Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Учение Аристотеля о душе





Для живых существ тело - потенциальный субстрат для души как формы. «Душа есть первая энтелехия физического тела, потенциально обладающего жизнью» - аристотелевское определение, на века ставшее хрестоматийным.

Душа как витальное начало имеет способности, функции и ответственные за разные действия части. Основные функции: 1) вегетативные (рождение, питание и рост); 2) чувственно-моторные (ощущение и движение); 3) интеллектуальные (познание, установка, выбор). В связи с этим душа имеет три части - вегетативную (растительную), чувственную (животную) и разумную (рациональную). Растения имеют только первую составляющую, животные - первую и вторую, человек - все три. Для выполнения разумных функций нужны и две предыдущие, вегетативная же в двух других не нуждается. Рост и тепло - продукт растительной души. Все что живет имеет душу. Все что имеет душу стремится жить, причем жить вечно, и потому питает себя, поглощая другие вещи, и репродуцирует себя, размножаясь. Индивиды погибают, но вид сохраняется.

Чувственная (животная) душа дарит способность ощущать, желать и самостоятельно передвигаться. Способность чувствовать актуализируется при контакте с объектом. Но чувство не поглощает сами объекты как это делает растительная душа когда питается. Чувство усваивает чувственную форму, как воск принимает форму кольца, неважно - золотого или медного. Так на чувство воздействуют тепло, звук, цвет и запах - благодаря форме.

Пять чувств - зрение, вкус, слух, осязание и обоняние. Кроме этих специфических восприятий есть общие - например восприятие движения или покоя, фигуры и величины - их можно воспринять всеми пятью чувствами.

На основе ощущений рождаются образы, которые сохраняются памятью, а также возникают желания. Все животные имеют осязание, а значит чувствуют боль и удовольствие, приятное и неприятное. Желание приятного и нежелание боли движет живыми существами. Этим определяется перемещение животных. Ощущение -------à Вожделение --------à Движение

В основании разумных действий тоже лежит процесс ассимиляции форм, но только это уже не чувственные формы, а чистые формы. Понимающая способность не смешивается с телесным восприятием, это автономный процесс. Познание конечно потенциально содержится в образах и памяти, но чтобы потенция перешла в актуальное знание, одного страдательного ощущения и созерцания недостаточно.

Мышление извлекает форму из чувственного образа в виде понятия. Понятие абсолютно нематериально. Чистый разум не смешан с материей, вечен и неизменен. Низшие способности присутствуют уже в семени и зародыше, разум же - божественен. Разумная душа не стареет.

Разум несводим к телесной субстанции, к чувственной форме. Разум бесстрастен, как Бог. Движение разума не определяется желанием приятности.

Психология Аристотеля породила новые серьезные вопросы: может ли разум быть индивидуальным? Или это целиком универсальное начало? Может ли разум служить принципом морального поведения? Интерпретация и осмысление этих проблем в контексте христианства сформирует новую культурную эпоху в истории человечества.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 446. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия