Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Очерк I. Религия римлян





К богам да приближаются в чистоте, проникшись благочестием…

Цицерон

Хочу познать Бога и душу.

Августин Блаженный

В языческих и политеистических верованиях римлян мы не найдем того буйства фантазии и волшебства превращений, которое завораживает нас в греческой мифологии. Однако народ, создавший уникальную цивилизацию, создал и совершенно особую религию, связанную гораздо больше с общиной граждан, государством, чем с отдельной личностью. Боги были как бы членами гражданского сообщества, государство принимало на себя ответственность за исполнение религиозных предписаний, а цари, сенат, магистраты выполняли «священные функции».

Римский пантеон богов

Ранние верования. Римская религия складывалась поначалу как религия древних италийских племен. Затем, обогащенная двумя могучими источниками – этрусским и греческим, – она прошла долгий путь, испытывая на себе влияние покоренных Римом народов. В древнейший период итальянские земледельцы почитали небо, как источник света и тепла, и землю, как подательницу благ и символ плодородия. Мир был наполнен добрыми и злыми духами, которых следовало задобрить. Божества покровительствовали любому делу: севу помогал Сатурн, жатвой ведал бог Мессис, лары и пенаты опекали жилище римлян (их фигурки хранили в специальных помещениях, в дни семейных праздников для ларов и пенатов выставляли еду), двери охранял бог Янус, семейный очаг находился под защитой богини Весты … Каждый человек, род и семья имели духа-покровителя (гения). Добрые духи умерших, маны, оберегали человека и его дом, злые, лемуры, могли мстить за непочитание усопших.Свою волю (нумен) италийские боги проявляли полетом птиц, ударами молний, таинственными голосами, исходящими из глубины священной рощи или пещеры. Богов боялись и стремились умилостивить, к ним обращались с конкретной просьбой. Жрецами были составлены официально утвержденные формулы, содержавшие имена всех богов, которых следовало призывать во всех случаях жизни. Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Марс и сабинский бог Квирин, отождествлявшийся с Ромулом (отсюда: граждане – квириты). Римляне считали себя народом Марса и начинали новый год с марта – месяца, посвященного Марсу. В марте во время священной церемонии по Риму проносили 12 щитов своего божественного покровителя, 24 жреца из самых знатных патрицианских родов служили Марсу. Со временем сложилась знаменитая капитолийская триада: Юпитер, Юнона и Минерва. Италийским богом, воспринятым римлянами, был Янус, бог входа и выхода, начала и конца, прошлого и будущего. Он изображался с двумя лицами: одно было устремлено вперед, другое – назад. В честь Януса назван месяц январь. Сатурн – бог времени и в то же время бог земледелия, виноградарства, добрый правитель. С его правлением римляне связывали «золотой век», когда все люди жили в мире, согласии и благоденствии. У римлян было множество других богов и богинь, например, богиня удачи Фортуна или бог лесов Сильван. Разные божества охраняли первый крик новорожденного, первый шаг ребенка, жизненные удачи, карьеру, смерть… Ранней римской религии были присущи черты анимизма и тотемизма (последнее отразилось, в частности, в мифе о волчице, которая выкормила Ромула и Рема, а затем стала символом Рима). По словам римского писателя Варрона (I в. до н.э.), Рим в течение долгого времени обходился без статуй богов, а древняя богиня Веста «не позволяла» ставить в святилище свое изображение, ее присутствие обозначалась лишь священным огнем. С именем второго римского царя Нумы Помпилия связывают религиозную реформу. Он ввел почитание некоторых новых богов, учредил жреческие коллегии в Риме, запретил человеческие жертвоприношения (в жертву, в случае необходимости, приносились пленники римлян).

Этрусское влияние проявилось еще в царский и раннереспубликанский период. Оно выразилось в антропоморфном изображении богов, статуи которым стали устанавливаться в храмах, и особенно в заимствованной у этрусков науке о предсказаниях, гаданиях и знамениях. Эллинизация римской религии, начавшаяся в то же время, имела источником контакты римлян с греческими городами Италии. Из Кум, к примеру, в VI в. до н.э. были привезены в Рим знаменитые священные «Сивиллины книги», содержавшие прорицания. Они хранились в каменном ящике в храме Юпитера Капитолийского (в 83 до н.э. погибли при пожаре, при Августе были восстановлены, но текст их до нас не дошел), и в трудные минуты римские жрецы обращались к ним «за советом». Греческое влияние особенно усилилось в III веке до н.э., когда контакты стали постоянными. Постепенно в римский пантеон проникли почти все эллинские олимпийцы. Официально был утвержден культ 12 главных богов (6 пар): Юпитера (Зевса) и Юноны (Геры), Нептуна (Посейдона) и Минервы (Афины), Марса (Ареса) и Венеры (Афродиты), Аполлона и Дианы (Артемиды), Вулкана (Гефеста) и Весты (Гестии), Меркурия (Гермеса) и Цереры (Деметры). Аполлон, бог пасущихся стад, стрельбы из лука, музыки, прорицаний и медицины, известен был также под именем «Феба сияющего» и являлся богом солнца. Свое место заняли со временем Асклепий (Эскулап), бог врачевания (чаша с его лекарством, обвитая змеей, до сих пор является символом медицины), Вакх (Дионис), Виктория (Ника) и другие. Римляне ввели ритуальные «трапезы богов» с пиршественными ложами и столами для жертв, ставили им статуи, посвящали храмы.

Восточные боги также привлекали внимание римлян по мере того, как государство превращалось из полиса в державу. В I веке до н.э. был построен Пантеон – храм всем богам. Из Фригии пришел культ богини Кибелы, великой Матери богов, в ее честь стали официально устраиваться игры. А затем в Риме появились поклонники Изиды, Осириса, Митры. Можно сказать, что особенностью римской религии было лояльное и даже заинтересованное отношение римлян к чужим богам. Часто они пытались «переманить» к себе иностранных богов, полагая, что от этого мощь государства только увеличится. Религиозный синкретизм был естественным следствием масштабных завоеваний и постоянного включения в состав государства многочисленных этносов.

Древнеримский культ и обряд

Особенности культа и обряда. Римляне всегда обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, а не на духовное слияние с божеством. Поэтому исполнение обрядов отличалось формализмом и трезвой практичностью: от богов ждали помощи в конкретных делах и скрупулезно выполняли установленные действия. Ритуалы содержали множество мелочных подробностей, ни одна из которых не должна быть упущена. Поклонение многочисленным богам, руководившим почти каждым шагом римлянина, состояло главным образом в строго предписанных обычаями жертвоприношениях, молениях и в суровых очистительных обрядах (люстрациях). В отношении с богами действовал принцип «do, ut des» – «даю, чтобы ты дал». То есть, между человеком и божеством как бы заключался договор: «я приношу тебе жертву, а ты, будь добр, исполни мою просьбу». При этом знать, к кому из богов следует адресовать свою молитву, было, по словам Варрона, «так же важно, как знать, где живет булочник или столяр, когда мы имеем в них надобность». Следовало помнить и точные слова молитвы, а в случае затруднения обращаться за разъяснениями к понтификам. Благочестивым признавался человек, изучивший тонкости обряда и молитвы, являвшийся к божеству в соответствующем одеянии и принимавший при совершении обряда предписанные законом позы. Все это было весьма далеко от благоговейной набожности, которая в Риме не поощрялась, более того, считалась суеверием и вызывала подозрения. Существование определенной обязательной формулы в сложной обрядовой практике римлян сохранилось до конца империи.

Жречество. Потребность неукоснительного выполнения множества ритуалов требовала разветвленной системы служителей культа. В Риме с царского времени существовали коллегии жрецов. Наиболее авторитетными из них были понтифики, под надзором которых проходила вся религиозная жизнь. Десять-пятнадцать человек во главе с Великим понтификом следили за религиозным календарем и предсказаниями, знали систему мер и весов, назначали праздники и хранили предания римской истории. За толкование знамений отвечали авгуры. Коллегия фециалов курировала обряды при объявлении войны, заключении мира и договоров. Учрежденные еще Нумой Помпилием жрецы-фламины служили культу определенных божеств – Юпитеру, Марсу, Квирину. Особым почетом пользовались жрицы богини Весты – весталки, получавшие специальное воспитание и проводившие в храме богини не менее тридцати лет, сохраняя обет безбрачия. Жрецы пользовались всеобщим уважением, они избирались из числа знатных и добродетельных граждан, состав коллегий утверждался государством. В период Империи Великим понтификом являлся сам император, возглавляя, таким образом, религиозную жизнь Рима.

Гадания. Неизменной заботой служителей культа были гадания, а также толкования предсказаний и знамений. Это искусство (мантика) требовало специальных знаний и было очень распространено. Во всех важных случаях (сражение, строительство, природные катастрофы и т.п.) полководцы на войне и магистраты в самом Риме обращались к гаруспикам, которые гадали по внутренностям жертвенных животных (гаруспиции) и истолковывали небесные явления, прибегали также к советам авгуров, угадывавших волю богов по полету птиц и по тому, как клюют зерно священные куры (ауспиции). Цицерон писал о приверженности римлян к божественным предзнаменованиям: «Ответ гадателя, наблюдения над жертвой, случайно услышанное слово, пролетевшая мимо птица, встреча с халдеем или с гаруспиком, блеснувшая молния, раскаты грома, удар молнии… – все это смущает нас и тревожит». А Тит Ливий, описывая войну с Ганнибалом, приводит многочисленные знамения перед важнейшими ее событиями. Вера в вещие сны не чужда была и самым просвещенным из римлян. Очень популярным в поздней Республики стало составление гороскопов. Предсказания и предзнаменования нередко использовались политиками для достижения своих отнюдь не божественных целей.

Жертвоприношения являлись важнейшим религиозным действием и, как все остальное, подчинялись строго выверенному ритуалу. Традиция предписывала приносить в жертву богам только тех животных, которые были для них определены. Имели значение порода, окрас, возраст, способ убийства. Внутренности животных сжигали, остальное могло распределяться между жертвователями или посвящалось храму. Если обряд требовал принесения в жертву какого-нибудь редкого животного, которое трудно было достать, то делали изображение его из теста или воска, которое и предлагалось богу. Помимо животных, богов ублажали пирогами (приготовленными строго по рецепту), виноградной лозой, неразбавленным вином и т.д. Действие дополнялось установленной молитвой, за точным произнесением которой зорко следили жрецы. Катон в трактате о сельском хозяйстве приводит последовательность принесения даров богам и тексты молитв. «Если есть повод думать, – наставляет он, – что не приняты одна или две жертвы, скажи следующее: «Отец Марс, если жертва той свиньи тебя не удовлетворила, вот тебе другая в искупление».

Празднества. В честь богов в Риме, как и в греческих государствах, устраивались многочисленные праздники с торжественными шествиями, жертвоприношениями, представлениями. С почитанием земледельческих богов были связаны Цереалии – празднества в честь богини Цереры, покровительницы плодородия, посвященные Юпитеру Виналии отмечали сбор винограда, Консуалии, праздник жатвы, были обращены к божеству сельского хозяйства Консу. В честь Сатурна в конце декабря устраивались веселые праздники Сатурналии с маскарадами и переодеваниями, детям на нем дарили подарки и сладости. Ряд праздников был связан с семейной жизнью (например, праздник Доброй Богини, на котором могли присутствовать только женщины), с общественными устоями, с поминанием умерших. Затем появились особые военные праздники и, наконец, праздники ремесленников, торговцев, мореплавателей. Подготовка и проведение торжественных церемоний и игр в честь того или иного бога было делом государственным и контролировалось сенатом и магистратами (особенно цензорами), а в позднюю пору императором. Так, при Августе имели место трехдневные Юбилейные игры, проводившиеся раз в сто лет и славившие главных римских богов, благодаря которым мощь и слава Рима были восстановлены. Их подробное описание содержится в надписи, найденной в XIX веке. Жертвы богиням судьбы паркам, Юпитеру, Юноне, Аполлону, состязания и представления, молитвы и пиршество за одним столом с богами делали праздник грандиозным и красочным действом.

Храмы. Центром религиозной жизни были многочисленные храмы богам. Главным святилищем считался храм Юпитера Капитолийского, один из древнейших в Риме. В нем почиталась Капитолийская триада (Юпитер, Минерва и Юнона). Помимо религиозного, храмы имели и общественное значение. Так, в храме Юпитера собирался сенат, приносили жертвы магистраты, там располагался государственный архив. Этот храм являлся для римлян символом власти, силы и бессмертия Рима. На Капитолии находились также храм Юноны Советчицы (по-латыни – Монеты), при котором был двор, где чеканили металлические деньги (отсюда – понятия «монета», «монетный двор», вошедшие в обиход), храм богини Фидес (Верности), храм Чести и Мужества, построенный Марием после победы над кимврами и тевтонами, и множество других. Август, по свидетельствам источников, восстановил в Риме 82 храма древним богам, стремясь таким образом укрепить благочестие граждан. Храмы были окружены не только статуями богов, но и изображениями знаменитых полководцев и государственных деятелей.

С падением Республики языческая римская религия стала стремительно терять свой авторитет, поскольку по своей природе являлась религией полиса, а не державы. Религиозный синкретизм, включение новых божеств, смешение культов подрывали ее основы и приводили огромное население Империи к духовным поискам. Она становилась все в большей степени сомнительным рычагом воздействия на массы и все более – искусственно сохранявшимся атрибутом государственной власти. На смену ей пришла новая вера – христианство, сосуществовавшее с официальным язычеством более трех веков.

Христианство в Римской империи

Появление и распространение в I веке новой религии, ставшей потом мировой, явилось не только важным этапом римской духовной жизни, но и водоразделом всей человеческой истории, определившим наступление новой эры.

Почвой возникновения христианства подготовило действие как исторических, так и духовных факторов. Жесткие противоречия римской жизни (между рабами и свободными, богатыми и бедными, римлянами и покоренными народами) достигли той высокой степени, когда значительная часть населения оказалась в бедственном положении и чувствовала себя незащищенной. Людям нужна была вера не в формально существовавших олимпийцев, а в «живого» и понимающего Бога, который бы разделил с ними их страдания и стал духовной опорой. При этом налицо была девальвация старых официальных верований, которые больше не удовлетворяли народы Империи. Введение культа императоров, ставшего ненавистным для большинства, лишь усугубляло проблему. Культы местных богов на завоеванных римлянами территориях были попраны и тоже утрачивали свое значение. Возрастала необходимость в появлении вселенского Бога, для которого «нет ни эллина, ни иудея», что и нашло разрешение с возникновением христианства. Римский мир был в какой-то степени подготовлен к принятию новой веры. Истоками нового вероучения стали ветхозаветный иудейский монотеизм (единобожие), предсказавший явление в мир Мессии, идеи греко-римской философии (стоиков, гностиков, учение о Логосе Филона Александрийского), идеология ессейских общин в Палестине.

Новая религия была христоцентрична, то есть, она основывалась на вере в приход в мир Сына Божия Иисуса Христа, взявшего на себя грехи людей, разделившего их страдания, принявшего страшную казнь во имя спасения человечества (искупительная жертва Христа), принесшего им новое учение, обещавшее бессмертие души и воскресение из мертвых. Основные положения учения изложены в Новом Завете, второй части христианской Библии. Его канон включает четыре Евангелия (слово «Евангелие» означает «Благая весть» – весть о приходе в мир Христа и о его учении), Деяния апостолов, Послания апостолов, адресованные христианским общинам или отдельным людям, и пророческое произведение Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис – всего 27 сочинений. Идеи равенства и ценности всех людей перед Богом, заповеди нравственной жизни, основанной на любви, обещания жизни вечной и прощения грехов очень скоро стали духовной опорой значительной части населения в разных уголках государства.

История христианства в рамках истории Рима делится на два периода. В I-III веках религия была тайной и гонимой. Особенно жестоким преследованиям христиане подверглись при императоре Диоклетиане в конце III века. Пришедший в 306 г. к власти император Константинлегализовал христианство (Миланский эдикт 313 г.), содействовал его унификации, превратив, по сути, христианство в главную религию римского государства. Борьба с ересями (отклонениями от ортодоксального христианского учения), оформление догматических основ, священного канона, создание Символа веры христиан произошло на Вселенских соборах IV-V вв., самым значительным из которых был I Вселенский собор в Никее (325 г.). Христианство пережило Римскую империю, было принято образовавшимися на территории Европы варварскими государствами, оставалось религией Византии до ее падения в XV веке. Оно стало мировой религией, которую до настоящего время исповедуют люди на разных континентах.

Христианство принесло с собой новый пласт культуры. Латинский язык стал языком богослужения и приобрел особое значение. Перевод на латынь Библии, сделанный Иеронимом (347-420), – Вульгата, был признан Церковью каноническим. Христианскими писателями и основателями христианской философии во II-III вв. были Тертуллиан (160-220), КлиментАлександрийский (150-215), Ориген (185-254). Сочинения отцов Церкви, самых авторитетных богословов и церковных деятелей IV-V вв., развили христианское учение. На Востоке отцами Церкви были признаны такие крупные богословы и подвижники, как Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст. На Западе – Амвросий Медиоланский, Иероним, Августин Блаженный. Творения этих мыслителей, опиравшихся на лучшие достижения греко-римской философии, обогатили античную культуру и заложили фундамент христианского мировоззрения последующих веков.

***

Таким образом, римская религия имела ряд особенностей:

– она была религией многих племен и народов, являя собой пример сложного и многовекового синкретизма;







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 469. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия