Студопедия — Концепции дифференциации гендерных ролей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Концепции дифференциации гендерных ролей






Большинство обычных людей не знакомы с результатами психологических исследований, подтверждающих, что мужчины и женщины как личности практически не различаются, а те незна-чительные различия, которые существуют, сформировались под воздействием конкретных усло-вий гендерной социализации. В сознании многих людей прочно утвердилось мнение, что мужчи-ны и женщины абсолютно разные индивиды не только в анатомо-морфологическом, но и в психо-логическом плане, поэтому они в социальной жизни должны выполнять разные роли и функции. Для обоснования и объяснения этого положения существуют разработанные специалистами теории и концепции. Рассмотрим наиболее известные концепции половой дифференциации.

Можно выделить два противоположных подхода, обосновывающих существующую дифференциацию полов: половой диморфизм и половой символизм. Согласно первому, более традиционному подходу половая дифференциация – универсальный биологический процесс, который культура только оформляет и осмысливает с теми или иными вариациями.

Вторая точка зрения, возобладавшая в общественных науках в последние десятилетия, напротив, утверждает, что пол - исключительно социальный конструкт и никакие факты половой биологии человека сами по себе не имеют непосредственных социальных значений или институциональных последствий.

Первый подход идет как бы снизу вверх. Его исходная точка - биологический половой диморфизм, который дополняется и надстраивается системой психических различий, проявляющихся в определенном наборе индивидуальных различий в психофизиологических реакциях, когнитивных процессах, мотивации, способностях и интересах мужчин и женщин. Эти различия объективируются в половом разделении труда и прочих социальных ролях и закрепляются и осваиваются в символическом мире культуры. Эта точка зрения выглядит простой и логичной (Кон И.С., 1988).

Концепция В.А. Геодакяна

Анализируя данные генетики в свете общих положений теории информации, В.А. Геодакян (1972) считает, что процесс самопроизводства любой биологической системы включает в себя две противоположные тенденции: наследственность (консервативный фактор, стремящийся сохранить неизменными у потомства все родительские признаки) и изменчивость (благодаря которой возникают новые признаки). Женское начало обеспечивает неизменность потомства от поколения к поколению, сохранение того, что накоплено в ходе предшествующей эволюции. Это «золотые кладовые» наследственности, доступ в которые строго ограничен. Мужской пол – это передовой отряд популяции, берущий на себя функции столкновения с новыми условиями существования, своего рода «разведки боем». В этих столкновениях, если внешние условия обладают достаточной силой, формируются новые генетические тенденции, которые могут быть переданы потомству.

С этими представлениями хорошо согласуются многие факты. Так, функция столкновения со средовыми условиями сопряжена со значительными потерями. Мужской пол - это обнару-живается уже в первые три месяца беременности - более уязвим, чем женский. На первичном, зиготном уровне соотношение плодов мужскою и женского пола примерно 150: 100; к моменту рождения - 107: 100; а к 30-летнему возрасту соотношение мужчин и женщин уже 95: 100.

Другим подтверждением могут быть результаты изучения врожденных пороков сердца: у женщин они чаще воспроизводят более ранние эволюционные модели (например, двухкамерное сердце), а у мужчин чаще представляют собой "футуристические", не имеющие аналогов в предшествующей эволюции модели.

Концепция В.А. Геодакяна описывает дихотомию мужского и женского, опирающуюся на "интересы" популяции, вида. Согласно этой концепции женскому полу присущи филогенетичес-кая ригидность и онтогенетическая пластичность, а мужскому - филогенетическая пластичность и онтогенетическая ригидность. Метафорой женскою естества может быть, например, персик с его твердой косточкой, окруженной податливой мякотью, а метафорой мужского - мякоть ореха в твердой скорлупе.

Но распространять эти метафоры на человеческую психологию и поведение следует с максимальной осмотрительностью. "Односторонне подменяя эволюционно-генетическое содержание понятий постоянства, консервативности, стабильности содержанием психологическим, мы неизбежно должны будем прийти к заключению, что место женщины - лишь на кухне и в детской, а за порогом дома она обречена на неуспех" (Каган В.Е., 1991. С. 40). Прямой перенос биологических закономерностей на психологию и социологию оборачивается утверждением мужского шовинизма.

Кажется весьма заманчивым "вывести" из теории В.А. Геодакяна не только все психофи-зиологические различия между мужчинами и женщинами, но и наличные формы общественного разделения труда между ними. Психология же показывает, что далеко не все психические свойст-ва мужчин и женщин зависят от их половой принадлежности, и даже там, где такая детерминация определенно существует, она опосредуется и существенно видоизменяется условиями среды, воспитания, родом деятельности. Пафос теории В.А. Геодакяна заключается не в социальном противопоставлении мужского и женского начал как "лучшего" и "худшего", а в их отношениях взаимосодействия и взаимодополняемости как элементов популяционно-биологической эволюции человека, позволяющих приблизиться к пониманию проблем половой дифференциации.

Теория функционализма

Косвенными сторонниками первого подхода (половой диморфизм как обоснование дифференциации половых ролей) являются представители теории функционализма, или теории "взаимодополнительности полов" мужчин и женщин. Сторонники этой теории Талкотт Парсонс и Роберт Бэйлс высказали мысль о позитивной функции дифференциации половых ролей. Они считают, что в современной семье супруги выполняют две различные роли: инструментальную и экспрессивную.

Инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром - это главным образом работа и обеспечение семьи деньгами. Эта роль связана с задачами, имею-щими стратегические цели, и отражает связи между семьей и другими социальными институтами.

Экспрессивная роль проявляется в установлении гармонии и внутреннего эмоционального климата семьи, она в первую очередь связана с заботой о детях и выполнением домашних дел.

Каким образом ни основе обозначенных ролей происходит распределение обязанностей между супругами? Парсонс и Бейлс считают, что способность жены к деторождению и уход за детьми определяют ее экспрессивную роль; муж, который не может выполнять эти биологические функции, становится инструментальным партнером. Радикальное изменение этой структуры невозможно. Как бы ни вовлекалась современная женщина в общественно-трудовую жизнь, женская роль продолжает корениться, прежде всего, во внутренних делах семьи, где женщина выступает как жена, мать и хозяйка дома, тогда как роль взрослого мужчины коренится, прежде всего, в профессиональном мире, в его работе, которая обусловливает и его функции в семье - обеспечение ей соответствующего статуса и средств к существованию. Даже если (что вполне возможно) окажется, что средняя замужняя женщина начнет работать, то и тогда в высшей степени маловероятно, чтобы указанное равновесие было нарушено, чтобы мужчина и женщина поменялись ролями или чтобы качественная дифференциация ролей в этих отношениях полностью изгладилась (Кон И.С., 1988).

Американский этнограф Маргарет Мид нанесла ощутимый удар по убеждению, будто муж-чины и женщины "от природы" созданы для вполне определенных ролей. Она описала традицион-ное поведение представителей каждого пола в трех различных культурах ни островах Новой Гвинеи. В начале исследования М. Мид была убеждена, что существуют некие коренные различия между полами, эти различия врожденные, поэтому представители каждого пола предназначены для определенных ролей. Полученные данные удивили ее. В каждом из трех исследованных племен мужчины и женщины выполняли совершенно различные роли, порой прямо противопо-ложные общепринятым стереотипам, считающимся "естественными" для каждого пола.

Мундугуморы. Доминирующим типом у мундугуморов были свирепые стяжатели - и мужчины, и женщины... Женщина, которая проявила бы великодушие, накормив своей грудью ребенка другой женщины, овдовев, просто не нашла бы себе нового супруга. Как от мужчин, так и от женщин ожидалось, что они будут открыто сексуальными и агрессивными. Как правило, оба пола не любили детей. Ребенка нежелательного пола завертывали в ткань из коры и бросали живьем в воду. Кто-нибудь мог выловить это "суденышко" из воды, проверить пол ребенка и... пустить его дальше.

Чамбули. У чамбули нормативные отношения между мужчинами и женщинами обратны тем, какие характерны для европейской культуры. У чамбули деятельны и энергичны женщины. Они руководят деловой стороной жизни и очень легко кооперируются при выполнении каких-нибудь работ в большие группы... Формально мужчины возглавляли семьи, но фактически всем существенным управляли женщины, они одевали мужчин и детей и шли по своим делам, будничные, деловые и умелые. А в это время в церемониальных домах на берегу озера мужчины вырезали из дерева, рисовали красками, сплетничали, впадали в истерику, соперничали.

