Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Роль социальных установок в процессе социальной категоризации





Более того, через анализ социальных установок в психологию социального познания вво­дятся две важнейшие проблемы, с которыми встретился «чисто» когнитивный подход: проблема включения эмоций и проблема связи познания и поведения.

Оба блока этих вопросов опираются на хорошо изученные ха­рактеристики аттитюдов — на их структуру и функции. Так, в струк­туре аттитюда обозначены, как известно, три компонента: когни­тивный, аффективный и конативный (поведенческий). Эта трехкомпонентная структура аттитюдов помогает вычленить роль каждого компонента применительно к процессу социального познания.

Когнитивный компонент аттитюда (знание об объекте) связан с формированием стереотипа, конструкта, просто с отнесением объекта познания к некоторой категории. Аффективный компо­нент «ответствен» за формирование предубеждения к объекту или, напротив, его привлекательности. Конативный (поведенческий) компонент определяет способ включения поведения в процесс социального познания.

Вы­явлены и исследованы четыре основные функции аттитюдов: эго-защитная, самореализации, приспособительная и функция знания. Напомним кратко их содержание.

Эгозащитная функция позволяет субъекту противостоять нега­тивной информации о себе самом или о значимых для него объек­тах, поддерживать высокую самооценку и защищаться от критики.

Функция самореализации иногда называется еще функцией вы­ражения ценностей, что предполагает возможность для человека выразить свою «центральную» ценность как компонент образа — Я. Иными словами, эта функция помогает человеку определить, к какому типу личности он относится, что из себя представляет, к чему испытывает приязнь и к чему неприязнь. Это же определяет и его отношение к другим людям и социальным явлениям: в зависи­мости от значимых для меня ценностей я определенным образом отношусь к тому или иному политику, политической партии, со­циальному движению и т.п.

Адаптивная, или приспособительная, функция, которую еще иногда называют утилитарной или инструментальной, помогает человеку достигать желаемых результатов и избегать нежелатель­ных целей. Представления об этих целях и о способах их достиже­ния обычно формируются в предшествующем опыте, и именно на его основе складывется аттитюд: если кто-то наблюдал в детстве, как высока популярность человека, показывающего высокие ре­зультаты в спорте, не исключено, что достижения в этой сфере будут оцениваться весьма положительно и занятия спортом для этого человека в будущем будут играть весьма утилитарную роль, например, для достижения популярности.

Функция знания служит ближе всего цели социального позна­ния: она помогает человеку организовать свои представления об окружающем мире, интерпретировать возникающие в повседнев­ной жизни события и явления.

Аттитюды диктуют Человеку ориентиры в окружающем его мире и способствуют тому, чтобы процесс познания этого мира осуществлялся более целенаправленно в целях лучшей адаптации к его условиям, оптимальной организации поведения и действий в нем. Поэтому они и обеспечивают не только связь между позна­нием и эмоциями, но и связь между познанием и поведением. Они «объясняют» человеку, чего «ожидать», а ожидания, как мы виде­ли, — важный ориентир в получении информации. Поэтому на основании перечисленных функций аттитюдов можно более опре­деленно показать, в каких звеньях процесса социального позна­ния они особенно проявляют себя.

А) Активный поиск социальной информации. Ранее всего роль аттитюда в этом процессе была описана в теории когнитивного диссонанса. Один из фрагментов этой теории посвящен сравне­нию диссонанса и конфликта. Установлено, что конфликт возни­кает у человека перед принятием решения, а диссонанс — после принятия решения. В соответствии с теорией диссонанса человек стремится его уменьшить: принимается лишь та, которая способствует уменьшению диссонанса, и отвергается та, которая его увеличивает. В отли­чие от позиции в ситуации конфликта, когда возможности взве­шивались объективно, в ситуации диссонанса позиция крайне субъективна. Отбор информации здесь особенно тенденциозен и направляем аттитюдом.

К формулированию Д. Фреем и М. Рошем гипотезы «селективной экспозиции информации» [цит. по: 130, р. 220]. Суть ее сводится к следующему: субъекты демонстрируют избирательный отбор диссонантной ин­формации при двух различных условиях, касающихся состояния их когнитивной системы, в частности совокупности имеющихся аттитюдов. Или в том случае, когда их аттитюды по отношению к какому-то объекту очень сильны и они в состоянии легко интегри­ровать новую информацию, не повредив старому аттитюду, или если легко можно найти аргументы против нее. Второй случай, когда, напротив, когнитивная система, представленная совокуп­ностью аттитюдов, очень слаба, и тогда субъекту легче изменить ее с тем, чтобы было легко интегрировать новую информацию.

Селективно представленная информация как следствие воздей­ствия аттитюда была продемонстрирована в эксперименте Д. Фрея и М. Роша [Ibid.], где испытуемые должны были оценить способ­ности менеджера. На основе письменного описания его компетен­тности они должны были решить, продлить ли фирме с ним кон­тракт или нет. Суждение надо было сформулировать в двух различ­ных ситуациях: в первой — условия были «обратимые» (т.е. решение после получения дополнительной информации можно было изме­нить), во второй ситуации условия были «необратимые» (т.е. ниче­го в решении изменять было нельзя). После выражения испытуе­мыми мнений о «кандидатах» им дали дополнительную информа­цию о них, включающую пять позитивных и пять негативных суждений. Например, два из них: 1) X очень хорошо выполняет работу — контракт надо продлить; 2) есть, кто работает лучше — контракт не продлевать. Теперь участники первой и второй ситуа­ций должны были выбрать из десяти новых суждений столько и таких, какие они захотят. Испытуемые первой группы («обрати­мая» ситуация) выбрали из десяти суждений больше позитивных, чем негативных, хотя различие между количеством выборов было невелико. Во второй/группе («необратимая» ситуация) было также выбрано значительно больше позитивных суждений, причем раз­личие количества выбранных позитивных и негативных суждений было очень большим. Был сделан вывод о том, что аттитюд во втором случае «играл» сильнее, сильнее же был и активный поиск информации, направленный аттитюдом (иными словами — была сильнее выражена «селективная представленность» информации).

Б) Процесс подбора «аттитюдно-релевантной» информации. Пример того, как подбирается аттитюдно-релевантная информа­ция (т.е. соответствующая аттитюду), приводится в исследовании Р. Фазио и К. Вильямса, проведенном в 1984 г. во время выборов президента США. У группы испытуемых выявили аттитюды на двух кандидатов — Рейгана и Мондейла. После просмотра дебатов меж­ду кандидатами по телевидению сторонников Рейгана и сторон­ников Мондейла попросили описать впечатления о том, как каж­дый из претендентов «смотрелся» во время дебатов. Каждая группа увидела больше положительных характеристик у «своего» фавори­та. Объяснить этот факт можно при помощи теорий соответствия: информация подбирается так, чтобы когнитивное соответствие не нарушалось. Но экспериментаторы увидели здесь и другие объяс­нительные схемы, в частности «управление» аттитюдом подбора информации с ее соответствующей организацией (аттитюд «уп­равлял» оценкой). Аттитюд в данном случае сыграл роль когнитив­ной схемы. Некоторые исследователи вообще считают, что аттитюды можно рассматривать как разновидность схем. Селекция информации при использовании схем данного вида приобретает особую форму, а именно: она подбирается биполярным способом. К. Джуд и Дж. Ку­лик полагают, что аттитюд облегчает принятие как позитивной, так и негативной информации, но препятствует работе с нейт­ральной или нерелевантной информацией

В) Аттитюды и воспроизведение информации. Еще в ранних ра­ботах по восприятию было показано, что информация, поддержи­вающая аттитюд, запоминается быстрее. В рамках психологии со­циального познания проведено довольно много экспериментов, подтверждающих эту закономерность. Так, в эксперименте А. Хасторфа и X. Кентрша болельщиков двух футбольных команд после просмотра пленки с записью их игры просили фиксировать сде­ланные игроками нарушения правил и определить в каждом слу­чае виновника. Болельщики каждой команды, естественно, усмот­рели большее количество нарушений, совершенных игроками «чу­жой» команды. Такого же рода примеры можно найти и в обыденных житейских наблюдениях.

Джуд и Кулик предложили и в данном случае в качестве объяснения биполярную модель. Подобно тому как и в слу­чае подбора информации, аттитюд играет здесь специфическую роль: он способствует восстановлению или сугубо про-, или сугубо анти-аттитюдной информации и не способствует восстановлению инфор­мации нейтральной. Противоречие получило свое объяснение: в тех случаях, когда речь шла о сильно поляризованной информации, роль аттитюда в процессе ее восстановления получала подтверждение, в других случаях она не имела места, так как фактор «приверженнос­ти» информации аттитюду просто не принимался во внимание.

Итак, удалось установить, что аттитюды влияют на поиск, подбор и организацию информации, т.е. их роль в процессе произ­водства социальной информации бесспорна.

Если существует расхождение между вербально заявленным аттитюдом и реальным поведением, то ценность знаний аттитюда какого-либо субъекта относительно различных социальных объектов ничтожна, поскольку она не позволяет построить прогноз поведения. Однако в конце 60-х гг. наметились новые перспективы для решения этой пробле­мы. Они были сконцентрированы в двух направлениях.

Первый подход предложен Г. Триандисом и рядом других авто­ров и сводится к тому, что устанавливается круг факторов, ослож­няющих связь «аттитюды—поведение» (Триандис называет 40 та­ких факторов). Наряду с этим обозначаются условия, которые «сра­батывают», несмотря на эти факторы. Д. Майерс говорит, что это бывает тогда, когда: а) сведены к минимуму другие влияния, б) соответствие аттитюда и поведения носит «точечный» характер, в) аттитюды очень «сильны» [69, с. 160]. Более конкретно назван­ные условия расшифровываются в двух других подходах.

Второй подход предложен Э. Аронсоном [14, с. 172]. Он, в част­ности, раскрывает понятие «сила аттитюда». Аттитюд силен, если он доступен, т.е. возникает мгновенно:«змея — это зло», «Ремб­рандт — это прекрасно». В этом случае аттитюд выступает в роли эвристики и достаточно однозначно обусловливает поведение. Другое условие, называемое Аронсоном, — это некоторое ожи­дание,которое может существовать у человека на том основании, что аттитюд помещен в определенный контекст (в «социальный мир»), т.е. связан с целой системой представлений.

Третий подход, содержащий развернутый ответ на вопрос «Кор­релируют ли аттитюды и реальное поведение?», содержится в кон­цепции А. Айзена и М. Фишгбайна [см. 130]. Они предположили, что вопрос о соотношении аттитюдов и поведения ставился не­корректно. Было установлено, что недостаточно просто сопостав­лять аттитюд и поведение, а надо учитывать — как в аттитюде, так и в поведении — более мелкие структурные элементы. Их всего четыре:

1) элемент действия (поведение избирателя, помощь кому-либо);

2) элемент цели (кому адресован аттитюд — политику, другу, еще кому-то);

3) элемент контекста (в каком типе общества или в интимной ситуации проявляется аттитюд);

4) элемент времени (весной 1986 г., в последующие два года и т.п.).

Корректным будет вопрос о соответствии аттитюда и поведе­ния только в том случае, если выявляется соотношение однопорядковых элементов, т.е. сравнивается «уровень» аттитюда и соот­ветствующий же «уровень» поведения (например, элемент «дей­ствия» аттитюда и элемент же «действия» в поведении).

Своеобразное «оправдание» отсутствию прямой связи аттитю­да и поведения предложил Л. Райтсмен [162]. Его идея оформлена в теории «смывающего потока». Суть ее состоит в том, что воздей­ствие аттитюда на поведение может быть «смыто» другими факто­рами. Райтсмен называет среди них следующие: 1) «ответ» инди­вида на какой-либо общий объект может отличаться от «ответа» на какую-то часть данного объекта: негативное отношение к чужой этнической группе вполне может уживаться с позитивным отно­шением к ее отдельному представителю (это явление знакомо нам по анализу принципа индивидуации); 2) поведение сложно и полидетерминировано, в связи с чем полезно вспомнить формулу К. Левина В =f(P, E), т.е. необходимо как минимум учитывать не просто поведение, но поведение в «среде», в определенных обсто­ятельствах (что выберет пожилой человек в троллейбусе: стоять на больных ногах или сесть рядом с соседом, к которому он испыты­вает негативные чувства?); 3) среди детерминант поведения мо­жет существовать одновременно несколько противоречащих друг другу аттитюдов, в результате чего возникает их «конкуренция», и неизвестно, какой аттитюд «победит» (кто-то хочет принять учас­тие в демонстрации, но дома больная мать и ее нельзя оставить); 4) на поведение влияют и общие ситуационные факторы (может ли всегда человек заявить о своих политических пристрастиях в условиях тоталитарного режима?); 5) расхождение аттитюда и по­ведения иногда может быть объяснено при помощи «порогового» анализа, т.е. с учетом возможных для вербального выражения ат­титюда средств (не найдены адекватные слова для выражения по­зиции).

Новая версия заключалась в предположении, что не аттитюды определяют по­ведение, а, напротив, поведение определяет аттитюды. Бем предположил, что человеку свойственно в случае со­вершения какого-либо поступка, который может выглядеть непос­ледовательно, также применять механизм самооправдания, т.е. постфактум заявить о логичности поступка, порожденной существу­ющей, ранее сложившейся установкой. Поведение в данном случае ведет за собой аттитюд. Да и в более широком смысле человек, по­знавая себя, по Бему, сначала наблюдает свое поведение и лишь затем умозаключает относительно того, каким отношением к объекту (т.е. аттитюдом) оно обусловлено. Бем считает, что люди не знают обычно свои подлинные установки, напротив, они выводят их из своего поведения (узнают, таким образом, задним числом), по­этому сомнительно наличие у них диссонанса. Механизмы самоат­рибуции нужно поэтому изучать специально. Д. Майерс делает по этому поводу такой вывод: «Мы не только выступаем за то, во что верим, но мы также верим в то, за что выступаем».

Скорее су­ществует определенный «круг»: аттитюд — поведение — аттитюд, что означает своеобразную «когнитивную эскалацию».

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 677. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия