Студопедия — Адыго-абхазская (ашуйская) группа.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Адыго-абхазская (ашуйская) группа.






Адыго-абхазская (ашуйская) языковая группа

 

Время существования единого адыго-абхазского (ашуйского – названного так по имени ашуйской археологической культуры) праязыка относится к III тыс. до н.э. Древнейшими археологическими реалиями ашуйской цивилизации были майкопская и колхидская культуры. Письменные памятники ашуйского языка охватывают период с середины III тысячелетия до н.э. до 4-5 вв. н.э. К ашуйским племенам, по многочисленным данным, относились тавры (Крым), меоты и таны (Дон), синды, дардарии, тореаты, арехи (Кубань). Древние греки называли население Кубани, Черноморского побережья и севера Малой Азии – гениохи...

 

 

Адыго-абхазская (ашуйская) группа.

Абхазско-абазинская ветвь Убыхско-касогская ветвь
§ абхазский язык § абазинские языки § касогский языковый континуум
¤ восточные диалекты • самурзаканский (чхуартал) д. • абжуйский литературный д. - джигардинский говор - атарский говор - поквешский гово𠆕 верхне-кодорский диалект: - цебельдинский г. - дальский г. • сухумский (гумский, гудоут, абжяквинский) ¤ западный диалект • бзыбский д. - калдахуарский (отхарский) г. - лыхненский г. - аасуйский г. ¤ Садзский (южно-абазинский язык): • садзский (джихский, приморский) д. - говоры: цандрыпш, кечба, аребда • горно-южно-абазинский (медовеевский, медозюйский) д. - говор чуа - говор псху - говор чужи - говор чужгуча - говор ачипсоу - говор аибга ¤ Абазинский (северо-абазинский,?безшагский?) язык: • литературный диалект • диалект тапанта (басхогский, алты-кесекский, бешкесекский) - кубино-эльбурганский говор - красновосточный (глымвокт) г. • диалект ашхарауа (шкараот) - кувинский г. - апсуйский говор     ¤ Адыгский язык: • литературный диалект • шапсугский диалект: - прикубанский (северный) говор - приморский (южный) г. - псеушхинский г. - хакучинский г. • бжедугский диалект - хамышеевский г. - черченеевский г. • темиргоевский (чемгуйский) диалект • абадзехский диалект • диалекты, исчезнувшие в 19 веке: - жанеевский д. - натухаевский д. - егерукаевский д. - мамхегский д. - махошевский д. ¤ Кабардино-черкесский язык • кабардинский д. - литературный г. - баксанский г. - терский г. - малкинский г. • моздокский д. • черкесский д. - литературный г. - хабезский г. - абазактский г. - псоче-дахе г. - эрсакон г. - первомайско-подкумский г. • кубанский д. • бесленеевский диалект-язык  
†убыхи (апёх)
• приморско-убыхский диалект: субешхский г., говор хизе (хобза, пшогия), варданский г., говор псахе (мамай, чизма), говор саше (сачва, сашсё), хамышский (хостинский) г. • горно-убыхский диалект    

