Многие международные договоры универсального или регионального характера, посвященные правам и свободам человека и гражданина, содержат положения, которые, на первый взгляд, адресуются непосредственно индивидам. Иными словами, такие договоры как будто создают непосредственно права и свободы для индивидов. Между тем договоры заключаются государствами, и на основании этих договоров государства принимают на себя обязательства обеспечить индивидов, находящихся под его юрисдикцией, соответствующими правами и свободами. Если государство-участник не выполняет названные обязательства, то другие государства — участники договора имеют право предъявить претензии в отношении нарушения этих обязательств. Индивиды могут предъявить претензии к своему государству, если только оно не выполняет положения внутреннего права относительно прав и свобод человека. В том случае, если международные договоры входят в национальную правовую систему, то есть трансформированы в нормы внутреннего права, индивиды также обладают правом предъявить претензии своему государству в случае несоблюдения положений международного договора. Следует, однако, иметь в виду, что в соответствии с процедурой, установленной внутренним правом, претензии предъявляются к государственным органам, нарушившим права и свободы человека.
Ряд международных договоров предусматривает обязательства государств-участников обеспечить своим гражданам после исчерпания всех средств внутригосударственной правовой защиты право обращаться в международные органы, включая судебные, с жалобами на нарушение их прав и свобод. В таких органах и государство, и их граждане пользуются равными правами. Отсюда делается вывод, что индивиды приобретают некоторые свойства международной правосубъектности.
Между тем необходимо иметь в виду, что в соответствии с международным правом только государства могут наделять свойствами международной правосубъектности любые образования. Такими свойствами, в случае возникновения объективной необходимости, государства наделили бы и индивидов. Однако нет каких-либо международных актов, на основании которых можно было бы сделать вывод о международной правосубъектности индивидов.