Политика и этика
Для греков высшая цель жизни - благо и счастье. Достижению этой цели служат практические науки - этика и политика. Чувственные наслаждения удовлетворяют животную часть души, но человека как целое они не удовлетворят. Успехи и почести тешат душу, но они временны и зависят от мнения других, большей частью - от толпы несведущих. Искать счастья в богатстве абсурд, поскольку деньги всегда были и будут средством для приобретения чего-то другого - тех же чувственных удовольствий или почестей. Единственная достойная цель жизни - исполнять те функции, и удовлетворять те потребности, которые делают человека человеком. Не просто жить - и растения живут, не просто чувствовать - и животные чувствуют, но жить и чувствовать, чтобы понимать мир и себя в мире. Благо человека есть деятельность разумной души, согласная с добродетелью. Аристотель был реалист, и соглашался с тем что отсутствие материальных благ способно «скомпрометировать» полезность духовных ценностей, однако он был уверен, и уверял сограждан, что присутствие одних только материальных благ человеческого счастья не дарует. Добродетелен тот, кто подчиняет животные вожделения разуму. Чувственность тяготеет к крайностям, разум же - главная регулирующая инстанция. Разум знает пропорцию. Для Аристотеля добродетель есть середина. Так, мужество есть среднее между дерзостью и трусостью, щедрость - между расточительством и скупердяйством. Знание золотой середины - результат взвешенного разумом поведения. Древняя мудрость эллинов - «ничего сверх должной меры» - основа аристотелевской этики.
Самосовершенствование и самоуглубление делают душу самодостаточной, т.е. автономной, а значит свободной и не страдательной. Теоретическая деятельность разума не имеет другой цели кроме познания внутренней истины и тайны самого разума: познавая себя, человек уподобляется Богу, а жизнь Бога - высшее наслаждение. Животные не знают счастья, а Бог не знает ничего кроме счастья. Человек же сам определяет меру своего счастья. И счастлив он настолько, насколько способен постичь и понять бытие.
Человек реализует свою человечность в сообществе себе подобных. Человек - существо политическое. Настоящим гражданином может считаться только тот житель государства, который участвует в его управлении и способствует реализации справедливости - остальные же только удовлетворяют потребности тех, кто имеет способности, свободное время и волю управлять - своей и общественной жизнью. Если человек считает тело самым важным и ценным из того что он имеет - он раб по природе.
Аристотель выделял три правильные формы правления: монархия, аристократия и полития. Они вырождаются в неправильные - тиранию, олигархию и плутократию, когда общее благо подменяют корыстным интересом. В теории аристократия и монархия - лучшие формы, но полития - средний путь, сочетающий разные элементы основных государственных форм, хороша тем, что обладает достоинствами умеренной демократии, без крайней элитарности двух прочих. Как и для Платона, для Аристотеля справедливость - наивысшая добродетель. Государство справедливо в той же степени, в какой справедливы его граждане.
|