Логика, риторика и поэтика
О логике Аристотель пишет в трактате «О категориях». Первоначально слово «категория» было юридическим термином и обозначало меру осуждения, но Аристотель перевел его в философский план. 1) Категории суть формы бытия: субстанция, качество, количество, действие и претерпевание, место и время 2) Категории - высшие (общие) предикаты (Боэций перевел «категорию» с греческого на латинский как предикат) 3) Категории в грамматике: субстанция как субъект, качество как прилагательное, где и когда - наречия места и времени, действие и претерпевание - активный и пассивный залог
Категориям сложно дать определения, поскольку они суть самые общие, родовые формы бытия. «Антипод» категорий - индивидуальное. Категория плохо определяется из-за предельной общности, индивидуальное - в силу уникальности. Все остальные термины можно посчитать концептуальными понятиями, познаваемыми через дефиниции (определения). Дефиниция выражает суть вещи или явления через указание на ближайший род и специфическое отличие. «Разумное животное» - это дефиниция, которую Аристотель приписал человеку. Она лучше отражает суть, чем, например, «живое существо», или «чувствующее существо», поскольку не просто говорит о человеке как принадлежащем к роду живущих, но и отличает растений и животных, указав на специфический признак - разум. Сама по себе дефиниция не может быть истиной или ложной. Истинным или ложным бывает суждение, включающее дефиницию. Логическое суждение называют иногда пропозицией. Пропозиция есть утверждение или отрицание, соединяющее понятия в цепочку, а именно - утверждение или отрицание связи предиката и субъекта. Говоря «Сократ - человек», мы связываем субъект «Сократ» с предикатом «человек». Истинное суждение соединяет то, что соединено и в реальности, или разделяет то, что реально отлично. Ложное соединяет реально несовместимое и разделяет в реальности неразделимое. Не всякая фраза живого языка является логической пропозицией (сюда не относятся жалобы, молитвы, заклинания и всяческие риторические и поэтические обороты). Пропозиции могут различаться по характеру: утвердительные \ отрицательные, универсальные \ единичные \ особенные, и по модальности: действительное \ возможное \ необходимое (А есть В, А возможно есть В, А необходимо есть В). Мышление имеет место там, где суждения связываются в силлогизмы. Силлогизм - основа аналитического мышления, он обнаруживает связь между утверждениями. Рассуждение есть переход от одного суждения к другому, как от предшествовавшего к вытекающему, выявление одного суждения как посылки, а другого как следствия. Силлогизм состоит из трех пропозиций: двух посылок и вывода. Классический пример: 1) Все люди смертны 2) Сократ - человек 3) Сократ смертен Понятно, что в научном, доказательном силлогизме обе посылки должны быть истинны, ясны, понятны и отчетливы - от этого зависит чистота вывода. Вопрос: откуда взять отчетливо истинные посылки? Из других силлогизмов? Тогда получится дурная бесконечность уходящих в некуда суждений. Греки бесконечность не одобряли. Но откуда взять первые посылки? Первоначала постигаются разумом интуитивно, это знание ничем не опосредованно. Система научных суждений исходит из аксиом - посылок, имеющих силу интуитивной очевидности (например: «если из равных величин вычесть равные, то оставшиеся части будут равны»). Есть аксиомы, общие для некоторых наук, а есть абсолютно универсальные, и это как раз логические аксиомы, такие как принцип непротиворечия - нельзя утверждать и отрицать нечто в одно и то же время, в одном и том же смысле и отношении. Сами эти аксиомы логически недоказуемы - они сами являются основой любого логического доказательства.
Риторика использует логику и аналитику, но цель ее - эффективное убеждение. Риторы изучают способы общения, восхваления, защиты и обвинения, при этом используют не первичные аксиомы научного доказательства, а расхожие мнения, или вероятностные посылки. Риторы часто используют энтимемы - силлогизмы, ведущие слушателя от вероятного - к нужному выводу, минуя логические переходы. Другой популярный риторический пример - аналогия, использующая силу примера, и отсылающая к интуитивно постижимому.
Аристотелевская теория поэтики включает концепцию мимесиса - подражания, и концепцию катарсиса - эмоционального очищения. Платон не усматривал в искусстве большой пользы для души - поэты и художники воспроизводят в словах и образах вещи, которые и сами - только копии идей, так что их искусство к истине не приближает. Аристотель же полагал иначе: поэтическое подражание не реальные события копирует, поэты ведь - не историки. Поэт говорит о том, что могло бы быть, он открывает потенцию вещей и событий, какими они могут быть, а потому предмет поэзии философичнее предмета истории. История описывает единичное, а поэтические символы тяготеют к универсальности. Цель искусства - очищение от страстей. Трагедии и музыка потрясают и вызывают волнение, иногда даже слезы, тем самым обновляя душу.
|