил на нее достаточного внимания. Я повторю эту цитату полностью:

«Существовать — что это означает? Это озна­чает быть вне, sistere ex (находиться вне). Все, что находится вовне, существует. Все, что находится внутри, не существует... То, что не существует, — притворяется. Притворяется существующим.


 

82

Жан-Мари Робин

Этот ничтожный призрачный мирок ломится в двери большого реального мира. Но ключ от две­рей в руках у других».

Ключ в руках другого!

Без другого человека не открыть никакую дверь. Без другого ничего не существует. Без другого не су­ществует self; без другого не существует самовыраже­ние; без другого не существует речь.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 351. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия