Западные сино-кавказцы были предками бурушаски, басков и хатто-хурритов.
Предки басков мигрировали в Западную Европу в 8 тыс. до н.э. через Центральную Европу. Протобаски и родственные им народы жили в Испании, Франции, Италии, на Британских островах вместе с палеолитическими обитателями этого региона. Оставшиеся в Малой Азии сино-кавказцы разделились в 6 тыс. до н.э. на хатто-ашуйскую и хуррито-урартскую группы (алародийскую), которые стали развиваться автономно, но четкой локализации этих групп не произошло. Хатто-ашуйцы изначально жили на севере Малой Азии, безусловно на востоке Балкан. На Днепре зафиксированы топонимы северо-кавказского происхождения, а археологическая культура востока Балкан имеет потомственные аналоги на западном Кавказе, куда носители празападнокавказского языка проникли в 3-2 тыс. до н.э. через Северное Причерноморье, оставив поселения на Дону и в Крыму. На Дону и в Крыму хатто-ашуйцы впоследствие смешались с индоевропейскими народами, образовав этнос киммерийцев (антропологически – понтийский тип, лингвистически – фракийский язык с адыго-абхазскими элементами). К приходу индоевропейцев на западе Балкан уже произошло формирование динарского расового типа, а вот на нижнем Дунае индоевропейцы вместе одной из ветвей хатто-ашуйцев участвовали в формировании нижнедунайского и византийского типов понтийской ветви, которая распространилась вокруг Черного моря. В понтийской расе сочетаются средиземноморские и динарские черты. • По поводу принадлежности бурушаски к западным или восточным сино-кавказцам идут споры, но известно лишь, что они появились в Кашмире раньше индоарийцев и не контактировали с дравидами. Иногда бурушаски группируются с кетами в карасукскую семью. Принадлежность исчезнувших языков Индии (кусунда, нахали, прото-тару, прото-катманду, прото-нилгири, прото-дхимал/киринти) к сино-кавказской макросемье весьма спорно. Эти языки имеют много большего с веддоидными, андаманскими и языками папуа, входящими в индо-тихоокеанскую макросемью. Из общих черт можно отметить удвоенные согласные почти в каждом слове (это т.ж. характерно для южных дравидских языков, возникших на подобном субстрате). Устоявшееся отнесение нахали к языкам мунда, базируется на том, что сейчас немногие выжившие нахали говорят на языке австроазиатской семьи. Кусунда полностью перешли на гималайский язык китайско-тибетской семьи. Однако полностью исключить былое присутствие в Центральной Индии сино-кавказских языков нельзя. Обособление хаттов от хурритов было настолько велико, что при изучении генетических связей было обнаружено, что хаттский язык имеет чёткие пересечения с адыго-абхазскими и картвельскими, но не имеет почти ничего общего с нахско-дагестанскими и хурритскими. В свою очередь, наблюдаются чёткие схождения нахско-дагестанских языков с хурритскими (порядка 100 общих корней) – с одной стороны, и адыго-абхазскими – с другой, а т.ж. точки соприкосновения с чадскими языками афразийской (макро)семьи. Язык хаттов являлся, к тому же, связующим звеном между сино-кавказскими и ностратическими (в ч. картвельской группой).
|