Студопедия — Текстовая версия документа предназначена только для предварительного просмотра! 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Текстовая версия документа предназначена только для предварительного просмотра! 1 страница

Игровой аспект в современном рекламном тексте: Учебное пособие

Текстовая версия документа PDF (размер: 704.2 КБ)

Текстовая версия документа предназначена только для предварительного просмотра!

Преобразование в текст выполняется в автоматическом режиме, поэтому результат может сильно отличаться от оригинального документа. Изображения (картинки, формулы, графики) в документе игнорируются.

Рекомендуем скачать оригинальный документ

Предыдущая
                   

 

Следующая
МИНИСТЕРСТВО ОБРÀЗОВÀНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРÀЦИИ ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДÀРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Курганова Е.Б. ИГРОВОЙ ÀСПЕКТВ СОВРЕМЕННОМ РЕКЛÀМНОМ ТЕКСТЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО СПЕЦИÀЛЬНОСТИ 070701 ОПД.Ф.11 ВОРОНЕЖ 2004 Утверждено научно-методическим советом факультета журналистики (протокол ¹1 от 16.09.04 г.) Àвтор Курганова Е.Б. Рецензент канд. фил. наук., доцент Гордеев Ю.À. Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре средствмассовой коммуникации и рекламы факультета журналистики Воро-нежского государственного университета. Рекомендуется для студентов 1-4 курсов всех форм обучения. В учебном пособии, предназначенном для студентов отделения рекламы,дается представление о функционировании различных игровых приемов всовременном рекламном тексте. Пособие будет полезно изучающим современные средства массовой ком-муникации и тем, кто интересуется рекламной теорией и практикой. Пособиетакже может оказать помощь в поиске свежих идей для написания рекламно-го текста. 3 ОглавлениеВступительное слово..................................................................................... 4 Глава 1. Игровое начало в рекламном тексте................................................ 71.1. Исследование отношениймежду рекламой и смежными областями....................................................... 71.2. Философско — психологическое раcсмотрение категории игры......... 131.3. Воплощение категории игры в языке. Языковая игра............................ 251.4. Значение языковой игры........................................................................... 36 Глава 2. Образность как канал распространенияязыковой игры в рекламном тексте................................................................. 432.1. Метафора в рекламном тексте.................................................................. 482.2. Àналогия и сравнение в рекламном тексте............................................. 582.3. Гипербола в рекламном тексте................................................................. 662.4. Значение образных средств в рекламном тексте.................................... 68 Глава 3. Экспериментальное исследованиеигровых приемов в современном рекламном тексте..................................... 713.1. Использование неологизмов в современной рекламе........................... 713.2. Игры с сочетаемостью слов...................................................................... 813.3. Игры с многозначностью.......................................................................... 853.4. Использование жаргонизмов в современном рекламном тексте........... 903.5. Морфологические игры............................................................................ 983.6. Графика как элемент игры в рекламе....................................................... 1023.6. Фонетическая игра в рекламном тексте.................................................. 106 Заключение....................................................................................................... 117 Библиография.................................................................................................. 121 4 Вступительное слово Сегодняшняя реклама — это явление прежде всего социо-культурное.Именно сейчас рекламу можно с полным правом назвать частью нашей куль-туры1. Как бы мы этому ни сопротивлялись, без рекламы немыслима куль-тура потребления, именно от нее всецело зависит нынешний образ жизни.Главная черта рекламы как культурного феномена — ее амбивалентность(внутренняя противоречивость), которая проявляется в том, что реклама су-ществует вне желаний субъекта, но в конечном счете подчиняет его созна-ние, и не только. Являясь частью современной цивилизации, реклама ужевыступает в качестве регулятора современного литературного языка. Плас-тика и гибкость рекламного слова нередко становится источником окказио-нальных слов, рождает неологизмы, инициирует появление игрового элемен-та в рекламном тексте. Благодаря включению информационных потоков в контекст игры воспри-ятие представленной в рекламном послании ситуации коренным образом из-меняется, за счет чего воссоздается новая модель мира, идет процесс созда-ния иной действительности, выходящей из границ реальности во временнуюсферу деятельности с собственной направленностью. Такой процесс преоб-разования «обыденной» жизни обосновывает правомерность философско-культурологического подхода к исследованию феномена игрореализации врекламном творчестве. Àктуальность темы обусловлена процессами, протекающими в современ-ном текстовом пространстве. Сейчас, когда происходит изменение статусатекста СМИ в общем, и текста рекламы, в частности, в научно-практическихисследованиях, а именно превращение его из иллюстративного материала вработах по нормированию речи в источник формирования новой языковойнормы, заявленная тема особенно актуальна. Злободневность подтверждает-ся и современными исследованиями зарубежных и отечественных лингвис-тов, в которых подчеркивается: реклама способна оказывать сильное влия-ние на общий литературно-языковой обиход, нельзя недооценивать ее роль вформировании языкового вкуса общества. Так, например, историк ДэниелБурстин отмечает: «Рекламе выпала судьба стать самым вездесущим, самымхарактерным доходным видом печатной продукции…», она «… затронуласокровенные чувства людей, сила ее слова и образов затмила собой всю мощьпрочей литературы»2. Àктуальность комплексного изучения игровой составляющей реклам-ного текста также обусловлена тем, что теоретическая разработанностьданной проблематики характеризуется, с одной стороны, достаточным ко-личеством исследований в смежных дисциплинах: литературе и журнали-стике, позволяющих прояснить специфические особенности изучаемогофеномена, но, с другой стороны, недостаточной изученностью проблемыфункционирования разнообразных игровых приемов в современной рек-ламной практике. 5 Признание социальной значимости рекламы — важный довод в пользунеобходимости задуматься над ее языком, так как уже сегодня рекламу сполным правом называют своеобразным законодателем современного ли-тературного языка. Особую же «законотворческую» функцию при этом реа-лизуют игровые приемы, активно используемые в современных рекламныхтекстах. На фоне интенсивного распространения в рекламе текста-игры одними изключевых остаются рассмотренные нами проблемы эффективности таких но-вообразований и их соответствия потребностям и ожиданиям реципиентов.В связи с повышенным интересом рекламистов к тексту-игре возникает и дру-гой вопрос: чем же обусловлено такое пристальное внимание к новым тексто-вым формам? Во-первых, текст-игра привлекает рекламистов благодаря диалогичнос-ти, заложенной в его основу. Он рождает двусторонеее движение, ведь игра водиночку, без реципиента-партнера невозможна по определению. À иначе длякого она создается? Во-вторых, игра всегда несет в себе элемент новизны. À, как доказанопсихологами, в человеческом организме постоянно происходит фильтрацияполучаемой информации, при этом более новым стимулам отдается предпоч-тение. Для эффективности любого коммуникационного акта, каковым и яв-ляется рекламное послание, это особенно важно. В-третьих, игра несет в себе заряд положительных эмоций. Если же зна-комство с рекламным сообщением доставляет удовольствие, то оно тотчаспереносится на сам рекламируемый объект. Таким образом, реклама как быучит потребителя позитивным эмоциональным ассоциациям. Усиление гедо-нистического компонента идет засчет дешифровки игровой составляющейрекламного послания. В данном случае мы имеем дело с удовольствием отопознания благодаря тому, что на пути к этому последнему возникают пре-пятствия, образующие «психическую запруду», которая устраняется самимактом познания. В-четвертых, благодаря игровой организации текстового пространства ста-новится возможным не только процесс передачи уже известных смыслов, нои насыщение текста новыми смыслами. И, наконец, игровые средства нередко выступают в качестве текстовогостимулятора и катализатора создания рекламного образа в сознании потре-бителей. Эмоционально насыщая рекламный язык, игровые приемы повы-шают экономическую эффективность сообщения. Именно в силу перечисленных выше причин сегодняшние рекламные тек-сты строятся на отступлении от традиционных моделей словообразования,нарушении табу на сочетаемость, игре не только с содержанием, но и с фор-мой, звуком, графикой. Подробное рассмотрение таких языковых игр вы инайдете в предложенном учебном пособии. Àвтор выражает надежду на то, что материалы книги помогут студентампри изучении таких дисциплин, как: «Основы рекламы», «Язык рекламы», атакже других учебных курсов по специальности «Реклама». 6 ПРИМЕЧÀНИЯ 1 В связи с этим уместно вспомнить слова одного из французских создателейрекламы Жака Сегела: «Магия рекламы — это магия превращения акта потребленияв культуру. Потреблять не мечтая — это значит вернуться к животному состоянию». 2 Цит. по: Корнилова Е., Гордеев Ю. Слово и изображение в рекламе. – Воронеж:Кварта, 2001. — С. 15. 7 Глава 1. Игровое начало в рекламном тексте 1.1. Философско-психологическое рассмотрение категории игры 1.1.1. Исследование отношений между рекламой и смежными областями Прежде чем приступить к рассмотрению феномена игры в целом, иязыковой игры в рекламе в частности, необходимо определиться с ключе-выми понятиями и наиболее значимыми дискуссионными вопросами, та-кими как: трактовка самого термина «реклама», а также исследование от-ношений, в которые она вступает со смежными областями искусства ижурналистики. Реклама — это наша реальность. С каждым днем она занимает в жизнивсе более заметное место, что подтверждается следующим фактом: ежегодноприрост рынка рекламы составляет более 50 %. То есть, можно сделать вы-вод: российская реклама в развитии опережает отечественную экономику. Множество противоречивых мнений возникает по поводу самого терми-на «реклама». Ведь каждый исследователь, прежде чем приступить к разра-ботке какого-либо частного вопроса, считает своим долгом дать определениеобщему, ключевому термину. И это понятно: если следовать одному из зако-нов логики, при объяснении нового (а следовательно, противоречивого) не-обходимо опираться на уже известное, истинность которого доказана. Сразузаметим, что наиболее дискуссионным является следующий вопрос: что пред-ставляет собой реклама — искусство или бизнес? Рекламу часто называют искусством ХХ века. И действительно, трудноне согласиться с данным постулатом. Этой точки зрения придерживаютсямногие исследователи, которые во главу угла ставят «эстетичность» рекла-мы (определение М. М. Бахтина), ее близость к культуре. Так, например, изве-стный специалист в области средств массовой информации Эверетт Денниссчитает, что «реклама, как позитивное явление в жизни нашего общества,помогает культуре созревать и развиваться»1. Высокопрофессиональные прак-тики Ч. Сендидж, В. Фрайбургер и К. Ротцолл сходятся в том, что «реклама— часть нашей культуры (пусть пока только повседневной и общедоступ-ной)»2. Нельзя не согласиться, что подлинная реклама способствует и рас-пространению высоких ценностей, экономической культуры, культуры по-требления. Сейчас, когда реклама становится частью культурного простран-ства, она начинает оказывать воздействие на все культурное поле и в своюочередь испытывать на себе мельчайшие его изменения. Сегодня любой че-ловек должен стать действенным участником культурного поля, занятого рек-ламой. И этот процесс не зависит от личных пристрастий реципиента, по-скольку главной чертой рекламы как феномена культуры является амбива- 8 лентность, которая проявляется в подчинении сознания субъекта вне прису-щих ему желаний. Реклама как бы заставляет нас включать производимыеей высказывания в свой культурный горизонт. Примеров взаимного влияниякультурной и рекламной сфер множество. Один из них реализуется в отож-дествлении рекламными персонажами различных модных веяний, присущихтем или иным социальным группам общества. Вот как об этом процессе пи-шет À. À. Давтян: «Наблюдая за процессом трансформации героя реклам-ных роликов, можно фиксировать возникновение любых новомодных идейи увлечений различных социальных групп в обществе. Рекламный персонажв роли типичного представителя референтной группы, в свою очередь, ста-новится образцом для подражания. Происходит взаимовлияние рекламы икультуры на ценностном уровне»3. Сближает рекламу с искусством и то, что она создает другой, идеальныймир. Вот как высказываются по этому поводу авторы книги «Àмерикана»П. Вайль и À. Генис: «От рекламы… не требуется реализма. Задавая высокиенравственные стандарты, она порождает особое позитивное мышление. Пустьчеловек несовершенное, противоречивое, иррациональное существо, но онверит, что есть другой, идеальный мир, в котором жизнь строится по внят-ным, правильным законам. Задача рекламы состоит не в том, чтобы продатьсковородку, а в том, чтобы потребитель подсознательно стремился отожде-ствить себя с героем «коммершлз». Тогда он купит сковородку не для того,чтобы жарить яичницу, а для того, чтобы стать участником идеальной экран-ной жизни»4. Создание же идеальной действительности — процесс творчес-кий, который практически полностью затмевает собой то, что реклама — частьбизнеса. À следовательно, рекламе присущи черты, отличающие истинноепроизведение искусства, — мастерство и профессионализм создателя, выяв-ляющиеся в творческом процессе. Помимо этого, рассматривать отношения обеих сфер можно через при-зму игровой деятельности. Тесную взаимосвязь между пространствами игрыи искусства можно рассматривать как аксиому. О близких взаимоотношенияхигры и искусства уже сказано много. Так, например, рассматриваемые облас-ти «преследуя цели овладения миром, обладают общим свойством — реше-ние предлагается не в практической, а в условной, знаковой сфере5». Приме-ром этой условной сферы и выступает идеальный мир, являющийся порож-дением как сферы искусства и игры, так и области рекламы. Философские исследования позитивистов вообще рассматривают игру поотношению к искусству как творящую сущность и первоисточник. Теория«родительских» взаимоотношений между данными областями активно под-держивалась в частности Г. Спенсером и Г. Àлленом. Российские исследователи нередко выступают сторонниками мнения облизости рекламы сфере искусства. Например, Е. Корнилова ставит рекламув один ряд с другими искусствами, составляющими российскую культуру, —драматургией, кинематографом, художественной литературой [1]. Творчествоже перечисленных коммуникативных искусств используется в рекламе с це-лью мотивирования потребителя. 9 Конечно же, бесспорным является тот факт, что рассматривая интересую-щий нас вопрос, мы ни в коем случае не говорим «о вещах, существующих, таксказать, на разных орбитах и никогда не пересекающихся». Ведь вряд ли най-дутся стороннники мнения, что реклама и искусство сродни двум параллель-ным прямым, которые никогда не пересекутся в геометрическом пространстве;если уж использовать «математическую» метафору, то искусство и рекламускорее следует рассматривать как окружность и касательную, проведенную кней. Конечно, между данными понятиями существует некая, может быть, невсегда явно прослеживаемая инструментальная связь, в качестве «инструмен-та» которой используется образное слово или игровая коллизия. Возможно, рекламе не нашлось бы места в сфере искусства в традицион-ном понимании последнего (хотя это спорно!). Но сегодня, когда мы наблю-даем процесс существенного расширения границ искусства, говорить о не-причастности рекламы к искусству было бы выражением крайней степениконсерватизма. Своеобразным ответом на рассматриваемый вопрос для фран-цузов стала в 1996 г. организация выставки в музее Лувра «Искусство илиреклама? Ретроспектива «Кока-Колы». Как пишет Т. Лебедева, «марка полу-чила допуск в священные залы, разом утвердив свое право быть большим,чем символом массовой культуры и примером совершенной техники «обще-ния» с потребителями через рекламу»6. Заметим, что сближение этих катего-рий — взаимовыгодный процесс. Таким образом, реклама усложняет своезнаковое пространство, насыщает его более искусно оформленными образ-цами. Искусство же находит еще одну сферу приложения таланта своих слу-жителей (вспомним, что еще в 18—19 вв. для рекламы работали такие гении,как Делакруа, Шарден, Матисс). И это еще одна грань проблемы взаимосвязиискусства и рекламы. Cуществует и еще одна сторона интересующего нас вопроса. Она прояв-ляется в достаточно обширной теме искусства в рекламе: нередко художе-ственные произведения, выбранные для рекламы какой-либо продукции, при-званы служить цели создания необходимых представлений реципиентов. Бе-зусловно, задействованные шедевры искусства должны быть популярны иузнаваемы большинством представителей целевой группы воздействия. Та-ким образом, «реклама, использующая произведения искусства, создает но-вый массовый эффект, который придает ей другое измерение во времени»7. И, наконец, сближение рекламы и искусства можно рассматривать черезпризму взаимодействия рекламы и журналистики, принимая при этом после-днюю за своего рода искусство. Общность журналистской и рекламной сфер определяется прежде всегокомплексом функциональных задач, которые оба вида коммуникации реали-зуют на едином информационном пространстве, в рамках единых информа-ционных потоков. В качестве доказательства рассмотрим несколько функций,«родственных» как журналистике, так и рекламе. Начнем с функции инфор-мирования (или познания действительности). «Именно в информационной насыщенности изложения проявляется об-щественный смысл журналистики»8, — пишет исследователь журналистс- 10 кого текста С. И. Сметанина. Безусловно, информация — один из важней-ших компонентов журналистики. СМИ играют большую роль в познаниимира, формируют и развивают наши представления об окружающем мире.Недаром информационная (или просветительская) функция журналистикибыла выведена и рассмотрена раньше других (см. исследования И. Хмарыза 1969 г.). Что же касается рекламы, то в качестве ключевого слова в определенииэтого термина многие теоретики выделяют опять же «информацию». «Сло-варь иностранных слов» трактует рекламу как «информацию о товарах, раз-личных видах услуг и т. п. с целью оповещения потребителей…9». То же со-держится в словаре «Язык рынка»: реклама — «информация о товарах. Услу-гах с целью оповещения потребителя…, способы и формы доведения до за-интересованных лиц информации о реализуемых товарах и услугах,преследующие цель предоставить потребителю необходимый набор сведе-ний…10». Кроме того, выделяют целую специализированную отрасль — ин-формативную рекламу. Таким образом, деятельность журналиста и рекламиста связана с участи-ем в информационном процессе и имеет целью устранение неопределеннос-ти знания у получателя сообщения о каком-либо предмете. И именно на ин-формационном поле происходит процесс взаимообогащения двух сфер, вчастности, по мнению В. À. Евстафьева, наиболее наглядно процессы кон-вергенции СМИ и рекламы «обнаруживаются в сфере продуцирования и рас-пространения информации»11. Как журналистикой, так и рекламой реализуется и функция ценност-ного осмысления (аксиологическая функция). Соотнесение реальногообъекта с ценностями различных сфер (эстетической, художественной,нравственной, религиозной) сопровождает практически любой журнали-стский и рекламный текст. Журналист и рекламист выносят на обсужде-ние вопрос о ценности полученного знания о предмете, то есть отнесенииего к категориям прекрасного и нравственного или, наоборот, уродливогои аморального. Здесь в сфере ценностного осмысления предмета рассмат-риваемые нами системы пересекаются с художественной деятельностью,со сферой искусства. Помимо функциональной общности и журналистика, и реклама частообращаются к одной и той же аудитории, обладающей гражданскими и по-требительскими интересами. При этом обе коммуникационные сферы наце-лены на создание диалогичного общения с реципиентом, которое обеспечи-вается засчет двустороннего движения информационных потоков. Процесс сближения журналистики и рекламы накладывает свой отпеча-ток на каждую из сфер. Так, «журналистика испытывает огромное воздей-ствие со стороны рекламы. Реклама навязывает свой стиль «клипового мыш-ления», емкость, предельную информационную насыщенность, сочетающуюрациональное и иррациональное воздействие. Реклама также испытывает насебе влияние журналистики, которая порождает многие стереотипы воспри-ятия, навязывает присущий ей характер обращения к аудитории»12.
Предыдущая
                   

 

Следующая

 

© 2005-2009 ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© 2005-2009 Федеральное агентство по образованию

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" удостоена Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год в составе Федеральной системы информационно-образовательных ресурсов

Поставщики ресурсов Авторам Контакты Обратная связь Вопросы и ответы

window.spylog_js=1; window.spylog_js=1.1; window.spylog_js=1.2; window.spylog_js=1.3; window.spylog_js=1.4; window.spylog_js=1.5; window.spylog_js=1.6; window.spylog_js=1.7; window.spylog_js=1.8; window.spylog_js=1.9;

var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol)? "https://ssl.": "http://www."); document.write(unescape("%3Cscript src='" + gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js' type='text/javascript'%3E%3C/script%3E")); var pageTracker = _gat._getTracker("UA-3911909-1"); pageTracker._initData(); pageTracker._trackPageview(); try { var yaCounter218768 = new Ya.Metrika(218768); } catch(e){}

11 Так выглядят аргументы в пользу сближения рекламы и журналистики, чтобезусловно влияет на сближение рекламы и искусства. Однако, нередко выска-зываются и противоположные мнения, утверждающие, что сферы искусства ирекламы разделяет непреодолимая пропасть. Вот что говорит об этом в своейработе «К исследованию художественнолй ценности рекламы» Е. П. Боева:«Многие рассматривают рекламу как особый вид искусства … Подобное отно-шение к рекламе нам кажется не только нелепым, но и пошлым. «Искусство, —как уверял Теофиль Готье, — божественная игра». И эти два элемента равно-сильны, ценны»13. В качестве иллюстрации собственных мыслей автор приво-дит такой пример: около десяти лет тому назад в Германии состоялся первыйфестиваль рекламных роликов. Было выделено несколько категорий: самый ус-пешный, самый смешной, самый неудачный и так далее. Существовала и кате-гория, которая в русском переводе звучит как «высокохудожественный реклам-ный ролик». Ведущий объявил, что под этим имеется в виду тождественностьшедеврам мирового кинематографа. Номинированных в этой категории режис-серов и сценаристов поздравили с умением «профессионально, прелестно ипросто» донести свою идею до зрителя. Мнение же автора расходится с пози-цией организаторов фестиваля: на взгляд Боевой, рекламный ролик — нечтопростое, поэтому его и нельзя отнести к сфере искусства, которое иначе каксложным и многогранным явлением не назовешь. Учитывая противоречивость позиций исследователей, не следует забы-вать, что реклама связана и с бизнесом, так как преданно служит его целям изадачам. Реклама обладает теми же деловыми характеристиками, расчетом итщательно разработанной стратегией. Практичность и прагматизм данноговида деятельности подчеркивается во многих определениях термина. Говоряо рекламе, исследователи нередко оперируют понятиями «коммерческая про-паганда» (определение В. Е. Демидова), «двигатель торговли» (определениебарона Метцеля), «платная форма» (определение, предложенное маркетин-говой ассоциацией Àмерики (ÀМÀ)). Свое согласие с данной точкой зренияВ. В. Тулупов выражает так: «Реклама — прицельный жанр, относящийся кделовой коммуникации, поэтому прагматизм, практическая прицельностьздесь превалируют»14 (над творческой составляющей — Е. К.). Если же воедино связать противоположные точки зрения, то мы скореепридем к определению той рекламы, какой она должна быть в идеале. О том,что реклама гармонично сочетает в себе принципы искусства с целями биз-неса, говорят многие теоретики и практики уже давно. Еще Ги де Мопассанписал: «Реклама — это бог современной торговли и промышленности. Одна-ко, реклама — это и искусство, весьма нелегкое, требующее большого так-та». В начале нашего века Гилберт Кит Честертон говорил «о полном стира-нии демаркационной линии между искусством и рекламой» (которую он рас-сматривал как часть низкопробного предпринимательства). И далее, пытаясьпророчествовать, утверждал: «Не будет больше иного искусства, чем то, ко-торое служит целям рекламы» [2] (= бизнеса). Обобщить все вышесказанное можно словами Михаила Эйдинова, про-фессора кафедры менеджмента, кино и ТВ ВГИК: «Реклама — вид коммер- 12 ческого искусства, эстетика которого функциональна, то есть подчинена чет-ко сформулированной коммерческой цели»15. Итак, сегодня, когда уровень рекламы значительно вырос, нужно гово-рить о том, что она может быть искусством и уже становится им. Но искусст-вом весьма своеобразным, прикладным, искусством ради бизнеса: искусст-вом создавать образы, которые будут что-то предлагать, продавать, реализо-вывать. Причем, в качестве товара рекламы могут выступать не только какие-то предметы или идеи, но даже образ жизни. И все-таки реклама становится искусством. Такого максимального сбли-жения, даже в некоторой мере отождествления, рекламе удалось достичь восновном с помощью образного языка, которым она пользуется наравне слитературой и журналистикой. В целом, именно язык максимально сближает понятия «реклама» и «ис-кусство». В частности же, способствуют отождествлению данных терминовсоставляющие языка — слова. Сразу оговоримся, что речь идет не об обыч-ных словах, а о тех, которые «интересны не только и не столько тем, что оничто-то называют (предметы, людей, признаки, действия и др.), сколько тем,что они, кроме названия, кроме указания на какой-то предмет, действие, яв-ление, содержат оценку этого предмета, явления, содержат отношение к это-му действию, явлению, предмету со стороны говорящего [или пишущего —Е. К.]»16. Проще выражаясь, речь идет о словах игровых, образных, создаю-щих ту идеальную реальность, которая и присуща рекламному искусству. Какизвестно, реклама существует для того, чтобы производить впечатление, ачто как не образность и игра способствуют этому в большей степени. В дока-зательство приведу слова известного литературоведа В. Б. Шкловского: «об-раз поэтический — один из способов создания наибольшего впечатления». Помимо этого, именно языковые средства служат «магической» цели рек-ламы: магии превращения акта потребления в культуру. Ведь как считает из-вестный французский рекламист Жак Сегела: «потреблять не мечтая — этозначит вернуться к животному состоянию». На основе изложенного материала напрашивается вывод: вопрос о при-надлежности рекламы сферам бизнеса или искусства следует видоизменить.Он должен обрести следующую форму: помогает ли творческая реклама про-давать? Достаточно объективный ответ на него в передаче «Мировая рекла-ма» дает представитель Каннского фестиваля рекламы в России В. Евстафь-ев: «Чем более креативна реклама, тем лучше она продает». Далее мы более детально рассмотрим, каким образом через призму игрыи образности происходит сближение рекламы и искусства. 13 1.2.1. Пуерильность как аспект актуальности игрового начала в современности После изгнания из рая Человек живет играя. Лев Лосев Даже с этим утверждением Л. Лосева можно поспорить. Возможно, чело-век стал играть еще раньше, возможно, он даже был задуман Богом как HomoLudens. Вспомним Платона и его представление о человеке как об игрушке вруках богов, некой марионетке, которую за ниточки дергают те, кто стоит наступень выше. В таком предназаначении человека Платон усматривал истин-ную людскую природу, согласно свойствам которой надо было и строить своюжизнь. Эти мысли Платона нашли подтверждение в Книге притчей Соломо-новых. Там Вечная Мудрость, начало справедливости и господства, говорит,что она до сотворения мира играла перед Богом для его увеселения а, играя вземном его царстве, она веселится вместе со смертными. Сейчас человек из своеобразной игрушки превратился в игрока, азартно-го, жаждущего страсти и наживы. Он уже сам стремится дергать за веревоч-ки, заставляя более слабого (выступающего в роли куклы) превращаться вглупое, жалкое и смешное существо. Феномен игры активно изучается современной философией, психологи-ей, социологией. Игровые элементы языкового пространства становятсяобъектами исследования когнитологии, семиотики, лингвистики, теории ком-муникации. Проблематика игры неспроста с такой остротой звучит в наше неспокой-ное время. Именно оно сделало столь актуальным вопрос неразрывно слито-го со стихией игры пуэрилизма. Термин «пуерилизм» (от латинского рuer — мальчик, отрок) был введеннидерландским культурологом Й. Хейзингой в книге «В тени завтрашнегодня». В этой работе, вышедшей как раз накануне Второй мировой войны, онписал: «Пуерилизм — так мы назовем позицию общества, чье поведение неотвечает уровню разумности и зрелости, которых оно достигло в силу своейспособности судить о вещах; которое вместо того, чтобы готовить подросткак вступлению во взрослую жизнь, свое собственное поведение приноравли-вает к отроческому… Бесчисленное множество как образованных, так и нео-бразованных людей культивирует неизменное ребяческое отношение к жиз-ни… Масса чувствует себя просто замечательно в состоянии полудоброволь-ного оглупления. Это состояние может в любую минуту стать крайне опас-ным из-за того, что больше не действуют тормоза моральных убеждений»[3].Образно же пуерилизм Й. Хейзинга определял как «демон тупоумия». Средиособенностей пуерильного поведения выделяют никогда не насыщаемуюпотребность в банальных развлечениях, жажду грубых сенсаций, тягу к мас-совым зрелищам, подверженность всякой иллюзии. 14 Жизненная необходимость самоутвердиться, найти точку опоры, когдавокруг рушатся ценности, столь долго казавшиеся незыблемыми, вынуждаетобщество искать поддержку не у лишившихся доверия авторитетов, а у моло-дежи — в некотором смысле заискивая перед будущим. В неустойчивые, пе-реходные эпохи резко повышающийся интерес к молодежи приобретает под-час параноидальный характер. Так было с распространением среди советс-кой, а затем и европейской молодежи троцкизма, взращиванием комсомола,появлением гитлерюгенд. Попутно заметим, что феномен пуэроцентризма проявляется и в образо-вательном буме, свойственном нашему времени. В насильственной деятель-ности обучения находит выход страх общества перед непредсказуемым мо-лодым поколением и, видимо, пустое стремление предотвратить неминуемуюагрессию — естественную реакцию на какие бы то ни было перемены. Поис-тине спасительным кажется здесь повальное увлечение всевозможными иг-рами: телевизионными, компьютерными, играми в казино. Изложенные мысли находят подтверждение в статистических цифрах.Так, социологический опрос Института социально-психологических ис-следований, проведенный в конце 1990-х годов, оперирует следующимиданными: по числу аудитории ток-шоу занимают почетное второе мес-то, при этом опережая по количеству зрителей политические программыи спортивные репортажи и уступая лишь аудитории сериалов и художе-ственных фильмов. À недавние исследования крупнейшей компанииCОМСОN выявили ситуацию такого плана: телеигры уже вытеснили спервого места даже столь популярные мыльные оперы. Это стремлениек доминированию в эфире не могло не привести к возникновению целогонаправления в практике отечественного телевидения, которое определя-ется исследователями как «игровое»17. «Кто хочет стать миллионером»,«Слабое звено», «Последний герой» и множество разноообразных про-ектов новоиспеченного жанра «реалити-шоу» — вот перечень однотип-ных (клонированных) программ, обрушившихся в последнее время на не-искушеннного россиянина. Телеигра создает для него иллюзию жизни,эффект сопричастности, чем и привлекает внимание своих зрителей.Видимо, продюсеры таких телеигр следуют рекомендации, данной Рэй-ем Бредбери в романе «451 градус по Фаренгейту» еще в начале ХХ века:«Устраивайте различные конкурсы, например: кто лучше помнит словапопулярных песенок, кто может назвать главные города штатов или ктознает, сколько собрали зерна в штате Àйова в прошлом году. Набивайтелюдям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их незатошнит, — ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные.У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся впе-ред, хоть на самом деле они стоят на месте. И люди будут счастливы, ибо«факты», которыми они напичканы, это нечто неизменное. Но не давай-те им такой скользкой материи, как философия или социология. Не дайбог, если они начнут строить выводы и обобщения. Ибо это ведет к ме-ланхолии!» 15 Что же касается компьютерных игр, развивающихся в эпоху постнеокуль-туры, которая располагает мультимедийными компьютерными средствами,они обогатили рынок развлечений новым видом игр и стали еще одним про-явлением пуерилизма. Социологи установили, что американцы ежегодно рас-ходуют на компьютерные игры больше средств, чем на закупку звукозаписей,билетов в кино и театр вместе взятых. Возможно, скоро эта статистика будетиметь прямое отношение к российской действительности. Кроме того, сей-час начинается внедрение так называемых маркетинговых РекламИгр(advergames) как инструмента изучения потенциальный аудитории клиентов.Такие игры запускаются через Интернет и, заинтересовывая потребителей,погружают их в среду, где они сами развивают в себе эмоциональную пред-расположенность и влечение к бренду. Наше поведение и мышление побуждает нас, таким образом, в корне всехзол усматривать и ключ к избавлению. Присущие юному возрасту преимуще-ственно игровые формы поведения стимулируют соответствующий универ-сальный подход к поведению человека вообще. В свете всеохватывающегопринципа игры пуерилизуется вся наша деятельность, вся наша культура.Пример тому — потенциальный идеал персоны, пришедший на смену «все-стороннне развитой и гармоничной личности». Становление такой персонысегодня определяют такие факторы, как виртуализация, пуерилизация и кон-вергентность18. Пуерилизуется, обретая игровые формы, и наш язык. Он стремится к эко-номии как времени, так и пространства, отдавая предпочтение лаконичнымфразам, которые и являются результатом словесной игры. Помимо этого, се-годня демократизация литературного языка привела к распространению по-вального увлечения молодежным сленгом как в журналистских, так и в рек-ламных текстах. Данный факт является подтверждением актуальности сти-хии пуерилизма не только для поведенческой деятельности, но и для языко-вого пространства. 1.2.2. Понятие игры. Àнтонимичная пара «игра — серьезность» Понятие об игре несколько отличается у разных народов. Например, уевреев слово «игра» соответствовало определению шутки и смеха. У римлян«ludo» — радость и веселье. У немцев древнегерманское слово «spilan» озна-чало легкое, плавное движение, наподобие качания маятника, доставлявшеепри этом большое удовольствие. Впоследствии на всех европейских языкахсловом «игра» стали обозначать обширный круг человеческих действий, — содной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой — принося-щих людям веселье и удовольствие19. Как видим, понятие игры является труд-нодоступным для т



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Добрый пух и чугунный грех | Клиническая картина при несовместимости по антигенам тромбоцитов

Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 412. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия