Студопедия — Никомахова этика 12 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Никомахова этика 12 страница






страсти; страсть возникает, когда в нас присутствует [только] чувственное

знание.

Итак, пусть достаточно сказано о том, сознательно или несознательно и в

каком смысле сознательно можно вести невоздержную жизнь.

 

6 (IV). Вслед за этим надо сказать о том, существует ли невоздержный во

всех отношениях [и в безусловном смысле слова], или же все [невоздержные

невоздержны только] частично, и если [невоздержный во всех отношениях]

существует, то с чем он имеет дело.

Ясно между тем, что воздержные и выдержанные, так же как невоздержные и

изнеженные, проявляются в отношении к удовольствиям и страданиям. Коль скоро

из того, что доставляет удовольствие, одно - вещи необходимые, а другое само

по себе заслуживает избрания, но допускает нарушение меры, причем

необходимое относится к телу (под этим я имею в виду то, что связано с пищей

и любовной потребностью, и подобные телесные [надобности], с которыми мы

соотнесли распущенность и благоразумие), а что является не необходимым,

заслуживает избрания само по себе (я имею в виду, например, победу, почет,

богатство и тому подобные блага и удовольствия), - [коль скоро все это так],

тогда тех, кто [в вещах, достойных избрания], вопреки заключенному в них

самих верному суждению нарушают меру, мы не называем невоздержными во всех

отношениях, но уточняем: "невоздержные в отношении к имуществу", или "к

наживе", или "к почестям", или "в порыве ярости", но не [говорим] без

уточнений, потому что эти люди отличаются от [невоздержных в необходимых

вещах] и называются невоздержными в силу сходства. (Сравним это с

победителем Олимпийских игр по имени Человек. В самом деле, в случае с ним

общее понятие "человек" мало отличалось от собственного имени, но все же

отличалось.) И вот подтверждение: невоздержность [в общем смысле] осуждают

не только как недомыслие, но и как известную порочность или в общем, или в

частном смысле, [тогда как] никого [из невоздержных] в других отношениях

так, [т. е. как порочных], не [осуждают].

Из тех, кто имеет дело с телесными усладами (в связи с ними мы говорим

о благоразумном и распущенном), тот, кто не по сознательному выбору, но

вопреки и ему, и мысли, ищет чрезмерных удовольствий и избегает страданий,

голода, жажды, жары и холода и всего, что бывает от осязания и вкуса,

именуется невоздержным без уточнений (дескать, в таком-то отношении,

например в гневе), а просто вообще невоздержным. Подтверждение такое:

изнеженным считают за отношение к этим [удовольствиям и неудовольствиям], но

не за отношение к одному из тех, [не телесных удовольствий]. И по этой

причине мы почти отождествляем невоздержного и распущенного, так же как

воздержного и благоразумного (но никого из тех [дру гих]), потому что они

имеют дело с одними и теми же (в известном смысле) удовольствиями и

страданиями. Но хотя [распущенный и невоздержный] проявляются в отношении к

одному и тому же, они это делают не одинаково, а один по сознательному

выбору, другой нет.

Вот почему мы, скорее, назовем распущенным того, кто, не испытывая

влечения или испытывая его слабо, преследует чрезмерные удовольствия и

избегает [даже] умеренных страданий, нежели назовем так того, кто делает это

по сильному влечению. Что же в самом деле натворит первый, появись в нем к

тому же юношески [страстное] влечение и сильное страдание из-за нужды в

необходимых вещах?

Однако среди влечений и удовольствий существуют такие, что по роду

относятся к вещам прекрасным и доброкачественным (ибо, согласно делению,

произведенному ранее, среди вещей, доставляющих удовольствие, иные по

природе достойны избрания, другие им противоположны, третьи находятся

посредине), например имущество и прибыль, победа и почет. По поводу всего -

и этих вещей, и лежащих посредине - людей осуждают не за то, что они

испытывают их воздействие, питают к ним влечение и любовь, но за то, как они

это делают, а именно за то, что нарушают меру. Вот почему осуждаются и те,

кто вопреки [верному] суждению либо воздерживаются от чего-то прекрасного по

природе и благого, либо (вопреки суждению] преследуют это, как, например,

те, кто больше, чем нужно, хлопочут о почете или о детях и родителях, ибо

хотя это тоже относится к благам и, кто хлопочет об этом, заслуживает

похвалы, однако и тут бывает своего рода чрезмерность (если, скажем, как

Ниоба, спорить с богами или относиться к отцу, как Сатир, прозванный

от-целюбом, так как считали, что он ведет себя слишком глупо); ввиду

сказанного в этом [все-таки] нет никакой порочности, потому что сам по себе

каждый такой предмет влечения относится к вещам по [своей] природе достойным

избрания, а дурными и такими, которых избегают, являются излишества в этом.

Соответственно нет и невоздержности, коль скоро невоздержность не только

нечто избегаемое - это еще и одна из тех вещей, которые осуждаются - и

все-таки в силу сходства страсти мы даже здесь говорим о невоздержности,

уточняя в каждом отдельном случае, в чем невоздержность, так же как "плохой

врач" и "плохой лицедей" мы говорим о человеке, которого не назвали бы

"плохим" (kakos) безотносительно. И вот как здесь мы не [обходимся без

уточнения], потому что каждая из этих ["порочностей"] означает не собственно

порочность (kakia), но подобна ей по соответствию, так, очевидно, и в случае

с невоздержностью и воздержностью нужно подразумевать (hypolepteon) только

ту невоздержность и ту воздержность, что имеют отношение к тому же, что

благоразумие и распущенность. А в связи с яростью мы употребляем эти слова

только из-за сходства [страсти], и потому говорим "невоздержный", уточняя:

"в порывах ярости", так же как: "в често[любии]", "в наживе".

(V). Если некоторые вещи доставляют удовольствие по природе в разных

смыслах: одни - в безусловном, другие - в зависимости от рода животных и

людей, а [некоторые доставляют его не по природе], но одно - в силу уродств,

другое - в силу привычек, третье - по испорченности естества, [или природы],

то и для каждого из названных случаев тоже можно обнаружить наиболее близкие

им склады [души]. Последние же я называю звероподобными складами, например:

существо женского пола, о котором рассказывают, что оно, взрезав беременных,

пожирает детей; или тех, кто наслаждаются (как рассказывают о некоторых из

дикарей, живущих у Понта) сырым или человеческим мясом; или тех, кто

одалживают друг другу детей для праздничной трапезы; или то, что

рассказывают о Фалариде.

Это склады звероподобные, другие возникают вследствие болезней (причем

у некоторых от помешательства, как, например, у человека, принесшего в

жертву и съевшего свою мать, или у раба, съевшего печень товарища по

рабству), и, наконец, бывают [состояния] как бы болезненные или от [дурных]

привычек, как, например, привычка выдергивать волосы и грызть ногти, а также

уголь и землю, добавим к этому любовные наслаждения с мужчинами. Ведь у

одних это бывает от природы, у других - от привычки, как, например, у тех,

кто с детства терпел насилие. Тех, у кого причиной [известного склада]

является природа, никто, пожалуй, не назовет невоздержным, как, например,

женщин за то, что в половом соединении не они обладают, а ими, [как и

невоздержным владеет влечение]; соответственно обстоит дело и с теми, кто

находится в болезненном состоянии из-за привычки.

Итак, каждое из этих состояний, подобно зверству, находится за

пределами порочности.

Если состояние таково, то уметь держаться или быть одержимым (kratein e

krateisthai) не означает [воздержности и соответственно] невоздержности в

общем смысле, но [невоздержность только] в силу [внешнего] сходства, подобно

тому как человека, чье состояние в порыве ярости имеет вид этой страсти, не

следует называть невоздержным.

Ведь всякая чрезмерность и в безрассудстве, и в трусости, и в

распущенности, и в злобности либо звероподобная, либо болезненная. А именно,

если человек по природе таков, что всего боится, даже если мышь зашуршит, он

труслив звероподобной трусостью, а если испугался куницы, то от болезненного

[страха именно перед этим зверем}. Что до безрассудных, то одни из них,

будучи от природы неспособны рассчитывать (alogistoi) и живя только

чувством, звероподобны (как, например, некоторые племена далеких варваров),

а другие из-за болезней (например, эпилепсии и помешательства) имеют

болезненный [склад души].

Можно обладать одним из этих [свойств, складов, или качеств], только

временно, но не быть им одержимым [всегда]; я имею в виду возможность того,

что некий Фа-ларид сдержится, испытывая влечение пожрать ребенка или

насладиться нелепой любовью. А можно и быть одержимым, а не только иметь

[склонность]. Словом, подобно тому, как испорченность, когда она

соответствует [природе] человека, определяется как испорченность в

безусловном смысле, а когда она с уточнениями "звероподобная" или

болезненная, как безусловная не определяется, подобно этому, очевидно, что

одна невоздержность может быть зверской, другая болезненной, но

невоздержность в безусловном, [или общем], смысле соответствует именно

человеческой распущенности.

 

7. Ясно, таким образом, что невоздержность и воздержность касаются

только того, чего касаются распущенность и благоразумие, и что разным видам

этого соответствуют разные виды невоздержности, называемые так переносно и

не в безусловном смысле.

(VI). Давайте уясним себе (theoresomen), что невоздержность в порыве

ярости (peri toy thymoy) менее позорна, нежели невоздержность во влечениях.

Ведь похоже, что порыв в какой-то мере слушает [голос] суждения, [т. е

разума], но недослышит, как торопливая прислуга, что выбегает вон, не

дослушав, что говорят, а потом, исполняя поручение, допускает промах, и как

псы, что начинают лаять, едва послышится шорох, не рассмотрев, не свой ли.

Вот так и порыв из-за горячности и поспешности его природы бросается мстить,

уловив что-то, но не услышав приказа. В самом деле, [рассуждение или

воображение (phantasia) объяснило ему, что его оскорбляют или что им

пренебрегают, и он, словно бы придя к заключению, что в таком случае надо

наступать, тут же начинает злиться. А влечение, едва только [рассуждение или

чувство скажут, что [нечто] доставляет удовольствие, бросается к усладам,

так что порыв в каком-то смысле следует за суждением, а влечение нет. А

значит, оно позорнее, ведь кто невоздержен в порыве ярости, как-то

подчиняется суждению, а тот другой - влечению, а не суждению.

Кроме того, следование естественным стремлениям вызывает больше

сочувствия, раз уж больше его вызывает следование даже влечениям, если они

общи всем, и в той мере, в какой они общи. Порыв ярости и злость более

естественны, чем влечения к излишествам и вещам, не являющимся необходимыми.

[Вспомним], например, [сына], который, защищаясь [в деле] о побоях,

нанесенных отцу, сказал: "Ведь и он [бил] своего [отца], и тот - своего", -

и, указав на [собственного] ребенка: "И этот [побьет] меня, когда возмужает,

- так уж у нас в роду"; и [отца], которого сын волок [за собою] и который

приказал ему остановиться в дверях, потому что и он сам доволакивал-де

[своего] отца до этого места.

Кроме того, чем больше злого умысла, тем больше не-правосудности. А

между тем ни порывистый, ни порыв не способны злоумышлять - они действуют

открыто. Зато влечение - словно Афродита, о которой говорят: "рожденная на

Кипре кознодейка" - и о [ее] "узорчатом поясе" Гомер:

 

[...в нем заключались]

Льстивые речи, не раз уловлявшие ум и разумных.

 

Так что если эта невоздержность влечений действительно более

неправосудна и позорна, чем та, что сказывается в порыве ярости, то именно

она есть невоздержность в безусловном смысле слова и в каком-то смысле

порочность.

Далее, никто не ведет себя нагло (hybridzei), при этом страдая; а

действуя в гневе, всякий испытывает страдание, тогда как наглец (hybridzon),

напротив, действует с удовольствием.

Итак, если больше неправосудности в том, на что гневаться наиболее

правосудно, то и в невоздержности из-за влечения [больше неправосудности,

чем в невоздержности из-за порыва ярости], ибо в порыве ярости нет наглости

(hybris).

Ясно поэтому, в каком смысле невоздержность, связанная с влечением,

более позорна, чем невоздержность, связанная с порывом ярости, а также что

воздержность и невоздержность относятся к телесным влечениям и

удовольствиям. Осталось понять, какая между ними [ - удовольствием и

влечением - ] разница.

В самом деле, как уже было сказано вначале, одни из [влечений]

человеческие и естественные как по роду, так и по степени, другие -

звероподобные, третьи же [обусловлены] уродствами и болезнями. Благоразумие

и распущенность связаны только с первым [видом влечения]. Вот почему мы не

называем зверей ни благоразумными, ни распущенными иначе, как в переносном

смысле, - у них ведь нет ни сознательного выбора, ни расчета - и еще в

случае, если один какой-то род животных в целом отличается от другого

наглостью, буйством и обжорством, но это отступления от природы, так же как

среди людей - помешанные.

Зверство менее [дурно], нежели порочность, но более страшно, ибо лучшая

часть души [у зверей] не развращена (оу diephthartai), как у [порочного]

человека, а отсутствует. Это похоже на сравнение неодушевленного и

одушевленного по степени порочности. Ведь безвреднее всегда бывает дурное

качество того, что не имеет в себе источника [действия], а ум - [такой]

источник (так что это очень похоже на сравнение неправосудности с

неправосудным человеком: большим злом в одном смысле будет одно, в другом -

другое), ведь порочный (kakos) человек натворит, наверное, в тысячу раз

больше зла (kaka), чем зверь.

 

8 (VII). В обращении с удовольствиями и страданиями, а также с

влечениями и избеганиями, обусловленными осязанием и вкусом, [и] по

отношению к которым ранее были даны определения распущенности и

благоразумию, можно иметь такой [склад], что уступает даже тем [влечениям и

удовольствиям], над коими большинство возвышается, а можно одержать верх

даже над теми, коим большинство уступает. Если [уступчивость и способность

одерживать верх] связаны с удовольствием, то [обладатель первого клада]

невоздержный, а [обладатель второго] - воздержный, если же то и другое

связано со страданием, то первый изнеженный, а второй выдержанный.

[Душевный] склад подавляющего большинства людей занимает промежуточное

положение, хотя бы они больше были склонны к худшим [складам души].

Поскольку некоторые из удовольствий необходимы, а другие нет или же

необходимы до определенной степени, в то время как излишества [и недостатки

удовольствия] не необходимы, и поскольку с влечениями и страданиями дело

обстоит сходным образом, то человек, который ищет излишеств в удовольствиях

или излишне, или [ищет их] по сознательному выбору, т. е. ради самих

[излишеств], но отнюдь не ради чего-то другого, что из этого получается, -

такой человек и есть распущенный. [Распущенный, а буквально -

"необуздываемый"], с необходимостью не склонен к раскаянию, а следовательно,

он неисцелимый, ведь именно не способный к раскаянию неисцелим.

Кто недостаточно ищет удовольствий, противоположен распущенному, кто

находится посредине, благоразумен. Соответственно распущен тот, кто избегает

телесных страданий не потому, что уступает [сильному влечению к

удовольствию], а по сознательному выбору. Из тех, в ком сознательного выбора

нет, одного ведет удовольствие, а другого - то, что он избегает страдания от

влечения, значит, между ними есть разница.

Любому, пожалуй, тот покажется худшим, кто совершает какой-нибудь

постыдный поступок, не испытывая влечения или испытывая его слабо, а не тот,

кто испытывает сильное влечение, так же как, если человек бьет, не будучи в

гневе, [он представляется худшим], нежели тот, кто бьет в гневе. Что бы он

делал, право, будь он охвачен страстью?! Именно поэтому распущенный хуже

невоздержного.

Из названных [выше складов души] последний представляет собою скорее

вид изнеженности, а [обладатель другого] - распущенный. Воздержный

противоположен невоздержному, а изнеженному - выдержанный, ибо выдержка (to

karterein) заключается в том, чтобы противостоять, а воздержность - в том,

чтобы сдерживаться (to antekhein), а между тем "противостоять" и

"сдерживаться" - разные вещи, так же как "не уступать" и "побеждать"; вот

почему воздержность - это что-то такое, что больше заслуживает избрания, чем

выдержанность.

Если человеку недостает [сил противиться] тому, чему большинство

противится и с чем справляются, он изнежен и избалован, ибо избалованность -

это тоже разновидность изнеженности. Такой человек волочит плащ, чтобы не

пострадать от усилия его подтянуть, и изображает недужного, и хотя похож на

жалкого, не думает, что жалок.

С воздержностью и невоздержностью дело обстоит сходным образом. В самом

деле, не удивительно, если человек уступит сильным и чрезмерным

удовольствиям или страданиям; напротив, он вызывает сочувствие, если

противится им так, как укушенный змеей Филоктет у Феодекта, или как Керкион

в "Алопе" Каркина, или как те, что, пытаясь сдержать смех, разражаются

взрывом хохота, как случилось с Ксенофантом. Удивляет, причем не вызывает

сочувствия, если человек уступает и не может противиться таким вещам,

которым большинство способно противостоять, причем это не обусловлено ни его

природой, передающейся по наследству, ни болезнью, как, например,

наследственная изнеженность царей скифов, ни, [наконец], такими [причинами],

по каким женский пол уступает мужскому.

Ребячливый (paidiodes) тоже считается распущенным, но в

действительности он изнеженный. Ведь ребячьи забавы, [развлечения] (he

paidia) - это расслабление, коль скоро это отдых, а ребячливый относится к

тем, кто преступает меру [в отдыхе].

С одной стороны, невоздержность - это опрометчивость, а с другой -

бессилие. В самом деле, одни, принявши решение, из-за страсти [бессильны]

его придерживаться, а других страсть увлекает за собою, потому что они не

приняли [никаких] решений. Между тем некоторые благодаря предчувствию и

предвидению и приведя себя и свой рассудок (logismos) в бодрую готовность -

подобно тому как, пощекотавши себя, не чувствуют щекотки - не поддаются ни

страсти от удовольствия, ни страсти от страдания. Опрометчивой

невоздержностью прежде всего [страдают] резкие и возбудимые (melagkholikoi):

одни второпях, другие в неистовстве не дожидаются [указаний] суждения,

потому что воображение легко увлекает их за собою.

 

9(VIII). Распущенный, как было сказано, не способен к раскаянию, потому

что он придерживается своего собственного выбора, но всякий невоздержный

способен к раскаянию. Поэтому в действительности дело обстоит не так, как

[показалось] при постановке вопроса, но один, [распущенный), неисцелим, а

другой, [невоздержный], исцелим. В самом деле, испорченность [нрава] похожа

на такие болезни, как, скажем, водянка или чахотка, а невоздержность - на

эпилептические припадки: первая представляет собою непрерывнодействующую, а

вторая - приступообразную подлость. Да и в целом невоздержность относится к

иному роду, нежели порочность, ибо порочность скрыта [от порочного], а

невоздержность [от невоздержного] не скрыта.

Среди самих невоздержных исступленные (ekstatikoi) лучше, чем те, кто,

обладая суждением, не придерживается его, ведь последние уступают менее

[сильной) страсти и в отличие от первых [действуют] не без предварительного

решения. Действительно, [такой] невоздержный похож на того, кто пьянеет

быстро и от малого количества вина, т. е. от меньшего, чем большинство

людей.

Итак, очевидно, что невоздержность - это не порочность (хотя в каком-то

смысле, вероятно, [все же порочность]). Действительно, первая действует

вопреки, а вторая - согласно сознательному выбору. Тем не менее сходство

есть, по крайней мере в поступках; как сказал Демодок о милетянах:

"...милетяне, право, не глупы, но поступают во всем жалким подобно глупцам",

так и невоздержные, не будучи неправосудными, поступают все же неправосудно.

Поскольку один, [а именно невоздержный], таков, что не по убеждению

ищет телесных удовольствий и чрезмерно и вопреки верному суждению, а другой,

[т. е. распущенный], - по убеждению, потому что он такой человек, которому

свойственно их искать, постольку первого легко переубедить, а второго нет.

Дело в том, что добродетель блюдет принцип, а испорченность [нрава]

уничтожает, для поступков же принцип - целевая причина, подобно тому как

предположения [являются целевыми причинами] в математике. Конечно, как в ней

[рас]суждение не обучает началам, так и в случае с поступками, зато

добродетель, от природы ли она или от привычки, [научает] составлять

правильное мнение о начале [как принципе]. Таким образом, [обладатель этой

добродетели] - благоразумный, а противоположный ему - распущенный.

Может существовать такой человек, от страсти исступленный вопреки

верному суждению, который одержим страстью настолько, чтобы не поступать

согласно верному суждению, но не настолько, чтобы быть убежденным в том, что

кое-какие удовольствия надо беззастенчиво преследовать. Этот человек и

является невоздержным {как} лучший, чем распущенный, и не безусловно дурной,

потому что самое лучшее, а именно принцип, в нем сохраняется. Другой,

противоположный этому, придерживается [верного суждения] и не приходит в

исступление, во всяком случае от страсти. Отсюда, наконец, ясно, что этот

последний склад [души] добропорядочный, а первый - дурной.

 

10 (IX). Является ли, таким образом, воздержным тот, кто придерживается

какого бы то ни было суждения и какого бы то ни было сознательного выбора,

или же тот, кто придерживается правильного выбора?

А также является ли невоздержным только тот, кто не придерживается

какого бы то ни было сознательного выбора и какого бы то ни было суждения,

или только тот, кто не придерживается неложного суждения и правильного

выбора? Таков поставленный ранее вопрос. Но может быть, только привходящим

образом человек придерживается любого выбора, а по сути (kath'hayto) один

придерживается, другой не придерживается только истинного суждения и

правильного выбора? Ведь если что-то определенное избирают или преследуют

ради чего-то определенного, то, по сути, преследуют и избирают "то, [ради

чего]"; а первое - привходящим образом. Понятие "по сути" означает для нас

"безусловно" (haplos). Итак, получается: хотя в каком-то смысле человек

придерживается мнения любого рода, так же как и отступает от него, но в

безусловном смысле [один придерживается, а другой отступает] от истинного

мнения.

Есть люди, которые крепко держатся своих взглядов, их зовут упрямыми

(iskhyrognomones), т. е. это такие, кого трудно убедить (dyspeistoi) и

нелегко заставить изменить убеждения (oyk eymetapeistoi). У них есть

какое-то сходство с воздержным, так же как у мота со щедрым и у смельчака с

отважным, но во многом они различны. Ведь воздержным будет не переменившийся

под влиянием страсти и влечения, хотя при известных обстоятельствах и он

поддается убеждению. А те, другие, не убеждаются рассуждением, поскольку

все-таки восприимчивы к влечениям и большинство ведомо удовольствиями.

Упрямы самоуверенные (idiognomones), неучи и неотесанные, причем

самоуверенные упрямы из-за удовольствия и страдания; действительно, они

радуются победе, когда не дадут себя переубедить, и страдают, когда их

[мнения] отводятся, наподобие поставленного на голосование. Этим они больше

похожи на невоздержных, чем на воздержных.

Есть и такие, кто не придерживается [своих собственных] мнений, но не

из-за невоздержности; таков, например, в Софокловом "Филоктете" Неоптолем:

пусть он из-за удовольствия не стал держаться [своего], но это удовольствие

прекрасно, ибо для Неоптолема прекрасно было говорить правду, а Одиссей

убедил его обманывать. Действительно, не всякий, кто совершает известный

поступок ради удовольствия, является распущенным, дурным или невоздержным,

но только тот, кто делает это ради некоторого постыдного [удовольствия].

 

11. Поскольку бывают и такие люди, которым свойственно наслаждаться

телесными [благами] меньше, чем следует, причем не придерживаясь [верного]

суждения, то находящийся посредине между таким человеком и невоздержным -

воздержный, ибо если невоздержный не придерживается [верного] суждения из-за

некоего превышения (to mallon ti) [меры в удовольствиях], то второй - из-за

определенного занижения (to hetton ti); что же касается воздержного, то он

придерживается [верного] суждения и не изменяет [ему] ни по одной, ни по

другой причине.

Если же воздержность в самом деле есть нечто добропорядочное, то обе ее

противоположности должны быть дурными складами [души], как оно и видно; но

от того, что одна из противоположностей заметна только у немногих людей и в

редких случаях, кажется, будто благоразумие противостоит только

распущенности, так же как воздержность - только невоздержности.

Поскольку во многих случаях названия даются в силу сходства, то и тут

получилось, что по сходству благоразумному приписывают воздержность;

действительно, как воздержный, так и благоразумный способен не делать ничего

вопреки суждению ради телесных удовольствий, но первый имеет дурные

влечения, а второй нет, и он способен не испытывать удовольствия, если оно

противоречит суждению, а первый [в этом случае] способен их испытывать, но

не поддаваться.

Подобны друг другу и невоздержный с распущенным, хотя они и разны, ибо

телесных удовольствий ищут оба, но при этом один думает, что так и надо, а

другой так не думает.

(X). Невозможно одному и тому же человеку быть одновременно

рассудительным и невоздержным, ибо, как было показано, быть рассудительным -

значит быть добропорядочным по нраву. Кроме того, быть рассудительным - это

не только "знать", но и быть способным поступать [в соответствии со

знанием]. Между тем невоздержный так поступать не способен.

Ничто не мешает, однако, чтобы изобретательный был невоздержным; именно

поэтому создается впечатление, будто люди рассудительные, [а в

действительности только изобретательные], одновременно невоздержные. Это

связано с тем, что изобретательность отличается от рассудительности таким

образом, как было сказано в предыдущих рассуждениях, т. е. эти вещи близки в

том, что касается суждения (kata ton logon), и различны в том, что касается

сознательного выбора (kata ten proairesin).

Невоздержный не похож также на знающего и применяющего знание, а похож

он на спящего или пьяного. И хотя он [поступает] по своей воле (ибо в

каком-то смысле он знает, что и ради чего он делает), он не подлец, ведь







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 345. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия