Эстетическая оценка ландшафтов
Эстетические свойства ландшафтов изучает особое прикладное направление ландшафтоведения. Известный исследователь эстетики ландшафта профессор МГУ В.А. Николаев дает следующее определение этому направлению: «Эстетика ландшафта – особое направление ландшафтоведения, изучающее красоту, живописность природных и природно-антропогенных ландшафтов, особенности их эстетического восприятия». Эстетикой ландшафта издавна занимались ландшафтные архитекторы при проектировании дворцовых пейзажных парков. Сложились целые школы ландшафтного дизайна: китайская, японская, французская, английская и др. В настоящее время эстетика ландшафтов вынесена за пределы парков, и теперь уже в туризме большую роль начала играть эстетика природных ландшафтов, с которой знакомятся туристы во время своих путешествий. Это потребовало более углубленных исследований в изучении эстетики природных ландшафтов и ее психо-эмоционального воздействия на человека. Этому феномену были посвящены работы американских, литовских и других исследователей. В России проблемами эстетики ландшафта в последние годы активно занимались Серебряный Л.Р., Фролова М.Ю., Тимофеев Д.А., Лихачева Э.И. и, конечно, Николаев В.А., учебное пособие которого «Ландшафтоведение. Эстетика и дизайн» положено в основу данного параграфа учебника. Пейзаж. Эстетическое восприятие ландшафта определяется его внешним обликом, называемым пейзажем. Пейзаж – это вид местности, воспринимаемый наблюдателем. В.А. Николаев предлагает подходить к эстетической оценке ландшафта с философских позиций, рассматривая ландшафт как сущностную категорию, для понимания которой необходим научный аналитический подход, а пейзаж – как явление, обусловленное чувственным восприятием ландшафта. В пейзаже открываются многие внутренние свойства ландшафта, которые невозможно постичь, игнорируя пейзаж. Поэтому пейзаж как явление представляет феномен эстетики ландшафта. Отсюда неразрывность понятий «пейзаж» и «ландшафт». Структура пейзажа определяется сочетанием композиционных элементов, которым свойственна динамическая смена их состояний, зависящая от освещенности, времени суток, сезона года. Пейзажная композиция формируется из отдельных элементов, образующих пейзажные сюжеты. ï пейзаж – это композиционное объединение в общую картину местности взаимосвязанных пейзажных сюжетов. Общая пейзажная композиция делится на следующие составляющие: ï элементы пейзажа – простейшие ячейки: река, дорога, дерево, храм и т.д.; ï пейзажные сюжеты – локальные совокупности пейзажных элементов, которые могут формировать одно, двух сюжетные и более композиции; ï комплексы пейзажей – многосюжетные пейзажи, которые называют панорамными при наличии единой точки обзора. Многочисленные элементы пейзажа формируют как его композиционные узлы, привлекающие главное внимание наблюдателя, так и второстепенные, образующие пейзажный фон. В качестве композиционных явлений выступают природные доминанты (горные вершины, водопады) или антропогенные (храмы, замки, дворцы). Композиционные узлы могут размещаться как в центре пейзажа, так и на его периферии. В сложных пейзажных композициях встречается несколько фокальных (узловых) элементов. Пейзажные композиции часто пронизываются сквозной осью (река, горная гряда, ущелье), которая выступает визуальным фокусом, организующим внимание наблюдателя. Присутствие в пейзаже композиционных осей и узлов эстетически организует пейзаж и обогащает его эстетическое восприятие, что надо учитывать при прокладке терренкуров вокруг курорта и маршрутов спортивного и экологического туризма. Композиционная выразительность пейзажа усиливается благодаря глубине видовой перспективы. Различают: ï фронтальную композицию, характерную для однопланового пейзажа без глубины перспективы (например, лесная поляна, окруженная густым древостоем); ï объемная композици я, включающая несколько структурных планов (поля, перелески, река); ï глубинно-пространственная композиция с дальней перспективой, типичная для пейзажей, где с высокой точки есть панорамный обзор или с предгорной равнины открывается вид на разновысотные хребты. Живописность пейзажа усиливают пейзажные кулисы, устремляющие взгляд наблюдателя в определенном направлении. Кулисы обрамляют пейзаж, создавая его фланги, которые могут быть представлены неровностями рельефа (хребтами, холмистыми грядами), растительностью (отдельными лесными массивами) или архитектурными сооружениями (боковыми фронтальными колоннадами в усадебном или дворцовом ансамбле). Кулисы подчеркивают глубину пейзажной перспективы. Если они пространственно эшелонированы, то в пейзаже присутствуют несколько уходящих планов. Кулисы направляют взгляд наблюдателя к фокальным точкам, повышая аттрактивность пейзажных доминант. Казалось бы, выразительность пейзажа пропорциональна количеству пейзажных доминант (узлов и осей), однако – чрезмерная насыщенность пейзажа визуальными акцентами может разрушить его эстетическую целостность и утомить наблюдателя. Его восприятие притупляется. Поэтому существует правило предельного насыщения пейзажа композиционными акцентами. Оптимальное количество композиционных узлов должно составлять 5-6 по мнению американского ученого Дж. Миллера и не превышать семи. Литовские ученые для круговых панорамных пейзажных комплексов повышают число визуальных аттракторов местности до 11-13 элементов. Визуальное восприятие пейзажа зависит от точки обзора, которая требует определенной дистанции между наблюдателем и пейзажем. Пейзаж и точка его обзора взаимосвязаны: восприятие пейзажа меняется в зависимости от расположения точки обзора, которая определяет перспективу самого пейзажа и визуальные акценты, видимые с разных позиций. У каждой видовой точки своя пейзажная композиция, что надо учитывать при прокладке туристских маршрутов, в которых должны быть обозначены стационарные точки обзора, где туристы специально останавливаются, чтобы обозреть пейзаж и меняющиеся видовые точки по мере продвижения по маршруту. Исследователи эстетики ландшафта предложили несколько вариантов типологии видов точек: 1. по широте угла пейзажного обзора: ï точки узкого (щелевого) обзора с углом менее 30°; ï точки секторного обзора с углами 30°-115°; ï точки панорамного обзора с углами 120°-240°; ï точки кругового обзора (циркорамные) с углами более 240°. 2. по глубине пейзажной перспективы: ï точки ближайшей перспективы – виды в пределах десяткой метров; ï точки средней перспективы с обзором на сотню метров; ï точки дальней перспективы с обзором нескольких километров. Глубина перспективы зависит от рельефа местности и от выбора на нем точки обзора. При разработке дизайна (эстетического обустройства) курортных зон, районов экологического, спортивного и познавательного туризма производится ландшафтно-эстетическое планирование территории с обустройством площадок пейзажного обзора и прокладкой видовых маршрутов. В природных парках (национальных, региональных) с помощью ландшафтного эстетического планирования формируется каркас эстетического восприятия ландшафта, в котором обязательно предусматриваются парквей (парковая дорога), знакомящая туристов со знаменательными природными объектами, в том числе и пейзажными. При этом необходимо пейзаж оценивать в экологическом отношении: пейзажи должны быть доступны для посещения туристами и комфорты во время пребывания в них туристов. Большая часть высокогорных пейзажей недоступны для обозрения массовых туристов, кроме профессиональных альпинистов. Многие северные пейзажи невозможно обозревать из-за низких температур и ураганных ветров, снижающих теплоощущение человека на Чукотке до сверх экстремальных значений (-60°С или -70°С). Поэтому точки пейзажного обзора оцениваются комплексно в позиционном, эстетическом и экологическом отношении. Методы оценки эстетики природного комплекса. Пейзажные эстетические исследования состоят из камеральных и полевых исследований. В процессе камеральных исследований выявляются территории, которые по совокупной оценке, морфологии, обводненности и растительному покрову могут иметь высокие пейзажные характеристики. Истинную живописность пейзажей позволяют выявить только натурные обследования территории, при которых может проявляться эмоциональное воздействие пейзажа. При полевых маршрутных исследованиях применяется пространственно-временная структура пейзажей, разработанная В.А. Николаевым, состоящая из выявлений элементов пейзажей, пейзажных сюжетов, оценки конкретных пейзажей и общего комплекса пейзажей по маршруту. Описание пейзажа по маршруту включает: ï фиксирование точек пейзажного обзора: каждую точку на маршруте необходимо зафиксировать на плане или на крупномасштабной карте с указанием ее широты, долготы, высоты над уровнем моря и относительного превышения над местностью, удаленности от населенных пунктов и дорог и охарактеризовать степень доступности для посещения; ï описание морфологии рельефа с особенностями поверхностных горных пород, скальных обнажений; ï оценка состояния почвенного покрова (с точки зрения проходимости маршрута); ï оценка растительного покрова: видового состава древесной, кустарниковой и травяной растительности, цветовая гамма, ярусность; ï оценка степени визуальной открытости окружающей местности с определением угла кругозора и его ориентации по странам света, сочетание открытых и закрытых пространств, наличие аттрактивных элементов в ландшафте; ï наличие видовых панорам; ï определение пейзажных осей, выявление пейзажных кулис; ï установление глубины пейзажной перспективы. В заключении описывается сам пейзаж с учетом погодных условий. Маршрут фиксируется на фотоснимках и, желательно, на видеокамеру. Могут быть использованы и другие методики оценки пейзажного разнообразия (Эрингис, Будрюкас 1975 г., Мухина 1973 г., Фролова 1994 г., Бугацкая 2002г.). Интерес представляет комплексная методика, примененная для эстетической оценки астраханских ландшафтов, в которой выделены признаки внутреннего и внешнего пейзажного разнообразии и дана оценка эстетичности пейзажей с учетом разработанного автором коэффициента эстетической ценности. В соответствии с методикой Занозина территорию региона рекомендуется разделить на зоны различной пейзажной, привлекательности – кластеры, что необходимо учитывать при рекреационном ландшафтном зонировании. При оценке пейзажной привлекательности ландшафтов важное значение приобретает соседство различных по пейзажной выразительности местностей. На фоне бедленда или монотонного маловыразительного ландшафта даже пейзаж средних эстетических качеств, производит по контрасту благоприятное впечатление. Это позволяет среди малоблагоприятных для рекреационного освоения ландшафтов выявлять пейзажные «оазисы», которые в случае необходимости могут быть использованы для рекреационного освоения.
|