Синтагматические и парадигматические отношения единиц языка
Парадигматические отношения — это те отношения, которые объединяют единицы языка в группы, разряды, категории. На парадигматические отношения опираются, например, система согласных, система склонения, синонимический ряд. При использовании языка парадигматические отношения позволяют выбрать нужную единицу, а также образовывать формы и слова по аналогии.
8. ФОНЕТИКА. АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ. Речь доступна для восприятия слушающих благодаря материальности своих знаков. Знаки эти - звуковые при устном общении и графические - при письменном. Поэтому изучение звуковой стороны языка является неотъемлемой частью языковедения. Этот раздел называется фонетикой (фонетика - от греческого phone - “звук”, “звучание”). Звуковой строй языка - особый ярус в его структуре, и поэтому фонетика - особый раздел языковедения, имеющий свой особый предмет. Больше того: не зная фонетики, нельзя понять и современное письмо, нельзя правильно разобраться и в грамматике; так, в школе, где фонетике уделяют очень мало внимания, путают звуки и буквы, а в результате неверно излагают и грамматику, например, утверждая, что в формах глагола играть и играют одна и та же основа игра- (а конечные части -ть и -ют), на самом деле здесь две разных основы [игра-т'] и [играj-ут], без понимания чего вся система форм глагола получает неправильное объяснение; для правильного же понимания необходимо строго различать буквы и звуки (в данном примере одна буква ю, которая передает два звука [j] и [У]) и уметь понять, из каких звуковых единиц составлены корни, приставки, суффиксы, окончания. Всем известно, что луна, луны, луну - разные падежи, различающиеся между собой. Но чем же они различаются? Тем, что различает звуки [а], [ы], [у], а об этом различии можно узнать только в фонетике. Мы уже знаем, что материальные знаки языка - звуки (а во-вторых, и буквы) - выполняют две функции: функцию доведения речи до восприятия (звуки - ухом, буквы - глазом) -перцептивную и функцию различения значимых единиц языка морфем и слов - сигнификативную. Поэтому следует прежде всего ознакомиться с материальной природой звуков, что необходимо для понимания того, что же мы можем воспринимать органами чувств (ухом).
9. РЕЧЕВОЙ АППАРАТ. АРТИКУЛЯЦИЯ. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ БАЗА.
Термин речевой аппарат (т.е. совокупность органов речи, к которым относятся: губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи - легкие, диафрагма) следует понимать условно. Так как язык - явление общественное, а не биологическое, то от природы никаких “органов речи” нет. Все перечисленные органы имеют прямые биологические функции как органы обоняния, вкуса, дыхания, приема и переработки пищи. Это создано природой. Применение этих органов для производства звуков речи - всецело заслуга человечества. Для образования звуков речи нужны те же условия, что и для образования звуков вообще: движущая сила, тело, колебания которого дадут тоны и шумы, и резонатор для оформления тембра звуков. Нижний этаж речевого аппарата, состоящий из двух легких, двух бронхов и трахеи, выполняет роль мехов и нагнетает струю выдыхаемого воздуха посредством напряжения мускулов диафрагмы (или грудобрюшной преграды), нужную для образования звуков в качестве движущей силы; образовать звуки речи в нижнем этаже речевого аппарата нельзя. Средний этаж - гортань- состоит из двух больших хрящей: перстневидного (в виде перстня, печатка которого обращена назад) и поставленного на нем щитовидного (в виде двух щитов, соединенных кпереди и выступающих углом вперед). В просторечии выступ щитовидного хряща называется “адамовым яблоком” или “кадыком”. Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией. Артикуляция складывается из трех частей: из приступа (или экскурсии) звука, когда органы “выходят на работу” средней части (или выдержки), когда органы установились для данной артикуляции, и отступа, когда органы возвращаются в нерабочее состояние. Все звуки можно разделить прежде всего на гласные и согласные, и это деление может исходить как из акустических, так и из артикуляционных признаков. Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в р - разного типа); в шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума.
10. ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЗВУКОВ РЕЧИ. Все звуки можно разделить прежде всего на гласные и согласные, и это деление может исходить как из акустических, так и из артикуляционных признаков. Проход во рту, по которому идет струя воздуха из легких, может быть: 1) свободным, когда нет никакого препятствия и воздух проходит без трения о стенки; звуки свободного прохода - это гласные; 2) суженным, когда те или иные органы во рту, сближаясь, образуют щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода; звуки суженного прохода - это фрикативные' согласные, щелевые, щ е л и н ы е, проточные, придувные): к фрикативным согласным относятся [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], а также и гортанные придыхательные [h]: 3) сомкнутым, когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы воздвигают полную преграду - смычку, которую либо надо прямо преодолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; это смычные согласные, подразделяющиеся на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка: 1. взрывные, когда смычка взрывается под напором струи воздуха и струя воздуха проходит прямо из ротовой полости наружу; это [п], [б], [т], [д], [к], [г], а также и гортанный взрыв [г1]; 2. аффрикаты, когда смычка сама раскрывается для прохода струи воздуха в щель и воздух проходит через эту щель с трением, но в отличие от фрикативных не длительно, а мгновенно; это [пф], [ц], [дз], [ч], [дж]; 3. носовые, когда смычка остается ненарушенной, а воздух проходит обходом через нос (для чего надо опустить мягкое нёбо и продвинуть маленький язычок вперед, не разжимая смычки во рту, которая препятствует выходу воздуха через рот) 4. боковые, когда смычка остается ненарушенной, но бок языка опущен вниз, и между ним и щекой образуется боковой обход, по которому и выходит воздух; такой способ возможен только при смыкании кончика языка с зубами или альвеолами, а также средней части языка с твердым нёбом; это разного типа л; 5. дрожащие, когда смычка последовательно и периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается, таково русское [р]. Признаки, характеризующие согласные, не подходят для определения гласных. Действительно, согласные прежде всего отчетливо подразделяются по способу образования, гласные же все принадлежат к одному способу - свободного прохода. В пределах свободного прохода гласные по широте раствора рта можно разделить на широкие, как [а], средние, как [э], [о], и узкие, как [и], [у], акустически это деление соответствует степени сонорности (звучности): широкие - максимально сонорные (поэтому когда поют без слов, то поют на а), средние - средней сонорности и узкие - минимально сонорные. Различия гласных по высоте резонаторного тона зависят от того: 1) как перегорожен ротовой резонатор, 2) как расположены губы и 3) включен или выключен носовой резонатор. Если поднять переднюю часть языка и опустить заднюю, то получатся гласные, высокие на слух: при полном подъеме - [и], при неполном - [э]. Если же, наоборот, поднять заднюю часть и опустить переднюю, то получатся гласные, низкие на слух: при полном подъеме - [у], при неполном - [о]. Положение губ - очень важное условие для характеристики гласных; растягивание губ укорачивает переднюю часть резонатора, что повышает резонаторный тон; округление губ в колечко и вытягивание их в трубочку увеличивают переднюю часть резонатора, что понижает резонаторный тон; эта артикуляция называется огублёнием или лабиализацией. Не растянутые и не вытянутые губы (нейтральное положение губ, как при [а]) не влияют на резонаторный тон. Лабиализованные гласные ниже нелабиализованных (с нейтральным укладом губ и с растянутыми губами). Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по р я д у, т. е. по той части языка, которая поднята при произношении данного гласного звука; гласные [и], [ü], [э], [б], [æ] - переднего ряда; гласные [ы], [у], [о], [Λ] и [ɑ] заднее и его сгубленная пара [ɒ]- заднего ряд а; к гласным среднего ряда относится нормальное русское [ы]; кроме того, к гласным среднего ряда относится и нейтральный гласный звук, о чем см. ниже.
11. ФОНЕМА И ЕЕ ФУНКЦИИ. ПРИЗНАКИ ФОНЕМЫ. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ ФОНЕМ.
Речь фонетически представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Эта цепь распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми, чисто фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени. Фонетические единицы речи как звенья речевой цепи - это 1) фразы, 2) такты, 3) слоги и 4) звуки. Таким образом, звуки речи употребляются не изолированно, а в условиях слогов, тактов и фраз. 1). Ф р а з а (фраза - от французского phrase - в том же значении) - это самая крупная фонетическая единица; фразы разделяются в речевой цепи паузами, т. е. остановкой звучания, разрывающего звуковую цепь; во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. 2). Фраза распадается на такты. Т а к т - это часть фразы (один или несколько слогов), объединенная одним ударением'. 3). Такты распадаются на слоги. С л о г - это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков; при этом не все звуки могут образовать слог, т. е. быть слоговыми (или слогообразующими). Для этого не годятся в составе слов звуки мгновенные, т. е. взрывные и аффрикаты.
12. СЛОГ КАК АРТИКУЛЯЦИОННО-АКУСТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА. УДАРЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ. 13. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. ТРАНСКРИПЦИЯ. АЛФАВИТЫ. Графика – совокупность знаков, используемых в данной системе письма вместе с правилами, устанавливающими соответствие между знаками (графемами) и звуками (фонемами); орфография – это система правил, предписывающих выбор какого-то одного из вариантов написания, предусмотренных графикой данного языка, а также раздел науки о языке, занимающийся нормами правописания.
|