Значение для человека тех или иных видов сервисной деятельности зависит от того, какие потребности он считает наиболее важными и стремится удовлетворить в первую очередь. Выдающийся австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) считал, что главные побудительные причины человеческих действий – биологические инстинкты, заключенные в подсознании, в бессознательных слоях психики. С его точки зрения, главный из этих инстинктов – сексуальное влечение. Живя в обществе, человек не может удовлетворять свои сексуальные потребности так, как ему хочется, – этому мешают возникшие со времен глубокой древности запреты, традиции и правила поведения. В результате сексуальная энергия сублимируется,т. е. переводится в другие формы психической энергии. Благодаря переводу сексуальной энергии в энергию творческой деятельности человек начинает создавать науку, культуру, религию, искусство, у него появляются высшие человеческие потребности. При этом Фрейд считал, что между сознанием и подсознанием всегда сохраняется неустранимый конфликт – биологическое (подсознательное) и социальное начало в человеке не смогут гармонично взаимодействовать.
Крупный шаг вперед в объяснении взаимосвязи биологического и социального компонента потребностей был сделан в работах Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Человек имеет базовые биологические, природно-обусловленные потребности, и потребности социальные, возникающие только в обществе. Однако между этими типами потребностей существует глубокая взаимосвязь. В каждую эпоху биологические потребности удовлетворяются по-разному, – они принимают различные социально-обусловленные формы. Общество вырабатывает приемы, традиции и правила их удовлетворения. К. Маркс писал по этому поводу: «Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов»1. Поэтому сервисные услуги, связанные с удовлетворением базовых, в основном биологических потребностей, неизбежно должны эволюционировать, реагируя на изменения социокультурной ситуации.
Кроме потребностей биологических существуют и собственно социальные потребности – они связаны с развитием образования, культуры, процессом труда, использованием технических устройств, искусством и всеми видами творческой деятельности человека. Как биологические потребности подвергаются в обществе социальной корректировке, так и социальные потребности не изолированы от биологических. В любой социальной потребности содержится включенный в нее биологический компонент, который необходимо учитывать при оказании услуг по удовлетворению данной потребности. Так, при организации сервиса в сфере образования, культуры, транспорта, компьютерных технологий необходимо соблюдать общее правило: пользование этими услугами не должно превышать допустимого уровня физических и психических нагрузок на человеческий организм. Л этот уровень обусловлен в основном биологической природой организма и изменяется с возрастом. Ребенок, например, не может воспринимать такой же объем информации, как взрослый, – это чисто биологическая особенность человека, никак не зависящая от общественного строя [3].