Арапеши. У арапешей, как у мужчин, так и у женщин, в одинаковой мере оказалось нор-мой поддерживать, лелеять детей, заботиться об их росте... Агрессивное поведение подвергалось здесь самому суровому осуждению. Но порицают и осуждают арапеши не агрессора, а всякого, кто вызвал гнев и акты насилия у другого. От каждого, будь он мужчина или женщина, ожидают, что он будет заботливым, ласковым человеком, внимательным к нуждам других... Это мирное племя, в котором люди занимаются садоводством, охотой и воспитанием детей. Они лишены эгоизма и основной смысл своей жизни видят в воспитании следующего поколения. Выражение "родить ребенка" употребляется одинаково по отношению к отцу и к матери. Дети арапешей окружены покоем и гармонией и вырастают, чувствуя надежную защиту взрослых (Мид М., 1988).

Таким образом, в каждом из исследованных М. Мид племен гендерные роли не совпадали и не соответствовали тем ролям, которые приняты в западном обществе. Так, у арапешей и мужчины и женщины занимаются делами, которые мы традиционно предписываем женщинам, - оба пола фемининны. У мундугуморов - наоборот - оба пола маскулинны. И в третьем племени - чамбули - гендерные роли полов противоположны традиционным представлениям о месте мужчины и месте женщины в обществе. Работы М. Мид подтачивали миф о маскулинных и фемининных особенностях как о непосредственных следствиях из природных половых различий. Стало очевидным, что эти особенности лишь отражают конкретные нормативные представления и образ жизни, существующие в разных обществах. Открытия М. Мид подтверждают влиятельную роль культуры и социализации в создании различий между гендерными ролями.

Второй подход, объясняющий существующую дифференциацию полов, - половой символизм - отвергает представление о феномене пола как детерминанте социальной роли и психологического поведения индивида. В рамках этого подхода пол (гендер) - это социальный конструкт и никакие факты половой биологии человека сами по себе не имеют непосредственных социальных значений. Гендерные характеристики являются социально привнесенными и представляют собой результат совокупных устойчивых реакций общества на само существование феномена пола. В этом случае гендерная дифференциация не тождественна половой дихотомии, поскольку она отражает принятое в современном западном обществе "конструирование полов как отличных друг от друга" (Unger R.K., 1990. P.110).

Рассмотрим примеры теорий, развивающихся в рамках этого подхода.

Марксистские и неомарксистские теории

Представители неомарксизма объясняют особенности мужских и женских ролей в обществе закономерностями устройства капиталистического общества. По их мнению, корни неравенства гендерных ролей лежат в самой структуре капитализма, исключающего свободу поведения и выбора социальной роли. Рассмотрим, как обосновывают свою позицию социальные психологи-марксисты Г. Гибш и М Форверг.

Свои рассуждения они начинают с поиска ответа на вопрос «Имеется ли различие в трудо-вом предназначении полов помимо того факта, что мужчины зачинают детей, а женщины вынаши-вают, рожают и вскармливают их?" Если существуют биологически обусловленные принципиаль-ные различия в распределения труда, то они должны быть обнаружены во всех культурах и обществах во все времена. Такой обзор был сделан А.Л. Гольденвейзером. Он установил, что не существует какой-либо производственной деятельности, которая выполнялась бы повсюду и во все времена исключительно людьми одного пола. Препятствия, которые у женщин обусловлены периодами менструаций, беременностью и кормлением, значительно меньше, чем это принято считать по нашим европейским понятиям. И большая в среднем мускульная сила мужчин также относительно незначительно влияет на участие этого пола в том или ином виде производительной деятельности. У многих африканских племен и у некоторых народов, живущих на островах южной части Тихого океана, женщины заняты физически тяжелыми земледельческими работами, в то время как охота (физически более легкая) предоставлена мужчинам. В сельском хозяйстве европейских и азиатских народов, напротив, земледелием заняты по большей части мужчины, а домашним хозяйством и животноводством – женщины. В Тасмании женщины, как показали этнологические исследования, занимаются тяжелой охотой на тюленей и опоссумов.

Таким образом, эмпирические исследования особенностей поведения и производственной деятельности того и другого полов доказывают, что распределение трудовой деятельности и тип поведения полов не дифференцированы биологически. Институционализацию общественных ролей обоих полов определяет способ производства, свойственный данному обществу, и относящиеся к нему как надстройка общественные отношения людей. "Способ производства и социальные отношения людей в процессе производства и жизни, необходимость регулирования труда и обусловленных им социальных явлений дают определяющие регулятивные и нормативные импульсы для специализации ролей обоих полон и форм отношений между ними" (Гибш Г., Форверг М., 1972. С. 103-104)

Хайди Хартман в своей работе "Несчастливый брак марксизма и феминизма" утверждает, что именно капиталистическая система является источником существующего неравенства в рас-пределении социальных ролей мужчин и женщин в обществе. Она следующим образом объясняет сложные связи между капитализмом, патриархатом (господством мужчин над женщинами) и эко-номической структурой: 1) предоставляя женщинам более низкий заработок, чем мужчинам, об-щество поддерживает господство мужчин; 2) низкий заработок побуждает женщин выходить за-муж; 3) замужние женщины работают на своих мужей, выполняя обязанности по дому, женам-до-мохозяйкам не платят непосредственно за их труд; 4) домашние обязанности ставят женщин в не-выгодные условия на рынке труда. Поскольку поддержание порядка в доме требует исключитель-но много времени, многие женщины не стремятся работать на полную ставку (Смелзер Н., 1994).

X. Хартман считает, что развитие капиталистической патриархальной системы привело к концентрации экономических средств в руках капиталистов и мужчин. Для обеспечения выживания низших классов (т.е. рабочих и женщин) должны быть созданы механизмы перераспределения материальных средств. Согласно этой точке зрения, семья становится полем боя, где происходят конфликты по поводу перераспределения средств, в том числе и за труд по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. По мнению X. Хартман, более тяжелые обязанности женщин по дому являются формой эксплуатации, сложившейся внутри капиталистическо-патриархальной системы.

Теория гендерной схемы

По мнению автора теории гендерной схемы американского психолога Сандры Бем, усвое-ние и принятие установок, связанных с выполнением определенной гендерной роли, осуществля-ется в процессе первичной социализации. Данная теория содержит черты двух теорий усвоения половой роли: социального научения и когнитивного развития. В рамках теории гендерной схемы предполагается, что половая дифференциация и типизация являются результатом гендерно-схематизированной переработки информации, связанной с понятиями "мужское" и "женское". Источником гендерно-схематизированных представлений служат существующие в обществе поло-дифференцирующие практики. Ориентируясь на взрослых, ребенок научается выбирать из всех возможных определений Я только те, которые применимы к его полу. Разнообразные содержания концепции Я начинают организовываться строго определенным образом, и Я-концепция ребенка становится полотипизированной. Воспринимая новую информацию (включая и новое знание о себе), ребенок кодирует и организует эту информацию в соответствии с доминирующими культур-ными представлениями о женственности и мужественности и традиционными представлениями о мужских и женских ролях в обществе, т.е. в рамках заданной извне гендерной схемы. Таким образом, и самооценка ребенка, и выбираемые им варианты поведения в существенной мере определяются содержательным компонентом гендерной схемы.

Родителям, которые хотят воспрепятствовать формированию гендерно-схематизированных представлений у детей, С. Бем предлагает следующие стратегии. Во-первых, они могут всячески отводить внимание ребёнка от культурных коррелят пола, акцентируя биологические корреляты. Во-вторых, родители могут предложить детям альтернативную схему, с помощью которой ребе-нок будет перерабатывать социальную информацию и интерпретировать культурные ассоциации, когда культура им их предложит. Альтернативная схема помогает человеку выстроить сопротив-ление против уроков доминантной культуры и позволяет оставаться асхематичным, даже живя в гендерно-схематизированном мире. В качестве вариантов альтернативных схем могут быть использованы следующие: 1) акцентирование индивидуальных различий, а не по левых; 2) сравне-ние во временном аспекте ситуаций, отражающих наличие дискриминации по признаку пола; акцент на уменьшении явлений сексизма в западных странах в последние годы; 3) анализ проявле-ния культурного релятивизма - информирование о поло ролевых предпочтениях, существующих в разных культурах и отличающихся от традиционных западных стандартов (Bem S.L., 1983).

Итак, мы рассмотрели некоторые концепции, объясняющие наличие существующих в об-ществе представлений и стереотипов дифференциации гендерных ролей. В следующих парагра-фах работы рассмотрим, как наличие этих представлений влияет на жизнеустройство и поведение людей в период взрослости.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1881. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия