Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях 13 страница
Смиренномудрие - 1. потребность признавать единственно правильными рассуждения, основанные на смирении (мудрость, порождаемая смирением); 2. готовность смириться, основанная на мудрости и к мудрости же приводящая.
Соболезнование - потребность разделить с человеком его переживания по поводу телесной или душевной боли. Не смешивать с потаканием саможалению или иным страстям.
Собранность - потребность удерживать неразвлеченными все три силы души: желательную, мыслительную, и раздражительную.
Совестливость - потребность не отвергать помыслы, свидетельствующие о худости твоих дел. Святые отцы считают, что если твоя совесть тебя не обличает в нарушении заповедей, то не должно доказывать людям свою невиновность не по пренебрежению к людям, а по недолжности самооправданий и доказательств.
Сосредоточенность - потребность неотвлекаемо направить свое внимание на выполняемое дело, обдумываемый вопрос.
Сострадание (страда - интенсивный, непрерывный труд) - потребность разделить с человеком труд (душевный и телесный), перенесение житейских невзгод. Возможно при согласии страдающего отвратиться от причин страдания, от грехов (как и соболезнование, сочувствие).
Сочувствие - потребность разделить чувства (обычно тягостные душевно) другого человека, и тем ослабить их.
Справедливость - потребность получать или назначать воздаяние не по пристрастию или неприязни, не по планам, а по очевидным делам и их результатам. Отличать от справедливости как душевного свойства.
Старательность - потребность добросовестно затрачивать усилия (физические, внешние) для благополучного выполнения своего дела.
Стойкость - потребность не изменять своему (православному) мнению об окружающем и отношению к нему, даже если это ведет к скорбям, неприятностям; готовность отстаивать свое право придерживаться должного.
Строгость - потребность требовать выполнения своих обязанностей теми, кто по службе или добровольно подчинен тебе.
Стыдливость - потребность не заглушать развлечениями или удовлетворением своих пристрастий ощущения нарушения тобой справедливости.
Суровость - потребность обличать грехи тех людей по отношению к которым ты имеешь на это право (подчиненные или просящие о помощи). Грехи обличать, но не осуждать самих людей. Не путать с фанатизмом.
Тактичность - потребность своим поведением и высказыванием не напоминать о том в жизни человека, чем он может быть огорчен; достигать поставленной цели, не огорчая окружающих. Не путать с человекоугодием.
Терпение - потребность принимать реальность (себя, близких, окружающее) такой, какова она есть, беспристрастно выбирая свое поведение в данной реальности. "Долготерпение - есть не помышлять ни чего против ближнего" (Авва Исайя).
Тихость - потребность не привлекать к себе внимания многословием, громкостью речи, производимым тобою шумом.
Трудолюбие - потребность постоянно трудиться, быть занятым делом, а не пребывать в праздности; любовь к самому труду, а не к его результатам.
Тщательность - потребность неоднократно внимательно проверять правильность выполнения своих обязанностей для того, чтобы не допустить изъянов в своей работе.
Уважительность - потребность признавать важность, значимость как человеческой личности, так и ее роли в миру и влияния на окружающее независимо от ее настоящего состояния. Имеет основание в том, что человеческая личность создана по образу Божию и от Бога одарена силами и способностями, превосходящими силы остальных живых существ.
Умеренность - потребность свои личные планы и принимаемые на себя обязательства перед другими людьми соизмерять со своими возможностями, а свои потребности телесные удовлетворять мерою, соотнося с необходимым, а не с желаемым.
Усердие - потребность служить делу или человеку ради Бога, охотно отдавая служению все силы души и послушного ей тела, от "всего сердца".
Уступчивость - потребность отдать, во избежание противоречий, свои права и возможности тому, кто тем или иным способом обнаруживает свою заинтересованность в них; в конечном счете - готовность отказаться от личных выгод и удобств в пользу другого человека. Не путать с податливостью.
Храбрость - потребность поставить себя в опасную ситуацию ради блага других людей.
Целеустремленность - потребность следовать определенной цели, которая признается главной, подчиняя ей всю свою деятельность, не упускать ее из виду.
Человеколюбие - потребность, не противопоставляя себя людям и не возносясь над ними, служить им во всем, в чем нет греха, и тем, в чем нет греха; признание единства даже с теми, кто противится нам, без принуждения их такому же, как у нас к ним, отношению к нам. "Человеколюбие - ко всем любовь и повиновение" (Авва Исайя).
Честность - потребность своими мыслями, словами, делами не унижать высокой чести, которая оказана человеку: созданию его по образу и подобию Творца и дарованию возможности служить добру.
Чистоплотность - потребность поддерживать плоть в состоянии, для нее не разрушительном и для не окружающих не раздражающем.
Чуткость - при отсутствии безразличия, потребность замечать малейшие изменения эмоционального состояния окружающих.
Шаловливость - потребность поделиться с окружающими своим ощущением радости и веселья, обнаруживая их словами и поведением в то время, когда не занят делом; не должна мешать окружающим.
Щедрость - потребность отдать больше, чем у тебя просят, предвидя и предполагая, что просящему будет недостаточно просимого.
Целомудрие - потребность следовать беспристрастному свободному рассуждению (мудрости) ума о должном поведении (внешнем) и расположении (внутреннем); мудрость, присущая человеку в целом, всему его составу (душе и телу) без противоречий и разногласий между ними.
Н.Д.Гурьев СТРАСТИ И ИХ ВОПЛОЩЕНИЕ В БОЛЕЗНЯХ (соматических и нервно-психических)
"Дерево греха"
"Дерево греха", которое часто упоминается святыми отцами, изображено здесь чисто схематически. Правда, эта схема отображает наиболее часто встречающиеся варианты связи и соподчинения грехов, но ею не исчерпывается все многообразие вариантов, все хитросплетение грехов, которые передают человека друг другу, оплетая его, как лианы или как паутина. Еще одна причина, по которой "дерево греха" не может рассматриваться в статике - это характер бесов, которыми грехи возбуждаются, навязываются человеку; бесами всячески подчеркивается их приятность и безвредность; бесы, как мартышки, способны скакать по этим "ветвям" во всех направлениях. Но, при всей своей схематичности, это "дерево" дает пусть самое общее, но для начала вполне наглядное и достаточное представление о росте и развитии грехов.
|