Классификация инструментальных средств конструирования экспертных систем
I. Уровень использования языка 1. Традиционные языки программирования (C, C++, Java, Visual Basic) 2. Символьные языки ИИ (Lisp, FRL, KRL, Prolog, CLIPS) 3. Инструментальные средства типа TOOLS (OPS 5, KEE, ART, CLIPS (COOL)) 4. Инструментальные средства типа Shells (1st Class,GURU, EXSYS, Nexpert Obj); статические ЭС 5. Инструментальные средства конструирования динамических ЭС (реального времени) (G2, Condale, RTworks) 6. Проблемно- и предметно-ориентированные среды GDA моделирование производственных процессов G2 NeurOnline ReThink бизнес-процессы
II. Способ (парадигма) программирования 1. Традиционное (процедурное) программирование 2. Программирование, ориентированное на данные (DataFlow)
x y f(x1, …, xn) DCBL 3. Программирование на основе правил (rule-based progr.) III. Способ представления знаний 1. Логические модели ПЗ ИЛПП Prolog От классических логик к неклассическим (логики знаний и мнений, логики с использованием умолчаний, индуктивные) 2. Продукционные модели ПЗ 3. Структурированные МПЗ (семантические сети, фреймы) 4. Объектно-ориентированные МПЗ IV. Использование методов (средств) поиска решения и моделирования 1. Ориентация на статические ЭС Раздел. решений: 1.формирование модели 2.консультация а) по структуре построения знаний (с/без построения дерева решений(сети решений)) б) по стратегии поиска решений: · Полный перебор · Сокращенный перебор (эвристический метод) 2. Ориентация на динамические ЭС а) по структуре использования знаний (компиляция/генерация дерева решений) б) по средствам получения результата при ограниченных ресурсах Ø Система согласования ограничений (удовлетворения ограничений) Ø Средства поддержки истинности Ø Средства планирования решения задач 3. По средствам моделирования Ø Стандартные средства моделирования (ориентированы на марковские процессы) V. Средства приобретения знаний 1. Уровень использования языка · Формализованный язык · Естественный язык, ЕЯ ограниченный · Язык пиктограмм и изображений · ЕЯ + изображения (графика) 2. Тип приобретения знаний · Простые (поверхностные) знания денотативные <объект. {<атрибут, значение, k>} · Структурированные (глубинные) конотативные знания VI. Технология разработки приложений · Поверхностные/ глубинные знания · Неструктурированные/ структурированные знания
|