Формы правления, политические режимы и системы
|
- Анархия
- Аристократия
- Бюрократия
- Геронтократия
- Демархия
[показать]
· Имитационная демократия
· Либеральная демократия
· Представительная демократия
· Прямая демократия
· Буржуазная демократия
- Деспотизм
- Джамахирия
- Диархия
[показать]
· Военная диктатура
· Фашистская диктатура
· Диктатура пролетариата
· Нацистская диктатура
- Идеократия
- Изократия
- Клептократия
- Коммуна
- Коммунизм
- Корпоратократия
- Критархия
- Критократия
- Марионеточное государство
- Матриархат
- Меритократия
- Милитократия
[показать]
· Абсолютная монархия
· Самодержавие
· Всемирная монархия
· Выборная монархия
· Конституционная монархия
o Дуалистическая монархия
o Парламентарная монархия
· Сословно-представительная монархия
· Феодальная монархия
· Вотчинная монархия
· Раннефеодальная монархия
· Ханство (каганат)
· Царизм
- Ноократия
- Однопартийная система
- Олигархия
- Охлократия
[показать]
· Вождество
[показать]
· Народная республика
· Парламентская республика
· Президентская республика
· Смешанная республика
· Советская республика
- Социализм
- Талассократия
- Теократия
- Технократия
- Тимократия
- Тирания
- Тоталитаризм
- Хунта
- Этнократия
|
Портал:Политика · править
|
В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:
Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:
- Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
- Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
- Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:
- Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
- Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
- Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.
| Отклонение от монархии даёт тиранию,
отклонение от аристократии — олигархию, отклонение от политии — демократию. отклонение от демократии — охлократию.
|
|
В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.
При любом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.
Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно противоречит идее права».
Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.
Аристотель предпринял гигантское по масштабам исследование «конституции» — политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно — «Афинская полития»).