Откуда берется этот страх? Куда он девается?
Это тот же вопрос, на который я только что давал ответ. Все твои страхи — следствие отождествления. Ты любишь женщину, и вместе с любовью к ней, в одной связке приходит страх: она может покинуть тебя — до тебя она покинула другого человека и осталась с тобой. Такое уже случалось, не исключено, что она поступит так же и с тобой. Появляется страх, и ты ощущаешь ком в животе. Ты слишком привязан. Ты не осознаешь простого факта: ты пришел в этот мир один, вчера ты точно так же существовал без этой женщины — вполне прекрасно, и у тебя в животе ничего не сжималось. И завтра, если она покинет тебя... к чему этот ком? Ты уже знаешь, как обходиться без нее, и сможешь быть один. Страх, что завтра все может измениться... Кто-то может умереть, ты можешь обанкротиться, потерять работу. Может произойти тысяча я одна перемена. Ты обременен бесконечными страхами и опасениями, сплошь беспочвенными — ведь вчера они тоже совершенно напрасно довлели над тобой. Все что угодно может измениться, но ты-то живешь. А человек наделен невероятной приспосабливаемостью к любой ситуации. Говорят, только человек да тараканы обладают этой уникальной способностью. Потому там, куда бы ни забросило человека, окажутся также и тараканы, и куда бы ни добрались тараканы — там будет и человек. Они идут в паре, у них есть нечто сходное. Даже в таких далеких местах, как Северный или Южный полюс... Когда человек доходил туда, он вдруг обнаруживал, что принес с собой тараканов, — и они себя превосходно чувствовали, плодились и размножались. Если окинуть взором планету, то увидишь — человек живет тысяче различных климатических условий, географических политических, общественных, религиозных ситуаций, и ему удается выжить. Он выживал веками... вокруг происходят перемены а он к ним приспосабливается. Бояться попросту нечего. Даже если наступит конец света — что с того? Тебе тоже придет конец. Неужели ты думаешь, что он обойдет тебя стороной, оставив одного на островке? Не волнуйся. По крайней мере, парочка тараканов точно составит тебе компанию! Что с того, если наступит конец света? Мне много раз задавали этот вопрос. Но в чем проблема? — конец так конец. Никакой проблемы нет, потому что нас тоже не будет; нам тоже придет конец, и беспокоиться будет не о чем. Воистину, величайшее освобождение от всех страхов. Конец света означает конец всем проблемам, всем переживаниям, всяческим ощущениям кома в твоем животе. Я не вижу здесь никакой проблемы. Однако я знаю — все исполнены страха. Но суть все в том же: страх — производная ума. Ум труслив, и ему стоит бояться, ибо он лишен материальной субстанции — он пустой, полый, оттого и боится всего. Но больше всего он боится, что однажды ты станешь осознающим. Вот уж где поистине конец света! Не настоящий конец света, а твое осознание, твоя медитативность, с которой ум должен исчезнуть, — вот чего он так боится. Из-за этого страха ум уводит людей от медитации, настраивает их против тех, кто пытается донести какие-либо представления о ней, об осознании и свидетельствовании. Он враждует со мной — и не без оснований; его страх имеет под собой почву. Возможно, ты и не осознаешь этого, но твой ум по-настоящему боится соседства со всем, что порождает большую осознанность. Она станет началом его конца. С ней грядет погибель ума. Но тебе бояться нечего. Смерть ума станет твоим возрождением, началом твоей истинной жизни. Ты должен быть счастлив, должен радоваться смерти ума, ибо ничто не дарует большей свободы. Ничто иное не подарит тебе крыльев, уносящих высоко в небо: ничто иное не отдаст все небо тебе. Ум — это темница. Осознание — это выход из темницы на свободу, или же понимание того, что темницы никогда не было. Все страхи исчезают. Я тоже живу в этом мире, но у меня никогда, ни на миг не возникало чувство страха, потому что меня невозможно ничего лишить. Меня можно убить — но я буду видеть происходящее, потому убиваемое — это не я, не мое осознание. Величайшее в жизни открытие, самое ценное сокровище — осознание. Без него ты обречен блуждать впотьмах, окруженный своими страхами. И ты будешь непрестанно порождать все новые страхи — им не будет конца. Ты будешь жить в страхе и в страхе умрешь, так никогда и не вкусив глотка свободы. А все это время у тебя была такая возможность, в любой момент ты мог ею воспользоваться, но так и не сделал этого. И вся ответственность — на тебе. «Beyond Psychology», глава 19
Глава 6 ВЛАСТЬ
Всю жизнь меня привлекало могущество власти — и признание, которое я мог бы получить благодаря ей. Сейчас я понимаю всю мелочность и ограниченность подобных устремлений. Более того, я чувствую, что существует иная, истинная разновидность могущества, которое не зависит от признания других или их реакции — оно скорее внутреннее. Не мог бы Ты рассказать об этом явлении, так меня притягивающем?
В заданном тобой вопросе нужно хорошенько разобраться, потому что я могу ответить как утвердительно, так и отрицательно. Я не отвечу «да»; я больше склонен сказать «нет». И объясню почему. Все это — игры твоего ума. Ты говоришь: «Всю жизнь меня привлекала власть и признание, которое я мог бы получить благодаря ей». Это — честное, искреннее признание. Многие люди, стремящиеся к власти, не способны даже осознать этого, их жажда власти остается практически бессознательной. Другие это замечают, а они сами не отдают себе в этом отчета. Эта жажда власти — величайший из недугов, поразивших человечество. И все наши образовательные системы, все наши религии, общество, культура всецело этот недуг поощряют. Каждый хочет, чтобы его ребенок был самым великим на свете. Послушать только матерей, рассказывающих о своих детях, так словно они произвели на свет Александра Великого, Ивана Грозного, Иосифа Сталина или Рональда Рейгана... Пять миллиардов человек гонятся за властью. Следует понимать, что отчаянная жажда власти возникает вследствие внутренней пустоты. Человек, не стремящийся к власти, — человек состоявшийся, удовлетворенный, безмятежный, пребывающий в ладу с собой. Все его естество — огромная благодарность бытию; ничто иное не требуется. Все, что тебе ни дается, приходит само, без твоей просьбы. Оно — чистый дар изобильного бытия. Это — два противоположных пути: первый — стремление к власти, второй — стремление раствориться. Ты говоришь: «Сейчас я понимаю всю мелочность и ограниченность подобных устремлений...» Они не только мелочны и ограниченны, но и нездоровы, уродливы. Сама мысль о том, чтобы властвовать над другими людьми, предполагает желание лишить их достоинства, уничтожить их индивидуальность, принудить быть рабами. Лишь извращенный ум способен на подобное. Ты продолжаешь: «Более того, я чувствую, что существует иная, истинная разновидность могущества, которое не зависит от признания других и их реакции — оно скорее внутреннее». Есть в этом доля правды, но она не является твоим опытом. Да, существует разновидность власти, не связанная с подавлением других, она скорее подобна могуществу цветка, раскрывающего лепестки... доводилось ли тебе видеть это могущество, это великолепие? Видел ли ты могущество звездной ночи? — разве она подавляла кого-нибудь? Наблюдал ли ты могущество крохотного листочка, пляшущего под солнцем, под дождем? Его красоту, его величие, его радость? Ему ни до кого нет дела. Ему попросту не требуются зрители. Вот истинная независимость. Она ведет тебя к истоку твоего естества, туда, откуда берет начало каждый миг твоей жизни. Но эту разновидность могущества не следует называть властью — иначе выходит путаница. Само слово «власть» предполагает доминирование над кем то. Даже очень продвинутые люди не смогли уловить суть. В Индии существует одна религия — джайнизм... Слово «джайна» означает «завоеватель, победитель». Изначально оно должно было означать то, о чем говоришь ты: могущество, зарождающееся внутри тебя — сродни тому, как распускаются лепестки и цветок источает аромат. Но я заглянул глубже в джайнистскую традицию. Когда они называют человека «победителем», то имеют в виду в том числе и его победу над собой. Кто-то должен быть побежден. Джайны изменили имя Махавиры — прежде его звали Вардхамана. Махавира означает «великий победитель», великий, непобедимый человек. Но все победы Махавиры, сведенные к простым психологическим понятиям, заключаются в том, что он мог стоять нагим и в дождь, и в холод, что он мог воздерживаться от пищи ради поста — подолгу, месяцами. За двенадцать лет самоограничений и воздержанности он принимал пищу лишь в течение одного года; одиннадцать лет он голодал. Не непрерывно — на месяц голодания приходился один день приема пищи, снова два месяца поста — и пару дней он питался, но за двенадцать лет он ел в общей сложности не больше года. Махавира истязал тело на протяжении одиннадцати лет. Поразмысли хорошенько, и ты поймешь: нет никакой разницы в том, истязаешь ли ты кого-то или самого себя, — разве что другой в состоянии постоять за себя. По крайней мере, такая вероятность существует. Если ты примешься истязать себя, то встать на твою защиту некому. Ты можешь творить со своим телом все, что вздумается. Но этому есть название — мазохизм. В моем понимании, он не имеет никакого отношения к поиску твоей глубинной сущности. Потому я не хотел бы называть это властью — это слово осквернено. Я охотнее назвал бы это умиротворением, любовью, состраданием... выбирай слово по своему усмотрению. Но власть была сосредоточена в руках жестоких людей — не имеет значения, проявляли они жестокость по отношению к другим либо к себе. Я думаю, первые вели себя более естественно, тогда как те, кто проявлял жестокость по отношению к себе, — полные психопаты. Однако люди, истязавшие себя, стали вашими святыми. Весь их вклад в служение миру состоял в наставлении к самоистязанию. Встречались святые, постелью которым служили шипы. Они сохранились по сей день, их можно увидеть в Варанаси. Возможно, это и отличное зрелище для туристов, но оно отвратительно и достойно осуждения. Такие люди не могут вызывать почтения. Они — преступники, так как совершают преступление против собственного тела, и их не передать в суд. Потому вторую часть следует хорошо взвесить, иначе твое первое желание — поддаться притягательности власти — снова проявится в ином обличье. Теперь ты можешь вознамериться обрести власть над собой. Тебе может показаться, что суть — в этом. Ты говоришь: «...иная, истинная разновидность власти, которая не зависит от признания других или их реакции — она скорее внутренняя». Сама мысль о других и их реакции указывает на то, что ты все еще думаешь по-старому. Поначалу тебе хотелось добиться признания, обрести могущество, покорить весь мир, получить Нобелевскую премию или еще какой глупости. Но ведь не всем быть Александрами Македонскими, равно как и получать Нобелевскую премию, и не всем обладать большим величием на фоне прочих. Затем происходит следующее: когда ты поймешь, что в твоей ситуации этого достичь невозможно, — или же конкуренция слишком велика и тебя просто задавят, есть куда более солидные противники, куда более матерые, чтобы с ними тягаться, — ты спасешься бегством в себя, пытаясь обрести власть, не имеющую отношения к другим, не зависящую от других. Мне достаточно Даже этой связи, чтобы прийти к выводу: сейчас ты отправляешься в другое путешествие того же свойства. Вначале ты пытался доминировать над другими, теперь примешься обуздывать себя Вот что люди понимают под словом «дисциплина». Мне напомнили одну очень известную басню Эзопа.
Наступил сезон манго, и лиса пытается достать зрелые плоды, однако те растут слишком высоко. Даже подпрыгнув лиса не может дотянуться до них. Она совершает несколько попыток, но, видя, что ей все равно не допрыгнуть, оглядывается вокруг — не видит ли кто. За всей этой сценой наблюдает крольчонок. Лиса тихонько отходит, не выказывая своего поражения, но крольчонок ее останавливает: «Тетенька, в чем дело?» А лиса ему и говорит: «Малыш, манго еще не созрели».
Если уж ты решишь отказаться от своего желания власти, то это не должно случиться как в Эзоповой басне. Прежде отыщи источник этого стремления к власти. Ведь оно исходит от твоей пустоты, ощущения неполноценности. Единственно правильный способ освободиться от этого отвратительного стремления доминировать — погрузиться в свою пустоту, тщательно разобраться в том, чем она является. Ты пытался освободиться от нее при помощи той же власти, но в ином обличье. Теперь же направь всю свою энергию не на самоистязание, не на мазохистскую дисциплину, а просто погрузись в свое небытие: каково оно? И в твоем небытии распустятся розы. Там ты отыщешь источник вечной жизни. Ты больше не зажат тисками комплекса неполноценности, и тебе не нужно оглядываться на других людей. Ты обрел себя. Те, кто поддались очарованию власти, все больше отдаляются от самих себя. Чем дальше уводит их ум, тем больше в них зияет пустота. Однако такие слова, как «пустота», «небытие», подверглись порицанию, и ты полностью подхватил эту идею. Вместо того чтобы исследовать красоту небытия... Это — высшее. Это — беззвучная музыка. Не существует радости, сравнимой с этой. Она — чистое блаженство. Благодаря этому опыту Гаутама Будда назвал высшее постижение себя нирваной. Нирвана означает «небытие». Как только ты обрел безмятежность в своем небытии, все напряжение, конфликты, беспокойство исчезают. Ты обрел источник жизни, не ведающий смерти. Тем не менее хочу еще раз напомнить: не зови это «властью». Называй это любовью, называй безмолвием, называй блаженством, потому что понятие «власть» так осквернили в прошлом, что даже само слово нужно тщательно отмывать. Из-за этого его можно истолковать превратно. Этим миром правят люди в основе своей неполноценные, но норовящие компенсировать свою неполноценность хоть какой-то властью, какой угодно властью. Они изобрели немало способов. Естественно, далеко не каждый может быть президентом страны — и тогда страну делят на штаты. Тогда гораздо больше людей смогут стать губернаторами, премьер-министрами. Затем работа премьер-министра тоже разделяется — и в результате множество людей могут занять пост их заместителей, заместителей заместителей, вплоть до министров штатов. Вся эта иерархия выстроена из людей, страдающих комплексом неполноценности. От самого захудалого чернорабочего до президента — все поражены одним и тем же недугом. Обычные люди, разумеется, не наделены властью. Они лишь издали взирают на власть имущих, думая: «Вот если б мне оказывали столько почестей, признания, я тоже был бы кем-то. Уж я бы оставил свои следы на песке времени». Они очарованы властью. Но посмотри на людей, подобных Гаутаме Будде, которые были наделены властью от рождения, но отреклись от нее, видя всю ее бессмысленность. Внутри ты все равно остаешься тем же. Будь у тебя хоть миллиард долларов — это никак не изменит твою внутреннюю сущность. Лишь перемена, внутренняя трансформация могут подарить тебе умиротворение. Из этого умиротворения польется твоя любовь, из этого умиротворения родится твой танец, твои песни твое творчество. Но избегай слова «власть». В данный момент ты об этом только думаешь. Размышления не помогут. От них есть толк, если ты намерен вступить в мирское состязание за власть, деньги, престиж, респектабельность. Но если ты хочешь жить в гармонии со своей внутренней сущностью, уму тут делать нечего. Потому я устремляю все усилия на то, чтобы помочь тебе освободиться от влияния ума и жить в медитации отказаться от размышлений и стать безмолвным. Как только ты испробуешь вкус своего естества, вся алчность жажда денег, власти попросту испарятся. Это — несравнимые вещи. Ты обрел самого Бога внутри себя; чего еще остается желать?
«Оm Mani Padme Hum», глава 24
|