Время существования единого адыго-абхазского (ашуйского – названного так по имени ашуйской археологической культуры) праязыка относится к III тыс. до н.э.
[Ашэуа – абхазское название абазин].
Древнейшими археологическими реалиями ашуйской цивилизации были майкопская и, возможно, колхидская культуры. Имеется влияние дольменной культуры. Письменные памятники ашуйского языка (после распада хатто-хурритского единства) охватывают период с середины III тысячелетия до н.э. до 4-5 вв. н.э. К ашуйским племенам, по многочисленным данным, относились киммерийские народы (но скорее всего, в языковом плане они были сильно смешаны с индоевропейцами, в частности фракийцами, и многие современные ученые рассматривают их как часть фракийцев или даже арийцев, но по происхождению они были северо-кавказцы) – тавры (Крым), меоты (Дон), синды, дардарии, тореаты, арехи (Кубань). Древние греки называли население Кубани, Черноморского побережья и севера Малой Азии – гениохи. Часто упоминаемые вместе с меотами таны были сарматского происхождения.
“У моря лежит азиатская часть Боспорского царства и Синдика, а за ней живут ахеи, зиги, гениохи, керкеты и макропогоны (длиннобородые). Выше их лежат теснины фтейрофагов (вшеедов). За гениохами находится Колхида…” (Страбон).
Хатто-ашуйцы (переднеазиатский расовый тип) изначально жили на севере Малой Азии, и, безусловно, на востоке Балкан. На Днепре зафиксированы топонимы северо-кавказского происхождения, а археологическая культура востока Балкан имеет потомственные аналоги на западном Кавказе, куда носители празападнокавказского языка проникли в 3-2 тыс. до н.э. через Северное Причерноморье, оставив поселения на Дону и в Крыму. На Дону и в Крыму хатто-ашуйцы впоследствие смешались с индоевропейскими народами, образовав этнос киммерийцев (антропологически – понтийский тип, лингвистически – фракийский язык с адыго-абхазскими элементами). К приходу индоевропейцев на западе Балкан уже произошло формирование динарского расового типа, а вот на нижнем Дунае индоевропейцы вместе одной из ветвей хатто-ашуйцев участвовали в формировании нижнедунайского, и византийского типов понтийской ветви, которая распространилась вокруг Черного моря. В понтийской расе сочетаются средиземноморские и отчасти переднеазиатские черты. Кубанский тип оформился позднее, впитав в себя кавкасионские элементы. Стоит заметить, что к приходу на Кубань праадыго-абхазов из Причерноморья, Кубань была заселена. В горных районах жили народы западной ветви нахско-дагестанской группы, а на побережье (антропологические предки западных адыгов и убыхов), вероятно, либо потомки немногочисленных хаттских поселенцев переднеазиатского типа, либо семитов, составлявших часть майкопской культуры.
Распад праашуйского языка начался в начале I тыс. до н.э., когда определились две основные группы, разделенные Скалистыми горами: убыхско-касогская и абхазско-абазинская. Разделение касогов и убыхов произошло в 400 г. до н.э. Оформление языков в современном состоянии произошло к 18 в.
Долгое время среди адыго-абхазских народов был распространен культ хаттской богини Ма.

К адыго-абхазской языковой общности сегодня можно отнести 10 живых этнических единиц (адыги-темиргоевцы, шапсуги, бжедуги, абадзехи, натухаевцы, черкесы, кабардинцы, асадзуа, абазины, абхазы) и один вымерший этнос убыхов.

Распространение майкопской культуры в 3-2 тыс. до н.э.

Антропология:
абхазы, абазины – колхидский тип понтийской ветви.
адыгейцы и черкесы – северо-западный тип понтийской ветви
западные адыги, часть абхазов – юго-западный тип понтийской ветви.
• кабардинцы – пятигорский микс понтийской ветви.
незначительные горные группы абхазов – южный кластер кавкасионского типа, близкий типу сванов

Характеристика языков:
Характерным для адыго-абхазских языков является огромное кол-во согласных звуков: в убыхском языке – 82, в бзыбском диалекте абхазского языка – 67, в адыгейском – 55, в кабардинском – 48. Гласных очень мало: в абхазском языке – две, в абазинском – две в ударном и одна в безударном слоге, в убыхском – три. А всего в северокавказских языках (ашуйских и нахско-дагестанских) суммарно насчитывается 299 различных звуков. Ашуйские языки имеют около 400 общих корней. Фонетические соответствия очень малочисленны. Грамматика и словоборазование различаются довольно сильно.
Ашуйские языки (вкл. хаттский), как и большинство сино-кавказских, являются эргативно-агглютинативными.

Абхазы (апсуа):

История:

Абхазский этнос сформировался к 8 в. н.э. Этнооснову составили древние ашуйские племена абешла (апсилов), касков (кашков), абазгов, санигов. От этнонима «кашк» произошло наименование «касог»: каск – кашк – кашаг (картвельская транскрипция) – касог. Этноним «абешла» предшествует «апсуа»: абешла – абсиле (латин.) – апсилай (греч.) – апшуа – апсуа.
Где «апс» (абеш)«душа», а “-уа” – окончание множественного числа.

Одно из древнеабхазских племен (абешла) упоминается впервые в 12 в. до н.э. у ассирийцев. В 7-6 вв. до н.э. небольшая часть скифов осела на Черноморском побережье и смешалась с местным населением. В 6 в. до н.э. абхазское побережье попало в сферу влияния Греции. К началу н.э. налаживаются отношения с римлянами. Образуются первые государства: Абазгия, Апсилия, Санигия и Мисиминия (?). В период со 2 по 7 вв. н.э. эти государства развиваются в рамках Цебельдинкой культуры.
К 8 в. н.э. появляется единое самосознание, выразившееся в образовании Царства Абхазия. Точнее, объединением абхазских государств под крылом Абазгии. Слово «абхаз» представляет грузинскую транскрипцию этнонима «абазг». Первым царем был Леон II, внук хазарского кагана. К 10 веку для отражения арабских атак, Абхазия объединилась с Аланией и сыграла значительную роль в христианизации Северного Кавказа.
В 9 в. Багратом III было образовано Царство Абхазов и Картвелов, которое распалось в 13 веке.
В 13-15 вв. Абхазия являлась генуэзской колонией. В 16-18 вв. – провинцией Турции. В конце 18 века Абхазия была независима и владела значительными территориями на побережье.
В 1810 году Российская империя захватила Абхазию и разрушила крепость Сухум-Кале. Однако до 1864 года абхазские князья Чачба-Шервашидзе сохраняли автономию, после – до 1917 года Абхазия была "Сухумским округом". За период существования "Сухумского округа" доля этнических абхазов снизилась до 50 % (!). А в результате нескольких жестоко подавленных восстаний много абхазов-мусульман стало "махаджирами" (беженцами – в основном в Турцию и Ливан).
В 1918 году Абхазия стала частью Горской Северо-Кавказской Советской Республики. Через несколько месяцев буржуазная Демократическая Республика Грузия при поддержке Германии (в рамках Первой мировой войны) захватила абхазскую часть Горской республики. В 1921 году Советы свергнули буржуазное правительство в Грузии, Абхазия получила полную независимость (она около года не входила ни в состав Грузии, ни в состав СССР). В конце 1921 года была образована Абхазская ССР. В 1922 году был заключен договор "особый союзный договор" с Грузинской ССР. В 1931 году АбССР превратилась в Аб АССР. 1936 году погиб глава Абхазии Нестор Лакоба и республика перешла в негласное ведение уроженца города Сухуми – Л. Берии. До 1953 года Абхазия подвергалась тотальным репрессиям и грузинизации. Доля абхазов снизилась до 40 %. В послесталинские годы проходили чуть ли не ежегодные митинги с требованиями о выходе из состава ГрССР. В 1990 году Абхазия заявила о госсуверенитете, что означало негласный выход из состава СССР. В 1992 году сталинско-националистическая политика Звиада Гамсахурдии привела к войне 1992-93 гг., тотальным разрушениям и массе беженцев (значительная часть беженцев впоследствие вернулась в Гальский район Абхазии). В 1993 году грузинские войска были отброшены. Утвердились гимн, герб, флаг. Национальная валюта – россйский рубль. Столица Сухуми была переименована в Сухум (несмотря на то, что абхазское название этого города – Акуа).
В 2008 году Россия и некоторые другие страны признали Абхазию, как субъект международного права, но фактически Абхазия (как и Южная Осетия) стала субъектом РФ.

Религия:

Консолидация ашуйских народов связана с принятием в 3 в. н.э. христианства, которое сменило местные языческие культы, в том числе культ человеческих жертвоприношений. Первую проповедь произнесли Андрей Первозваный и Симон Кананит в городе Питиунт (Пицунда). В период Абхазско-Грузинского Царства абхазское православие сблизилось с грузинским и приобрело общие черты. Ислам получил распространение в эпоху турецкого владычества в 16-18 вв. Сторонники ислама были ярыми борцами с Российской империей.
Сейчас большинство абхазов исповедуют православие (Абхазская Автокефальная церковь?). Мусульмане-сунниты (35 % населения республики Абхазия и до 50 % этнических абхазов /?/), в основном, бзыбцы и самурзаканцы.

Этнические группы и диалекты:

Абхазы делятся до сих пор на несколько территориальных этногрупп: бзыбь (бзып), гудаут (гудоут), дал, цабал (цебельда), абжуа, самурзакан (“са-” – притяжательный падеж от “сара”–«я»; Мурза-хан – имя одного из правителей), псхувы (говорят на южно-абазинском языке).
Абхазский язык подразделяется на две группы диалектов, в одну (восточную) входят: исчезнувший верхне-кодорский, абжуйский, самурзаканский, сухумский диалекты, во вторую (западную), близкий южно-абазинскому языку – бзыбский. Основой литературного языка является абжуйский говор.

В Средние века у абхазов выделялось 5 сословий: тавад (князь), амиста (дворянин), ашнахмуа (телохранитель), анхао (крестьянин), агруа (раб).

Характерные окончания фамилий: -ба (Чанба, Ардзинба), -аа (Ашхараа), -иа/-ия (Гулиа)
• Окончание “-ба” является видоизменённым абхазским словом "ипа"; – «его сын». Например, Агрба изначально звучало как Агыруа-ипа«сын мегрела». Женские формы абхазских фамилий произносятся отлично от мужских. /муж. Тар-ипа – жен. Тар-пха /. По новым правилам “-ипа” и “-пха” заменяются на “-ба”.
В случае с абхазированными мегрельскими фамилиями, окончания “-ипа” и “-пха” заменяются и прибавляются к цельной фамилии. Например, муж. Берулава-ипа – жен. Берулава-пха. Но эта фамилия по-абхазски произносится редуцированно – как Бырулаа.
Мегрельские фамилии стали широко распространяться среди абхазов в 17-19 веках. Сначала мегрелами был ассимилирован Самурзакан (Гальский район Абхазии). Начали появлялись такие "мегрельские" фамилии, как Эшбая (от абх. Эшба), Килбая (от Килба), Эмухвари (от Аимхаа, Эмхаа), Дзяпшискуа (от Дзяпш-ипа), Маршания (от Амарщан), Тарбая (от Тарба), Зухбая (от Зухба), Шакирбая (от Шакрыл) и т.д.
• "-аа" означает "люди, народ" или является редуцированной формой мегрельского окончания "-ава".
• Редкое окончание "-пш" (Сегрей Багапш).
• Собственно мегрельские фамилии появились у абхазов со вступлением в состав России. Когда стали прибывать мегрельские священники, которые переписывали паству, давая им удобные фамилии. Большинство обладателей мегрельских фамилий среди абхазов, помнят свои старые абхазские фамилии. Так, например, абхазы с фамилией Дзидзария имеют исконную фамилию Лажв-ипа. В переводе с абхазского означает "дети кобеля"; и используется редко.
• “-уа” в абхазском языке является суффиксом множественного числа, поэтому фамилии с таким окончанием часто считаются этимологически абхазскими, но могут иметь мегрельское происхождение.
Профессор Т. Мибчуани насчитывает порядка 450 фамильных единиц, из них:
а) грузинизированные, в ч. мегрелизированные фамилии (из них половина имеет абхазские корни) составляют 80 % (и определить кому она принадлежит –
абхазу или мегрелу – почти невозможно)
б) чисто абхазские и северо-кавказские фамилии – 13 %
в) иное происхождение – 7 %
"
;Чисто абхазские" фамилии: оканчиваются на “-ба” (этнические абхазы), на “-аа”/-"иа"/"-ия"; (абхазированные мегрелы и мегрелизированные абхазы), Смыр, Бгуец, Барциц, Инал-Ипа, Кове, Киут, Лакербай, Мантой (абх. евреи), Патейпа, Симсим, Тапанц, Таркил, Шакрыл, Шуген, Чукбарь, Хашиг, Эник, Аджинджал и др.

Численность: 64 тыс. – 115 тыс. человек в Абхазии (Апсны«Страна души»).

 

* * *

Абазины (абаза и асадзуа):


Произошли от этнической общности абазгов, бывших частью абхазо-абазинского протоэтноса, впервые упоминавшихся во 2 в. у Арриана и Геродота. Тогда абазги населяли центральную часть современной Абхазии, от Сухума до реки Бзыбь; в 3-5 вв. абазги, вытесняемые мегрелами, продвинулись на север, до реки Псоу и дальше, оттесняя и ассимилируя другой абхазо-абазинский этнос санигов. С 8 в. абазги политически господствуют в образовавшемся Абхазском царстве (8-10 вв.), отчего вся территория этого государства, включая современную Абхазию и Западную Грузию (Самегрело, т.е. Мегрелия, искаженно – Мингрелия), называется в письменных источниках разных стран того времени Абазгией (даже в 12 в. в русских источниках Грузия иногда называется Обезия, т.е. Абазгия).
В период Абхазского царства наметилось образование двух диалектных зон – апсильской и абазго-санигской.

В XIV веке абазины занимали территорию между реками Бзыбь и Туапсе. В период распада Абхазо-Грузии (1466 г.) начинается новое движение абазгов на север и северо-восток, на земли, опустошенные походом Тамерлана на Северный Кавказ (1395). Оседая на новых местах, абазги вступают в тесные контакты с адыгскими племенами, отдаленно родственными им по языку. В ходе этно-исторического развития
(а) часть абазгов стала одним из основных этнических компонентов в этногенезе абхазского народа (прямые потомки абазгов – абхазы Гудаутского района Абхазии, говорящие на бзыбском диалекте абхазского языка),
(б) другая часть вошла в состав некоторых адыгских этногрупп (группа т.н. «абадзе»: бжедуги, натухаевцы, шапсуги и особенно абадзехи (16-17 вв.),
(в) третья – образовала самостоятельные этносы абаза (абазинов) и асадзуа.

Средневековые турецкие, частично западноевропейские, источники используют термин «Бескесск-абаза» («пятидольная абаза»), объединяя им этнические группы абазин-тапанта: Дударук, Лоу, Биберд, Клыч, Кячь, Джантемир (не имели своей "доли"), а также термин «Алтыкесек-абаза» («шестидольная абаза»), к которой относились абазины-ашхарауа: Башил-Бай, Баг, Баракай, Кизилбек, Там, Чагарай.
В объяснении к карте Кабарды 1744 г. «алтыкесек-абаза» разделены на Нижние или Танбиюки, Средние, Екепцацкие, Верхние. По данным этой карты Нижние Абазины (они же танбиюки или тамбиюки) в количестве 15 селений жили на р. Куме (это были в основном лоовцы и бибердовцы). Средние абазины имели 30 сел. и располагались в верховьях Кумы. В составе Средней Абазы были лоовцы, дударуковцы, кячевцы, клычевцы, которые так же, как экепацкие абазины, в 1753 г. были переведены на р. Зеленчук. В верховьях Кумы находилась Верх. Абаза, так же переведенная на Зеленчук. По правому берегу р. Малка до 1743 г. располагалось сел. Бабукова.
Абазины, жившие на склонах Абхазии (асадзуа) в нач. XIX в. включали медовеевцев, в состав которых входили горные общества Псху, Ахчипсы, Аибга, а также прибрежные общества Цандрыпш, Кечба, Аребда.

Уже к XVIII в. все группы абазин – тапанта и шкарауа обосновались на землях Сев. Каваза. В 60-х гг. XIX в. было завершено переселение абазин из горных р-нов в предгорные и равнинные. При переселении жителей из горных р-нов на равнину искусственно создавались укрупненные аулы. Так, в результате переселений в 1860—70-е гг. были основаны абаз. аулы Дударуковский (1830), Бибердовский (1869), Лоовско-Зеленчукский (1859), Егибоховский (1862), Клычевский (1869), Кумско-Абазинский (1865), Лоовско-Кубанский (1863), Шахгиреевский (1863), Кувинский (1866). В сер. 1920-х гг. в связи с тем, что назв. абаз. аулов в основном были связаны с фамилиями князей, было решено их переименовать: бывшее сел. Дударуковское стало Псыж, Бибердовское — Эльбурган, Лоовско-Зеленчукское — Инжигчукун, Егибоковский — Абазакт, Клычевский — Псаучье-Дахе, Кумско-Абазинский — Красный Восток, Лоовско-Кубанский — Кубина, Шахгиреевский — Апсуа, Кувинский — Старо-Кувинск. Возникли новые населенные пункты, отпочковавшиеся от крупных аулов: из а. Старо-Кувинск выделился Ново-Кувинск, из Эльбургана — Тапанта и Абаза-Хабль, из Инжигчукуна — Малоабазинск, из Кубины — Кара-Паго, из Красного Востока — Койдан.
В XIX веке часть абазин переселилась на равнину, а часть была изгнана царской властью на Ближний Восток.

В настоящее время абазинами считают две этнические группы, имеющие неоднозначное общее самосознание и проживающие: одна – в Абхазии (асадзуа/садзы), другая – в Карачаево-Черкессии (собственно, абазины). Северо-абазинский язык впитал много адыгских элементом, тогда как асадзуа стоит ближе к абхазскому.
Асадзуа, говорящие на садзском (южно-абазинском языке) часто считают себя абхазами и описываются в литературе, как этногруппы абхазского народа, их язык является переходным между диалектами ашхарауа северо-абазинского языка и бзыбским диалектом абхазского. О диалектах и говорах – в таблице. Кубино-эльбурганский говор – основа литературного языка.

У северных абазин выделяются субэтнические группы (т.н. безшаги: абазакты, апсуа, кувинцы), говорящие на диалекте ашхарауа (шхарауа, шкараот) и тапанта (кубино-эльбурганский и псыж-красновостокский говоры).

Кубино-эльбурганский говор – основа общего литературного абазинского языка.

В настоящее время Аабазины компактно живут на территории Карачаево-Черкесской Республики в тринадцати селениях: Красный Восток, Кайдан, Кубина, Кара-Паго, Псыж, Эльбурган, Инжигчукун, Тапанта, Абазахабль, Малоабазинск, Старокувинск, Новокувинск, Апсуа. Кроме того, абазины составляют основу населения аулов Псаучье-Дахе, Абазакт, а также значительную часть населения аула Хумара. Дисперсно живут в других селениях и городах республики, а также в Кабарде и Адыгее.

Численность – 36,6 тыс. чел. (2002), в т.ч. в Карачаево-Черкесии – 32,3 тыс.чел. Потомки абазинских махаджиров (переселенцев) живут в Турции, Сирии, Иордании, Ливане, Египте, Болгарии и др.

Религия. По большей части исповедуют ислам суннитского толка.

 

* * *

Убыхи (апёх, пэху, асадзуа, уббух, брухи):


Промежуточный (в лингвистическом плане) этнос между адыгами и абхазами, которые считали убыхов своей этногруппой. Жили в районе Сочи. С 17 века известны как вайяпиха (от имени двух племён – гуайя <роды Керзедж, Куйцук, Хатираме, Бирдж, Черч> и пэху). В 19 веке турецкие источники называют их суачалилер (жители Сочи).
В верховьях рек Сочи и Хоста находилась область проживания локальной этногруппы убыхов – Садаша.
Убыхские земли делились на Саше-и-Хамыш (Сочи), Убых-и-Ворданэ, которые распадались на Ворданэ, Псахо, Субешх (+ Берзеки), Хизе.
В результате Русско-Кавказской войны они были в полном составе изгнаны в пределы Османской Империи в 1861-64 гг., где растворились в местном населении, а частью погибли – это являлось одним из итогов совершённого Царской Россией "Геноцида Кавказских народов". В 1992 году в Турции умер последний носитель разговорного убыхского языка – Тефвик Есенч. Говорили на реликтовом адыго-абхазском языке, промежуточном между абхазской подгруппой и адыгской.
Религия представляла собой микс христианства, ислама и язычества. Доминировал ислам, всвязи с чем убыхи поддерживали Турцию, а не Российскую империю.


* * *

Адыгские народы. Под этим термином подразумеваются носители т.н. языков касогской (адыгской) подгруппы ашуйской (адыго-абхазской) группы, а именно: адыги, черкесы и кабардинцы. Самоназвание этих народов («адыгэ») имеет много версий происхождения.
а) от древнеадыгской формы «а-дыгъэ»«народ солнца».
б) от “ адзэхэ” («войска» или «народ войск»).
Первая версия является более признанной, т.к. солнечный культ был обычным у хатто-ашуйских народов.
В мире адыгские племена больше известны под этнонимом "черкесы", которым в РФ называется лишь локальная группа адыгов, отколовшаяся в Средние века.

На рубеже н.э. древнеадыгские племена занимали территории по побережью Азовского и Чёрного морей (вплоть до Сочи), где жили убыхи.
В 5 в. н.э. образовалось государство Синдика, в 6 в. н.э. – Зихский, Абазгский и Касогский союзы.
В XI в. часть адыгских племён стала продвигаться на восток.
С XII в. начинает широко употребляться слово черкес.
К XIII-XIV вв. можно отнести обособление кабардинских племён.

Черкесская династия аль-Мамляка аз-Захира Баркука аль-Черкеси правила в Египте и Сирии с 1382 по 1517 гг.
В 17-18 веках состояли из нескольких кланов: Абадзех, Шапсуг, Надкуадж, Кабертей, Бесленей, Мохошь, Кемгуй-Темиргой, Хатукай, Бжедуг (Черченей, Хамыш), Жаней. Кланы Чёбсин и Хегайк слились с натухаевцами, Хетук (Адале) переселились на п-ов Тамань и смешались с ногайцами.
В формировании адыгских народов участвовали также киммерийцы (народ, живший в Причерноморье, имеющий, вероятно, смешанное ашуйско-индоевропейское происхождение) и арийские племена, пришедшие из Причерноморья.
Массовая эмиграция черкесов (в источниках численность эмигрантов оценивалась от 500 тыс. до 2 млн. чел. привела к образованию большого числа черкесских поселений в странах Османской империи: на Балканах, в Анатолии и Сирии. Черкесские эмигрантские общины пользовались большим влиянием при султанском режиме. Но в период с 1908 г. (младотурецкая революция) по 1922 г. (торжество кемалистов) черкесы утеряли свое привилегированное положение и превратились в обычных граждан Турецкой республики.
После массового махаджирства 1859—1864 гг. на Зап. Кавказе, по данным екатеринодарского архива, оставалось от 47 до 53 тыс. черкесов, расселенных в Екатеринодарском и Майкопском отделах.
По совокупности в мире насчитывается 3-5 млн. носителей адыгских языков: в РФ (650 тыс.), Турции (130 тыс.), Иордании (44 тыс.), Сирии (25 тыс.), Ираке (19 тыс.), Израиле, США, Нидерландах, Швеции. До недавнего времени проживали Косово-и-Метохии (Югославия).

Адыги (киахи):

Прямые потомки ашуйских народов, живших на Кубани и Западном Кавказе с древности, в ч. меотских племен зихов, ахеев и керкетов.

Говорят на адыгском языке, который распадается на несколько диалектов субэтнических групп.Особо выделяются западные адыги: шапсуги и бжедуги (хамышеевцы и черченеевцы), которых даже выделяют в отдельный этнос. Генетически различаются причерноморские и прикубанские шапсуги. Причерноморские шапсуги впитали в себя остатки убыхов. В 16-18 веках они делились на «аристократические племена» (жанеевцы, бжедуги, хатукаевцы) и «демократические племена» (шапсуги, абадзехи, натухаевцы). Субэтносы абадзехов, шапсугов и натухаевцев составляют до 2/3 всего числа адыгов.

В результате колониально-захватнической войны России на Кавказе, вошедшей в мировую историю под названием Русско-Кавказская война, подавляющее большинство уцелевших адыгов (не менее 2 млн. человек) и все убыхи (около 100 тыс.) были изгнаны в пределы Османской Империи. На Кавказе осталось лишь 5 %.

Субэтносы адыгов.

• Адыги (темиргоевцы)
Абадзехи – смешанные с абазинами племена, до Кавказской войны насчитывали 250 тыс. чел. Жили на северном склоне хребта Маркотх.
елились на горных и равнинных. Выделялись дворянские роды: Бешок, Инемок, Джанчат, Анчок, Даур, Нешок.
Агучипс – обобщенное название пяти кланов- зэтхьярогу (одноклятвенники), которые распределялись между шапсугами и натухаевцами.
- шапсуги (Кобле, Схапете, Соотх-Гоаго): «шэпси» – молочная река, «шэстопсы» – сторечье.
Дворянские роды: Абат, Немере, Шеретлук, Кадрук, Джасте, Улагай, Екутеч, Тхагус.
Говоры: прикубанский и приморский <от Джубги до Туапсе> (вкл. хакучинский). Хакучи жили в труднодоступных районах.
Для шапсугского диалекта характерны: шипящие, 88 звуков <67 – лит. норма>.
Ислам приняли в 18 веке.
В настоящее время – 5 аулов в Адыгее и 14 – в Туапсинском и Лазаревском районах.
В 30-е гг. 20 в. существовал шапсугский Туапсинский район.
- натухаевцы (Натхо – сероглазые, Нетахо): До Кавказской войны было около 200 тысяч. Жили от Джубги до Анапы.
В 19 веке в них влились племена гуайя (убыхское племя), хегаки, хатукаевцы, жанеевцы. Число натухаевских родов точно неизвестно (от 44 до 64).
Дворянские: Сюпако, Мегу, Зан, Каз, Чах, Ерыку, Деды. Дольше всех сохраняли христианство.
В наст. время живут в ауле Натухай и нескольких сёлах в Краснодарском крае и Адыгее.
• Бжедуги (хамышеевцы и черченевцы)

Интересным может быть факт наличия в 15 веке такой общности как черкес-франк и, возникшей в результате смешанных браков генуэзских купцов с черкесскими женщинами. О развитии и судьбе черкес-франков почти ничего не известно.

Численность: 124 тыс. чел. носителей данных адыгских диалектов проживают в Республике Адыгея, в Лазаревском, Туапсинском и Новокубанском районах Краснодарского края. Абадзехи (16 тыс. чел.) живут в посёлке Хакурино-Хабль. Шапсуги (от 3 до 10 тыс. чел.) проживают в районе Джубга – Сочи.

Религия: С Х века н.э. на Западном Кавказе господствовало христианство, что в 18 в. сменилось суннитской ветвью ислама.

 

Черкесы и кабардинцы:

Предки кабардинцев – часть касогских племён – в 14 в. переселились в местность Пятигорье (Беш-Тау). Кабардинцы относились к понтийскому расовому типу и со временем образовали смешанный кабардинский (пятигорский) антропотип. Названием этнос обязан князю Кербертею.
Различали Большую Кабарду (Кэбэрдэй), состоящую из нескольких родов – Джинбот, Месост, Хатошхок, Кайток; Малую Кабарду (Глехстан, Джылэхстэнэй) – род Гилосхан; Среднюю Кабарду – род Татлостан. В России их делили на кабартынских и пятигорских и называли черкесами.
Численность – 520 тыс. чел. в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии.
В большинстве своём – сунниты, моздокские кабардинцы – православные.
Черкесский этнос возник вследствие смешения касогов-бесленеевцев (родоначальник тейпа – Беслан) с родственными им кабардинцами в 18 в. н.э. «Черкес» – литературное наименование кавказских народов в 18 в. Это слово, по наиболее распространённым версиям, происходит от тюркского «чер-кесмек» (“перерезающий дорогу”) илиот названия племени керкетов. Несмотря на то, что черкесами называют в Европе всех адыгов, это слово закрепилось лишь за одним народом.
Значительная часть черкесов и кабардинцев в XIX в. переселилась в Турцию.
Численность черкесов – 60,5 тыс. человек в Карачаево-Черкессии.
Говорят на диалектах кабардино-черкесского (или просто – черкесского/кабардинского) языка, отличия которого от адыгского не очень значительны, за исключением большего числа тюркских, осетинских и нахских заимствований. Нахского влияния в фонетике не замечено.

 

¤ Кабардино-черкесский язык
• кабардинский д. - литературный г. - баксанский г. - терский г. - малкинский г. • моздокский д. • бесленеевский диалект-язык • черкесский д. - литературный г. - хабезский г. - абазактский г. - псоче-дахе г. - эрсакон г. - первомайско-подкумский г. • кубанский д.

 

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1316. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия