Студопедия — Никомахова этика 10 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Никомахова этика 10 страница






помещается между избытком и недостатком, будучи согласована с верным

суждением.

Такое высказывание истинно, но отнюдь не прозрачно, ибо и для других

занятий, для которых существует наука, истинно высказывание, что утруждаться

и прохлаждаться нужно не слишком много и не слишком мало, а [соблюдая]

середину, т. е. так, как [велит] верное суждение; но, обладая только этим

[знанием], человек не знал бы ничего больше, например [он не знал бы], какие

[лекарства] нужны для тела, если бы сказал: "те, которые предписывает

врачебное искусство, и тот, кто им обладает". Вот почему нужно, чтобы

применительно к складам души тоже не только было высказано нечто истинное,

но и было бы точно определено: что есть верное суждение и какова

[определяющая] его граница.

 

2. Разделив добродетели души, мы утверждали, что одни относятся к

нраву, а другие к мысли. Мы уже разобрали нравственные добродетели, об

остальных будем говорить - прежде сказав о душе - следующим способом.

Ранее уже было сказано, что существуют две части души: наделенная

суждением и лишенная его; теперь нужно таким же образом предпринять

разделение в той, что обладает суждением. Предположим, что частей,

наделенных суждением, тоже две: одна - та, с помощью которой мы созерцаем

такие сущности, чьи начала не могут быть инакими, [т. е. меняться]; другая -

та, с помощью которой [понимаем] те, [чьи начала] могут [быть и такими, и

инакими]. Дело в том, что для вещей разного рода существуют разного рода

части души, предназначенные для каждой отдельной вещи по самой своей

природе, коль скоро познание возможно здесь в соответствии с каким-то

подобием и сродством [этих частей души и предметов познания]. Пусть тогда

одна часть называется научной, а другая рассчитывающей (to logistikon), ибо

принимать решения (boyleyesthai) и рассчитывать (logidzesthai) - это одно и

то же, причем никто не принимает решений о том, что не может быть иначе.

Следовательно, рассчитывающая часть - это [только] какая-то одна часть

[части], наделенной суждением.

Нужно теперь рассмотреть, каков наилучший склад для той и для другой

части души, ибо для той и для другой именно он является добродетелью, а

добродетель проявляется в свойственном ей деле.

(II). Есть три [силы] души, главные для поступка и для истины: чувство,

ум (noys), стремление (orexis). Из них чувство не является началом какого бы

то ни было поступка; это ясно потому, что чувство имеют и звери, но они не

причастны к поступку. Далее, что для мысли утверждение и отрицание, то для

стремления преследование и бегство. Таким образом, если нравственная

добродетель - это устои, которые избираются нами сознательно (hexis

proairetike), а сознательный выбор - это стремление, при котором принимают

решения (orexis boyleytike), то суждение должно быть поэтому истинным, а

стремление правильным, коль скоро и сознательный выбор добропорядочен и

[суждение] утверждает то же, что преследует стремление.

Итак, мысль и истина, о которых идет речь, имеют дело с поступками

(praktike), а для созерцательной (theoretike) мысли, не предполагающей ни

поступков, ни созидания-творчества (poietike), добро (to ey) и зло (to

kakos) - это соответственно истина и ложь; ибо это - дело всего мыслящего,

дело же части, предполагающей поступки и мыслительной, - истина, которая

согласуется с правильным стремлением.

Начало, {источник], поступка - сознательный выбор, но как движущая

причина, а не как целевая, [в то время как источник] сознательного выбора -

стремление и суждение, имеющее что-то целью. Вот почему сознательный выбор

невозможен ни помимо ума и мысли, ни помимо [нравственных] устоев; в самом

деле, благополучие [как получение блага] в поступках (eypraxia), так же как

его противоположность, не существует в поступке помимо мысли и нрава. Однако

сама мысль ничего не приводит в движение, [это делает только мысль],

предполагающая какую-то цель, т. е. поступок, ибо у этой [мысли] под началом

находится творческая [мысль]. Дело в том, что всякий, кто творит, творит

ради чего-то и творчество (to poieton) - это не безотносительная цель, но

чья-то [цель] и относительная. Между тем свершение поступка (to prakton) -

[цель безотносительная], а именно: благо-получение в поступке (eypraxia)

само есть цель, стремление же направлено к цели. Именно поэтому сознательный

выбор - это стремящийся ум, [т. е. ум, движимый стремлением], или же

осмысленное стремление, [т. е. стремление, движимое мыслью], а именно такое

начало есть человек.

Предметом сознательного выбора (proaireton) не может быть нечто в

прошлом; так, никто не собирается (proaireitai) разрушить Илион, ибо о

прошедшем не принимают решений, [их принимают только] о будущем и о том, что

может быть, а прошедшее не может стать не бывшим, и потому прав Агафон:

 

Ведь только одного и богу не дано:

Не бывшим сделать то, что было сделано.

 

Таким образом, дело обеих умственных частей души - истина. А это

значит, что для обеих частей добродетелями являются те склады [души],

благодаря которым та и другая [часть] достигнет истины наиболее полно.

 

3(III). Итак, снова начнем наше рассуждение об этих [душевных складах]

от начала. Допустим, что душа достигает истины, утверждая и отрицая

благодаря пяти [вещам], а именно: искусству, науке, рассудительности,

мудрости, уму (поскольку в предположениях и мнениях можно обмануться, [мы их

не учитываем]).

Что такое наука - если нужно давать точные определения, а не следовать

за внешним сходством, - ясно из следующего. Мы все предполагаем, что

известное нам по науке не может быть и таким а инаким; а о том, что может

быть и так и иначе, когда оно вне [нашего] созерцания, мы уже не знаем,

существует оно или нет. Таким образом, то, что составляет предмет научного

знания (to epistelon), существует с необходимостью, а значит, вечно, ибо все

существующее с безусловной необходимостью вечно, вечное же не возникает и не

уничтожается.

Далее, считается, что всякой науке нас обучают (didakte), а предмет

науки - это предмет усвоения (matheton). Как мы утверждали и в "Аналитиках",

всякое обучение, исходя из уже познанного, [прибегает] в одном случае к

наведению, в другом - к умозаключению, [т. е. силлогизму]. При этом

наведение - это [исходный] принцип, и [он ведет] к общему, а силлогизм

исходит из общего. Следовательно, существуют принципы, [т. е. посылки], из

которых выводится силлогизм и которые не могут быть получены силлогически, а

значит, их получают наведением.

Итак, научность (episteme) - это доказывающий, [аподиктический], склад

(сюда надо добавить и другие уточнения, данные в "Аналитиках"), ибо человек

обладает научным знанием, когда он в каком-то смысле обладает верой и

принципы ему известны. Если же [принципы известны ему] не больше вывода, он

будет обладать наукой только привходящим образом.

(IV). Таким образом мы дадим здесь определение науке.

 

4. В том, что может быть так и иначе, одно относится к творчеству,

другое к поступкам, а творчество (poiesis) и поступки (praxis) - это разные

вещи (в этом мы доверяемся сочинениям: для широкого круга). Следовательно, и

предполагающий поступки склад, причастный суждению, отличается от

причастного суждению склада, предполагающего творчество. Поэтому они друг в

друге не содержатся, ибо ни поступок не есть творчество, ни творчество -

поступок. Поскольку, скажем, зодчество - некое искусство, а значит, и

разновидность соответствующего причастного суждению склада [души],

предполагающего творчество, [поскольку, далее], не существует ни такого

искусства, которое не было бы причастным суждению и предполагающим

творчество складом [души], ни подобного склада, который не был бы искусством

[как искусностью], постольку искусство и склад [души], причастный истинному

суждению и предполагающий творчество, - это, по-видимому, одно и то же.

Всякое искусство имеет дело с возникновением, и быть искусным значит

разуметь (theorein), как возникает нечто из вещей, могущих быть и не быть и

чье начало в творце, а не в творимом. Искусство ведь не относится ни к тому,

что существует или возникает с необходимостью, ни к тому, что существует или

возникает естественно, ибо [все] это имеет начало [своего существования и

возникновения] в себе самом. А поскольку творчество и поступки - вещи

разные, искусство с необходимостью относится к творчеству, а не к поступкам.

Случай и искусство, между тем, в каком-то смысле имеют дело с одним и тем

же; по слову Агафона:

 

Искусству случай мил, искусство - случаю.

 

Таким образом, как уже было сказано, искусство (и искусность] - это

некий причастный истинному суждению склад [души], предполагающий творчество,

а неискусность в противоположность ему есть склад [души], предполагающий

творчество, но причастный ложному суждению, причем [и то и другое] имеет

дело с вещами, которые могут быть и такими и инакими.

 

5(V). О рассудительности (phronesis) мы тогда составим понятие, когда

уразумеем, кого мы называем рассудительными. Рассудительным кажется тот, кто

способен принимать верные решения в связи с благом и пользой для него

самого, однако не в частностях - например, что [полезно] для здоровья, для

крепости тела, - но в целом: какие [вещи являются благами] для хорошей

жизни. Подтверждается это тем, что мы говорим о рассудительных в каком-то

отношении, когда люди сумели хорошо рассчитать, что нужно для достижения

известной добропорядочной цели, [для достижения которой] не существует

искусства Следовательно, кто способен принимать [разумные] решения, тот и

рассудителен в общем смысле слова. Между тем никто не принимает решений ни о

том, что он может быть иным, ни о том, что ему невозможно осуществить.

Следовательно, коль скоро наука связана с доказательством, а для того, чьи

принципы могут быть и такими и инакими, доказательство невозможно (ибо все

может быть и иначе) и, наконец, невозможно принимать решения о существующем

с необходимостью, то рассудительность не будет ни наукой, ни искусством:

наукой не будет, потому что поступать можно и так и иначе, а искусством не

будет, потому что поступок и творчество различаются по роду. А значит, ей

остается быть истинным причастным суждению складом [души], предполагающим

поступки, касающиеся блага и для человека. Цель творчества отлична от него

[самого], а цель поступка, видимо, нет, ибо здесь целью является само

благо-получение в поступке. Оттого мы и считаем рассудительным Перикла и ему

подобных, что они способны разуметь, в чем их собственное благо и в чем

благо человека, такие качества мы приписываем тем, что управляет хозяйством

или государством.

Вот оттого мы зовем и благоразумие его именем, что полагаем его

блюстителем рассудительности, а блюдет оно такое представление [о

собственном и человеческом благе]. Ведь не всякое представление уничтожается

(diaphtheirei) или извращается удовольствием и страданием (скажем,

[представление о том, что] сумма углов треугольника равна или не равна сумме

двух прямых углов); [это происходит только с представлениями], которые

связаны с поступками. Дело в том, что принципы поступков - это то, ради чего

они совершаются, но для того, кто из-за удовольствия или страдания развращен

(toi diephtharmenoi), принцип немедленно теряет очевидность, как и то, что

всякий выбор и поступок надо делать ради этого принципа и из-за него.

Действительно, порочность уничтожает (phthartike) [именно] принцип.

Итак, рассудительностью необходимо является [душевный] склад,

причастный суждению, истинный и предполагающий поступки, касающиеся

человеческих благ.

Но, однако, если для искусства существует добродетель, то для

рассудительности нет. К тому же в искусстве предпочтение отдается тому, кто

ошибается по своей воле, но в том, что касается рассудительности, [такой

человек] хуже [ошибающегося непроизвольно], точно так же как в случае с

добродетелями. Ясно поэтому, что [рассудительность сама] есть некая

добродетель и не есть искусство, [или искусность]. Поскольку существуют две

части души, обладающие суждением, рассудительность, видимо, будет

добродетелью одной из них, а именно той, что производит мнения, ибо и

мнение, и рассудительность имеют дело с тем, что может быть и так и иначе Но

рассудительность - это тем не менее не только [душевный] склад, причастный

суждению; а подтверждение этому в том, что такой склад [души - навык - ]

можно забыть, а рассудительность нет.

 

6 (VI). Поскольку наука - это представление (hypolepsis) общего и

существующего с необходимостью, а доказательство (ta apodeikta) и всякое

иное знание исходит из принципов, ибо наука следует [рас]суждению (meta

logoy), постольку принцип предмета научного знания (toy epistetoy) не

относится ни [к ведению] науки, ни [тем более] - искусства и

рассудительности. Действительно, предмет научного знания - [это нечто]

доказываемое (to apodeikton), а [искусство и рассудительность] имеют дело с

тем, что может быть и так и иначе. Даже мудрость не для этих первопринципов,

потому что мудрецу свойственно в некоторых случаях пользоваться

доказательствами. Если же то, благодаря чему мы достигаем истины и никогда

не обманываемся относительно вещей, не могущих быть такими и инакими или

даже могущих, это наука, рассудительность, мудрость и ум и ни одна из трех

[способностей] (под тремя я имею в виду рассудительность, науку и мудрость)

не может [приниматься в расчет в этом случае], остается [сделать вывод], что

для [перво]принципов существует ум.

 

7 (VII) Мудрость в искусствах мы признаем за теми, кто безупречно точен

в [своем] искусстве; так, например, Фидия мы признаем мудрым камнерезом, а

Поликлета -

мудрым ваятелем статуй, подразумевая под мудростью, конечно, не что

иное, как добродетель, [т. е. совершенство], искусства. Однако мы уверены,

что существуют некие мудрецы в общем смысле, а не в частном и ни в каком

другом, как Гомер говорит в "Маргите":

 

Боги не дали ему землекопа и пахаря мудрость,

Да и другой никакой.

 

Итак, ясно, что мудрость - это самая точная из наук. А значит, должно

быть так, что мудрец не только знает [следствия] из принципов, но и обладает

истинным [знанием самих] принципов (pen tas arkhas aletheyein).

Мудрость, следовательно, будет умом и наукой, словно бы заглавной

наукой о том, что всего ценнее. Было бы нелепо думать, будто либо наука о

государстве, либо рассудительность - самая важная [наука], поскольку человек

не есть высшее из всего в мире. Далее, если "здоровое" и "благое" для людей

и рыб различно, но "белое" и "прямое" всегда одно и то же, то и мудрым все

бы признали одно и то же, а "рассудительным" разное. Действительно,

рассудительным назовут того, кто отлично разбирается в том или ином деле,

{касающемся [его] самого}, и предоставят это на его усмотрение. Вот почему

даже иных зверей признают "рассудительными", а именно тех, у кого, видимо,

есть способность предчувствия того, что касается их собственного

существования. Так что ясно, что мудрость и искусство управлять государством

не будут тождественны, ибо если скажут, что [умение разбираться] в

собственной выгоде есть мудрость, то много окажется мудростей, потому что не

существует одного [умения] для [определения] блага всех живых существ

совокупно, но для каждого - свое, коль скоро и врачебное искусство тоже не

едино для всего существующего.

А если [сказать], что человек лучше [всех] прочих живых существ, то это

ничего не меняет, ибо даже человека много божественнее по природе другие

вещи, взять хотя бы наиболее зримое - [звезды], из которых состоит небо

(kosmos).

Из сказанного, таким образом, ясно, что мудрость - это и научное

знание, и постижение умом вещей по природе наиболее ценных. Вот почему

Анаксагора и Фалеса и им подобных признают мудрыми, а рассудительными нет,

так как видно, что своя собственная польза им неведома, и признают, что

знают они [предметы] совершенные, достойные удивления, сложные и

божественные, однако бесполезные, потому что человеческое благо они не

исследуют.

 

8. Рассудительность же связана с человеческими делами и с тем, о чем

можно принимать решение; мы утверждаем, что дело рассудительного - это,

прежде всего, разумно принимать решения (to ey boyleyesthai), а решения не

принимают ни о вещах, которым невозможно быть и такими и инакими, ни о тех,

что не имеют известной цели, причем эта цель есть благо, осуществимое в

поступке. А безусловно способный к разумным решениям (еуboylos) тот, кто

благодаря расчету (kata ton logismon) умеет добиться высшего из осуществимых

в поступках блага для человека.

И не только с общим имеет дело рассудительность, но ей следует быть

осведомленной в частных [вопросах], потому что она направлена на поступки, а

поступок связан с частными [обстоятельствами]. Вот почему некоторые, не

будучи знатоками [общих вопросов], в каждом отдельном случае поступают лучше

иных знатоков [общих правил] и вообще опытны в других вещах. Так, если,

зная, что постное мясо хорошо переваривается и полезно для здоровья, не

знать, какое [мясо бывает] постным, здоровья не добиться, и скорее добьется

[здоровья] тот, кто знает, что постное и полезное для здоровья [мясо] птиц.

Итак, рассудительность направлена на поступки, следовательно, [чтобы

быть рассудительным], нужно обладать [знанием) и того и другого [- и

частного, и общего] или даже в большей степени [знанием частных вопросов].

Однако и в этом случае имеется своего рода управляющее, (arkhitektomke)

[знание, или искусство, т. е. политика]. И государственное [искусство], и

рассудительность - это один и тот же склад, хотя эти понятия и не

тождественны.

(VIII). Рассудительность в делах государства (politike phronesis)

[бывает двух видов]: одна как управляющая представляет собою законодательную

[науку], другая как имеющая дело с частными [вопросами] носит общее название

государственной науки, причем она предполагает поступки и принимание

решений, ибо что решено голосованием [народного собрания] как последняя

данность (to eskhaton) осуществляется в поступках. Поэтому только об этих

людях говорят, что они занимаются государственными делами, так как они

действуют подобно ремесленникам.

Вместо с тем, согласно общему мнению, рассудительностью по преимуществу

является та, что связана с самим человеком, причем с одним; она тоже носит

общее имя "рассудительность". А из тех [рассудительностей, что направлены не

на самого ее обладателя,] одна хозяйственная, другая законодательная, третья

государственная, причем последняя подразделяется на рассудительность в

принимании решений и в судопроизводстве.

 

9. Итак, знание {блага] для себя будет одним из видов познания, но он

весьма отличается от прочих. И согласно общему мнению, рассудителен знаток

собственного блага, который им и занимается; что же до государственных

мужей, то они лезут в чужие дела. Потому Еврипид и говорит:

 

Я рассудительный? да я бы мог без суеты

И вместе с многими причисленный к полку

И долю равную иметь.

Но те, кто лучше, дело есть кому везде...

 

Люди ведь преследуют свое собственное благо и уверены, что это и надо

делать. Исходя из такого мнения, и пришли [к убеждению], что эти, [занятые

своим благом люди], рассудительные, хотя собственное благо, вероятно, не

может существовать независимо от хозяйства и устройства государства. Более

того, неясно и подлежит рассмотрению, как нужно вести свое собственное

хозяйство.

Сказанное подтверждается также и тем, что молодые люди становятся

геометрами и математиками и мудрыми в подобных предметах, но, по всей

видимости, не бывают рассудительными. Причина этому в том, что

рассудительность проявляется в частных случаях, с которыми знакомятся на

опыте, а молодой человек не бывает опытен, ибо опытность дается за долгий

срок. Впрочем, можно рассмотреть и такой [вопрос]: почему, в самом деле,

ребенок может стать математиком, но мудрым природоведом не может. Может

быть, дело в том, что [предмет математики] существует отвлеченно, а начала

[предметов философии - мудрости и физики} постигаются из опыта? И юноши не

имеют веры [в начала философии и физики], но только говорят [с чужих слов],

а в чем суть [начал в математике], им совершенно ясно? А кроме того, решение

может быть принято ошибочно либо с точки зрения общего, либо с точки зрения

частного, ведь [можно ошибаться], как полагая, что плоха всякая вода с

примесями, так и считая, что в данном случае она их содержит.

Что рассудительность не есть наука, [теперь] ясно, ведь она, как было

сказано, имеет дело с последней данностью, потому что таково то, что

осуществляется в поступке. Рассудительность, таким образом, противоположна

уму, ибо ум имеет дело с [предельно общими] определениями, для которых

невозможно суждение, [или обоснование], а рассудительность, напротив, - с

последней данностью, для [постижения] которой существует не наука, а

чувство, однако чувство не собственных [предметов чувственного восприятия],

а такое, благодаря которому {в математике} мы чувствуем, что последнее

[ограничение плоскости ломаной линией] - это треугольник, ибо здесь и

придется остановиться. Но [хотя] по сравнению с рассудительностью это в

большей степени чувства, оно представляет собою все-таки особый вид

[чувства].

 

10. Поиски (to dzetein) отличаются от принимания решений (to

boyleyesthai), потому что принимание решения - это один из видов поисков.

Что касается разумности в решениях (eyboylia), то надо понять, в чем ее

суть, является ли она своего рода знанием, [или наукой], мнением, наитием,

или это нечто другого рода.

Конечно, это не знание, ведь не исследуют то, что знают, а разумность в

решениях - это разновидность принимания решения, и тот, кто принимает

решение, занимается поисками и расчетом. Но это, конечно, и не наитие, ибо

наитие [обходится] без [рас]суждения и [является] внезапно, между тем как

решение принимают в течение долгого времени; и пословица гласит: решенью

скоро выполняться, приниматься медленно. Наконец, и проницательность

отличается от разумности в решениях, ибо проницательность - это своего рода

наитие.

И конечно, разумность в решениях не совпадает с мнением. Но поскольку

тот, кто плохо принимает решения, ошибается, а кто разумно - [поступает]

правильно, ясно, что разумность в решениях - это разновидность правильности,

однако правильности не науки и не мнения, потому что правильность для науки

не существует (ибо не существует и ошибочность), а для мнения правильность -

[это] истинность, [а не разумность], и вместе с тем все, о чем имеется

мнение, уже определено, [а решение принимают о неопределенном]. Однако

разумность в решениях не чужда и рассуждению. Остается, стало быть,

правильность мысли, ибо мысль - это еще не утверждение. Ведь и мнение - это

не поиски (dzetesis), но уже некое утверждение, а кто принимает решение -

разумно он это делает или плохо, - нечто ищет и рассчитывает. Разумность в

решениях - это разновидность правильности в решениях, поэтому сначала надо

исследовать, что такое принимание решения и к чему оно относится.

Поскольку "правильность" (orthotes) [говорят] во многих смыслах, ясно,

что правильность в решениях - это еще не вся правильность. Действительно,

невоздержный и дурной человек достигнет поставленной цели по расчету (ek toy

logismoy), а следовательно, будет человеком, который принял решение

правильно, но приобрел великое зло. Считается, однако, что разумно принять

решение - это своего рода благо, потому что такая правильность решения

означает разумность в решениях, которая умеет достигать блага. Однако благо

можно получить и при ложном умозаключении, [т. е. силлогизме), а именно:

получить, что должно сделать, но способом, каким не должно, [потому что]

ложен средний член силлогизма. Следовательно, такая правильность, в силу

которой находят то, что нужно, но все же не тем способом, каким должно, не

есть разумность в решениях. Кроме того, один находит, [что нужно], долго

обдумывая решение, а другой [решает] быстро. Значит, правильность в этом

смысле тоже не является разумностью в решениях, а является ею правильность с

точки зрения выгоды, так же как с точки зрения цели, средств и срока.

Наконец, решение может быть разумным безотносительно и относительно

определенной цели. И конечно, безотносительно разумное решение правильно для

безотносительной цели, а решение, разумное в каком-то определенном

отношении, - для относительной цели. Поскольку же принимать разумные решения

свойственно рассудительным, разумность в решениях будет правильностью с

точки зрения средств, нужных (to kata to sympheron) для достижения той или

иной цели, рассудительность относительно которых и есть истинное

представление.

 

11 (X). Соображение и сообразительность, в силу которых мы зовем людей

соображающими и сообразительными, не тождественны науке или мнению в целом

(ибо тогда все были бы соображающими) и не являются какой-либо одной из

частных наук, как, скажем, врачебная [наука], связанная со здоровьем, или

геометрия, связанная с величинами. Соображение ведь не относится ни к вечно

сущему, ни к неизменному, ни к чему бы то ни было, находящемуся в

становлении, но к тому, о чем можно задаться вопросом и принять решение. А

потому, будучи связано с тем же, с чем связана рассудительность, соображение

не тождественно рассудительности. Рассудительность предписывает, ведь ее

цель [указать], что следует делать и чего не следует, а соображение способно

только судить. Соображение и сообразительность (synesis kai eysynesia) [no

сути] одно и то же, так же как соображающие и сообразительные (synetoi kai

eysynetoi)

Соображение не состоит ни в обладании рассудительностью, ни в

приобретении оной, но подобно тому, как применительно к научному знанию

усваивать означает соображать, так применительно к мнению соображать

означает судить о том, в чем [сведущ] рассудительный, когда говорит об этом

другой человек, причем судить хорошо, потому что "сообразительно" (еу) и

"хорошо" (kalos) одно и то же.

Отсюда и происходит слово "соображение" и соответственно

"сообразительные", а именно от соображения при усвоении знаний, ибо часто мы

говорим "соображать" вместо "усваивать".

(XI). Так называемая совесть, которая позволяет называть людей

совестящимися и имеющими совесть, - это правильный суд доброго человека. Это

подтверждается [вот чем]: доброго мы считаем особенно совестливым, а иметь

совестливость в иных вещах - это свойство доброты.

Совестливость же - это умеющая судить совесть доброго человека, причем

судить правильно, а правилен [этот суд], когда исходит от истинно [доброго







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 407. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия