Издательский портфель в организации работы издательства. Договорной, редакционный и производственный портфели
Издательский портфель, включающий в себя произведения в незавершенном производстве, находящиеся в издательстве на разной стадии редакционно-издательской обработки, является одной из основ издательского планирования. Объектами издательского планирования являются издания, находящиеся на разных стадиях подготовки и выпуска, а также материальные и финансовые ресурсы. Как организующее начало планирование и управление портфелем играют важную роль в издательском процессе. Первостепенное значение при планировании работы издательства имеет план выпуска. По сути, это и есть главное организующее начало всей работы. Для организации своевременной подготовки изданий к редакционной работе формируется еще один план - план редакционной подготовки, который включает в себя издания, находящиеся в договорном и редакционном портфеле издательства. Сюда же включают и намечаемые к реализации темы. План редакционной подготовки в последующем составляет основу издательского плана выпуска. Для обеспечения стабильной работы всех подразделений издательства необходимо, чтобы на каждой стадии редакционно-издательского процесса имелся необходимый объем изданий. В издательской практике для учета объемов находящихся в работе произведений и для возможности планирования издательской деятельности используются три вида издательских портфелей. По месту нахождения произведений в незавершенном производстве издательские портфели делятся на договорный, редакционный и производственный. В договорный портфель входят произведения, которые еще создаются авторами по авторскому договору заказа, а также произведения, находящиеся у авторов на доработке или уже представленные в издательство, но еще не одобренные издательством. Сюда же относят авторские оригиналы произведений, поступивших в издательство самотеком, т.е. не по заказу издательства, но которые могут быть приняты к изданию. Редакционный портфель включает уже принятые к изданию, одобренные, но находящиеся на стадии редакционной обработки произведения. Производственный портфель состоит из произведений, находящихся на разных стадиях производственного процесса до сдачи тиража в книготорговую сеть или поступления его на склад издательства. Делится производственный портфель на две части: первая - оригиналы до сдачи их в типографию, вторая - после сдачи. Размер каждого портфеля, выраженный в издательских листах, взятый на любой день подсчета, называется портфельным запасом или остатком портфеля. Для каждого портфеля запасы различны и зависят от среднего объема однодневного выпуска (частное от деления годового планового объема выпуска на 365 дней), среднего объема изданий (в издательских листах) и длительности нахождения книг в каждом из портфелей. Длительность складывается под воздействием различных факторов и будет отличаться в разных издательствах: - в договорном портфеле - от средних объемов авторских оригиналов и от времени, необходимого автору для написания произведения по авторскому договору-заказу, времени на доработку и на одобрение произведения в издательстве; - в редакционном портфеле - от вида литературы и сложности редактирования, от времени подготовки издательского оригинала к сдаче в производство; - в производственном портфеле - от объемов издательских оригиналов, тиражей издания, сроков нахождения издательских оригиналов на стадии допечатной подготовки и в типографии до сдачи тиража. Портфельный запас, обеспечивающий нормальную работу издательства и планомерный выпуск книг (нормативный портфельный запас), определяется путем умножения среднего объема однодневного выпуска в целом по издательству или по редакциям выпускаемых книг (различающихся по трудоемкости и сложности подготовки) на нормативный срок нахождения книг в портфеле (не является константой и устанавливается в издательстве на основе опыта работы). Чтобы портфельные запасы обеспечивали стабильную работу издательства, их необходимо постоянно восполнять. Для этого существует план движения портфелей - план, по которому издательство определяет, каким должен быть объем пополнения каждого издательского портфеля и всех их вместе, чтобы намечаемый объем работы был выполнен. Движение издательских портфелей происходит по очевидной схеме: - договорный портфель пополняется работами и расходуется по мере того, как авторские оригиналы принимаются издательством, пополняя редакционный портфель; - редакционный портфель расходуется вследствие сдачи в производство издательских оригиналов, которые переходят в производственный портфель; - производственный портфель истощается в связи с завершением производства книг. Поскольку заранее известен только объем выпуска изданий, т.е. объем производственного портфеля (который и расходуется по мере выпуска изданий в свет), то с него и начинают формировать план движения портфелей. Работа издательства с автором, план-проспект Когда мы говорили об издательском портфеле, то заведомо предполагали, что он наполнен рукописями и готовыми к сдаче в типографию издательскими оригинал-макетами. Но как они попадают в издательский портфель? По сути, пока мы говорили только о том, что нужно сделать технологически, чтобы обеспечить постоянное наполнение издательского портфеля исходя из требуемых объемов издательского выпуска. Подобный подход вполне оправдан, потому что он дает возможность оценивать реальные и более отдаленные перспективы издательского выпуска не в смутных характеристиках развивающегося рынка, не в спонтанных и интуитивных решениях отдельных сотрудников, а в конкретных цифрах, конкретных объемах, конкретных учетно-издательских листах. Основная составляющая работы с издательским портфелем есть забота о его пополнении новыми работами, а требуемые объемы лишь задают приблизительные количественные параметры этого процесса. В практике работы отечественных издателей примеры специализации сотрудников на работе по поиску книг, рукописей и авторов единичны. Как правило, этой работой заняты многие специалисты издательства: руководители редакций и редакторы конкретных издательских проектов, специалисты коммерческих служб и отделов маркетинга, главные редакторы и генеральные директора. В зарубежной практике поиском авторов и перспективных рукописей и книг часто занимаются высококвалифицированные специалисты, в задачи которых как раз и входит формирование издательского портфеля. Причем такие специалисты отвечают и за экономический результат этой работы, т.е. за соответствующее обеспечение объемов продаж. Заключению договора с автором предшествует предварительная и порой занимающая немало времени работа: подбор автора или авторского коллектива, составление и утверждение плана-проспекта издания, при необходимости - его рецензирование, а в отдельных случаях - рассмотрение пробных глав будущей книги. Издательство заинтересовано в сотрудничестве с наиболее квалифицированными и одаренными авторами, работающими в той области, которой посвящена выпускаемая им литература. Это касается и универсальных, и специализированных издательств. Еще до того, как издательство начнет поиск автора, редактору должна прийти в голову идея создания конкретной книги, будь то роман, учебник, справочное издание, детская познавательная книга или что-то другое. А после того, как идея обрела реальные очертания и наступает пора ее практической реализации, требуется тот, кто сможет воплотить ее в жизнь наилучшим образом, - требуется автор. Но не случайный автор, который «подвернулся под руку» или как раз сейчас имеет время и готов взяться за проект. Издательству нужен такой автор, который способен создать именно то произведение, которое задумано, которое наверняка найдет своего читателя и не будет убыточным. Верный выбор автора во многом определяет качество, успех или неуспех будущей книги. Со временем каждое издательство формирует свой круг авторов, с которыми оно работает постоянно и из которых делает отбор при подготовке нового произведения на запланированную тему. Как правило, издатели ведут свою базу авторов, в которую заносят не только их личные данные, но и результаты их творческой деятельности в интересующей издательство сфере (публикации в периодической печати, уже вышедшие книги, рецензии на их творчество и т.д.). Вместе с тем заинтересованное в собственном развитии издательство должно быть озабочено и расширением своего авторского коллектива, привлечением новых творческих сил к работе над новыми издательскими проектами. Каких-либо единых методик в этом деле не существует, это своего рода творческий процесс и каждый издатель постигает его сам. С уверенностью можно сказать только то, что успех этой работы в значительной мере предопределяют активность в общении с соответствующим кругом специалистов и знатоков своего дела, консолидация знаний и личного опыта сотрудников издательства и, не в последнюю очередь, разумная и эффективная финансово-экономическая политика издательства. Также можно сказать, что успех работы с авторами во многом определяется степенью издательской специализации. Это вполне объяснимо, поскольку специализация позволяет не только издательству лучше изучить и потенциального читателя, и авторов, но и авторам активнее идти на сотрудничество. Да и читатель знает в этом случае, какую литературу ему ждать от издательства. Отметим, что не всегда книги, выпускаемые издательством, можно отнести к так называемым собственным изданиям, т.е. к изданиям, подготовку, тиражирование и реализацию которых издательство полностью финансирует. Есть еще и заказные издания, и издания, выпускаемые за счет автора. В этих случаях работа с автором или авторским коллективом ограничивается, как правило, определением условий издательского договора. При этом, конечно, учитывается специфика издательства, качественный уровень предлагаемых к изданию работ, их экономические характеристики. Как правило, в специализированных издательствах, прежде чем заключить договор с автором, ему предлагается предоставить план-проспект будущего произведения. На этом этапе редактор вместе с автором уже определили тему и характер издания, основные требования, которым оно должно удовлетворять, а также его объем. План-проспект издания в лаконичном, сжатом виде раскрывает содержание подразделов произведения, позволяет издательству не только полнее представить себе состав издания и его тематическое содержание, но и структуру, а также глубину и широту охвата темы. Для издательства план-проспект является как бы зеркалом, в котором можно увидеть, владеет ли автор соответствующим материалом, достаточно ли полно охватывает тему, правильно ли понимает задачу, поставленную перед ним издательством. Редакторский анализ плана-проспекта позволяет судить о том, насколько логична предлагаемая автором композиция книги, не страдает ли она излишествами или, наоборот, необоснованным лаконизмом, в какой мере будущая книга отличается от уже существующих и имеющихся сейчас в продаже книг, чем она может привлечь будущего читателя. В то же время план-проспект может уже на этом самом раннем этапе работы над книгой послужить поводом отказаться от дальнейшего сотрудничества с автором или изменить характер работы с ним, помочь избежать ошибок в будущей работе над темой. Не так уж редко издательство просит предоставить одну или даже несколько написанных глав. Делается это, как правило, в том случае, если автор совсем не известен или малоизвестен издательству. Подобная ситуация возможна, если уже зарекомендовавший себя автор берется за новую для себя тему или жанр. Желательно, чтобы автор проставил в плане-проспекте объемы подразделов. Для редактора это важно, поскольку позволяет оценить соотношение структурных элементов произведения, рациональность использования заявленных объемов. Квалифицированно подготовленный план-проспект включает также число и характер иллюстраций, определяет при необходимости состав приложений и аппарата издания (указатели, примечания и комментарии и др.). Конечно, план-проспект для произведений художественной литературы не требуется. Здесь обходятся обычно согласованием между автором и издательством темы и объема произведения, иногда оговариваются главные герои и основные сюжетные линии, что характерно главным образом для изданий, которые издательства заказывают авторам, для произведений, продолжающих начатые серии, и т.д. Для нехудожественной литературы написание и утверждение плана-проспекта часто является обязательным этапом в работе над книгой. Особо стоит сказать об учебных изданиях. План-проспект в этом случае должен включать данные о соответствии книги образовательному стандарту, примерной программе и требованиям к знаниям учащихся, а также объему часов, на который рассчитан курс. Одобренный редактором план-проспект должен быть утвержден руководством издательства. В дальнейшем, уже при работе над произведением, автор обязан придерживаться утвержденного издательством плана-проспекта и при заметных отклонениях от него (что случается достаточно часто, все-таки написание книги - процесс творческий) согласовывать их с издательством. Не всегда даже тщательно и всесторонне подготовленный план-проспект гарантирует высокое качество конечного продукта - книги. Кроме того, при длительном сотрудничестве автора и издательства рамки издательского проекта могут быть оговорены в ходе устных переговоров, а более подробное обсуждение состоится при готовности пробного фрагмента (главы, параграфа) рукописи. Тщательная подготовка плана-проспекта, который в окончательном виде подписывается автором и издателем, позволяет более обстоятельно подойти и к составлению договора. Как правило, при наличии плана-проспекта в договор между автором и издателем включается пункт о том, что представленная автором рукопись должна соответствовать одобренному издательством плану-проспекту, а возможные изменения должны быть согласованы с издателем.
|