Дар речи
Марксистский подход к масс-медиа не устраивает Бодрийара. Он скорее следует М.Маклюэну, считавшему, что форма коммуникации важнее ее содержания, и что современные медиа, став продолжением человеческого тела и органов чувств, радикально изменили структуру человеческих отношений. По мнению Маклюэна, “сами медиа являются сообщением, поскольку именно они формируют и контролируют...форму человеческих сообществ и действий”. Для Бодрийара также важно не содержание медиа, но скорее вносимые ими в человеческие отношения изменения, заключающиеся в утрате символических отношений, в упразднении обмена. Современная "симуляционная" модель медиа исключает полноту коммуникации, проявляющуюся во взаимодействии собеседников, в двусторонних отношениях. Символические же отношения - это отношения именно двусторонние: это речь и ответ на нее, это дар и дар ответный. Современные медиа - это речь без ответа. Но, как отмечал Мосс, односторонний дар всегда формирует определенные властные отношения. Нам предлагается дар, речь, но не дается возможность ответа не него, обратного дара. В результате мы оказываемся во власти медиа. Представляя собой одностороннюю передачу или, как говорит Бодрийар, не-коммуникацию, медиа превращают современную эпоху в “эпоху безответности”3. Телевидение подрывает искусство символического обмена, и с дальнейшим развитием современных технологий ситуация усугубляется. Бодрийар выступает не за свободу от медиа, а скорее за трансформацию их структур, за разрушение ' Цит. по: Gane, M. Baudruttard's Bestiary: Baudrillard and Culture, London: Routledge, 1991, p.55. 2 McLuhan, M. Understanding Media, London: MIT Press, 1994, p. 9 3 Baudrillard J. For a Critique of the Political Economy of the Sign, St. Louis: Telos, 1981, p. 170 их монополии. По его выражению, “люди больше не общаются друг с другом,...будучи изолированными речью без ответа”'. Ограниченный, симулированный ответ на эту ситуацию - звонки на телевидение и радио, опросы общественного мнения - не могут заменить реального ответа. Бодрийар различает "человеческие отношения" и "коммуникацию". Коммуникация есть явление современное - это “новый вид производства и функционирования речи, связанный с медиа и их технологиями”2. Для него коммуникация скорее технология, некий доминирующий способ производства. В прошлом люди не нуждались в коммуникации - они просто общались. Однако общество, сталкивающееся с отсутствием символических отношений, вынуждено имитировать их существование для того, чтобы как-то объединить изолированных индивидов. Для этого был создан целый аппарат технологии, науки и теории коммуникации. Сводя наши отношения к электронной связи, медиа не просто трансформируют человеческие отношения, они уничтожают их. В электронном коммуникационном пространстве мы утрачиваем свою самость, свое отношение к окружающему, к собственному отражению. Односторонность, отличительная черта современного общества, ведет к потери идентичности, к односторонней презентации мира в нашей "порнографической" гиперреальности, не оставляющей места для обмена и превращающей как реальное, так и воображаемое в единственно возможное, к чему мы ничего не можем добавить3. Так, в частности, Бодрийар расценивает "не-войну в Заливе", когда ответ Ирака был заведомо исключен "мгновенным технологическим наложением войны"4. Вместе с тем для Бодрийара символическое "неминуемо"5. Символический обмен связан с властными отношениями. Создавая реальное пространство коммуникации, где имеет место двусторонность, речь и ответ на нее, где вызову противопоставляется ответный вызов, символическое преобразует тот цикл отношений, в которых доминирует односторонность. Только таким образом можно противостоять власти. Основной характеристикой символического является его обратимость. В двусторонних отношениях, особенно в отношениях дара, контакт бесконечно цикличен (как дар и ответный дар), он развивается по спирали, не останавливаясь, постоянно обновляясь, доходя, наконец, до критической точки, когда ответный дар уже не возможен. Невозможность ответа на ответный дар - именно ' Ibid., p. 172 2 См.: Baudrillard, J. 'The Vanishing Point of Communication', lecture, 18, November, Loughborough University of Technology (text unpublished, provided by M.Gane and J.Baudrillard). 3 См.: Baudrillard, J. Symbolic Exchange and Death, London: Sage Publications, 1993, p. 70-76; Fatal Strategies, London: Pluto, 1990, p. 50-70; Seduction, London: Macmillan, 1990, p.28-36. См.: Baudrillard, J. The Gulf War Did Not Take Place, Sydney: Power Publications, 1995. 5 Baudrillard, J. Symbolic Exchange and Death, p. 2 этого боятся власть имущие. Символические отношения - это единственно возможное оружие против власти. Символическое, по мнению Бодрийара, “будет воскрешено как единственная радикальная возможность, как неизбежный ответный дар, как неизбежный ответ на давление” (с. 134).
|