Студопедия — Лекция 3. Типологии религий
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лекция 3. Типологии религий






Цель лекции: изучить существующие классификации религий, дающие системное и упорядоченное представление о многообразии религий в мире.

 

План лекции:

1.Сравнительный метод в религиоведении и лингвистическая типология религий М. Мюллера.

2. Морфологические классификации религий. Типология религий

К.П. Тиле.

3. Различные принципы типологии религий: географические,

философские, феноменологические и социологические.

4. Динамико-типологический подход П. Тиллиха.

 

Основные понятия: классификация, морфология, фетишизм, тотемизм, идолопоклонство, анимизм, метод сравнения, политеизм.

М. Мюллер – классик религиоведения в своих лекциях «Введение в науку о религии» обосновывает научные основы религиоведения. В качестве наиболее приемлемого метода в религиоведении он выделяет метод сравнения. Перефразируя Гете, М. Мюллер отмечает: «Кто знает одну религию, не знает ни одной». Далее, перед исследователем религии встает проблема классификации религий, то есть упорядочивание, систематизации религиозного многообразия. М. Мюллер пишет: «Любая наука основывается на классификации, и, если мы не сможем составить удовлетворительную классификацию различных диалектов веры, мы должны признать, что наука о религии действительно невозможна». Существует множество классификаций религии, но трудность состоит в том, чтобы в основу типологии религий положить принцип, выражающий сущность религии. Ведь, то, что важно для одной религии (обрядовая сторона) оказывается малозначимо для другой. В частности, простейшая классификация предполагает деление религий на истинные и ложные. Такая классификация бесполезна в научном исследовании. Другая классификация предполагает деление на естественные религии и религии откровения. Это деление относительно, так как откровенные религии основываются на естественных, где под естественными подразумевалась совокупность ясных, простых истин, независимых от каких-либо местных и исторических особенностей или религии природы, религии первобытного общества. Еще одна классификация предполагает деление на национальные и индивидуальные. Первые – религии, основатели которых нам не известны. Например, религия Вед (брахманизм), религия греков, римлян, славян, кельтов. Второй класс религий – это религии, которые носят имена тех, кто предположительно стоял у их истоков. Это религии Моисея, Заратустры, Будды, Лао-цзы, Конфуция, Христа, Мухаммеда.

Согласно М.Мюллеру, важная классификация является разделение религий на политеистические, дуалистические и монотеистические, где в основу положена природа Высшей Силы. К ним можно добавить генотеистические и атеистические религии. Генотеистические признают существование множества божеств как равноправных, независимых друг от друга, без какой-либо иерархии. В частности, религия Вед. Атеистической религией является буддизм, где нет поклонения божеству.

В основу собственной классификации религий М. Мюллер кладет классификацию языков, поэтому ее можно назвать лингвистической. «Единственно научная и подлинно генетическая классификация религий аналогична классификации языков и существует самая тесная связь между языком, религией и народностью». Язык и религия, согласно ему создают народ. Вера в Иегову сделала кочевые племена Израиля народом. М. Мюллер выделяет три центра языков и, соответственно, три центра религий: туранская, семитская и арийская. Туранская религия (китайский язык) предполагает двойное поклонение человеческим (культ предков) и природным духам (поклонение духам неба, солнца, бури, молнии). Это конфуцианство. Сюда же М. Мюллер относит религию гуннов, монголов, финнов. Для семитских народов характерен культ, который характеризует почитание Бога в истории, Бога, определяющего индивидов, рас и народов. Это прежде всего иудаизм, христианство, ислам. Здесь Бог воплощает в основном моральные качества. Арийские религии предполагают культ Бога в природе. Это религия Вед (брахманизм), зороастризм, буддизм.

Морфологические классификации исходят из того, что религии в своей истории проходят ряд последовательных стадий развития, каждая из которых имеет четкие характеристики. Понятие прогрессивного развития религии имеет принципиальное значение. Родоначальником морфологических классификаций является Э.Тайлор. Он считал сущностным элементом всякой религии анимизм, т.е. веру в духовные сущности. Э.Тайлор приводит следующую классификацию религий. Первое – культ предков, характерный для первобытных обществ. Далее, фетишизм, поклонение предметам, которым приписывается магическая сила. Следующее – идолопоклонство, когда образ (идол) рассматривается как символ духа или божества. Затем, тотемизм, вера в существование связи между отдельными группами людей и определенными духами, которые являются хранителями этих групп. Еще более высокая ступень, политеизм характеризуется тем, что интерес к отдельным божествам или духам сменяется верой в божества, каждое из которых представляет целый класс сходных духовных реальностей. Политеизм переходит в монотеизм – веру в высшее и единое божество.

К.П. Тиле предлагает собственную морфологическую классификацию. Наилучшим делением религий для него является деление на естественные и этические. Естественные религии – религии, возникшие в качестве религий племени или народа, сформировавшиеся в ходе естественного роста. Этические религии возникают в связи с процессами возрастания личного самосознания, связаны с личностью глашатая нового откровения. В целом, классификация Тиле следующая:

I. Естественные религии.

1. Полизоический натурализм.

2. Полидемонически-магические религии при господстве анимизма.

3. Политеистические религии.

А) Териантропико-магические религии (религии Китая до реформ Конфуция, дравидов, шумеров, древнейшая египетская, древневавилонская, большинство семитских религий Передней Азии).

В) Антропические религии (религии Вед, религии древней Персии, позднего Вавилона и Ассирии, кельтов, германцев, галлов, греков и римлян).

II. Этические религии (религии спиритуалистически-этического откровения).

1. Национальные религии (даосизм, конфуцианство, брахманизм, джайнизм, маздаизм, иудаизм)

2. Универсалистские религии (буддизм, христианство, ислам).

Поясним приведенную классификацию. Низшими из известных форм религии являются анимистические религии. На этой ступени человек не делает различия между объективным и субъективным и всем вещам, которые встречаются приписывает те же формы, что и ощущает в себе. Древнейшая форма анимизма – полизоизм, так как во всех явлениях и предметах усматривает одушевленные существа. Более высокая форма анимизма – спиритизм – вера в блуждающих, независимых духов, которые могут обитать в предметах, из которых более могущественные почитаются как сверхъестественные силы. Далее следует фетишизм как почитание и использование известных вещей, которым приписывается волшебная сила, тотемизм – почитание духа животного, от которого ведет происхождение род. Теантропические религии являются разновидностью политеистических. В них богов представляли в получеловеческом-полузверином облике, культ еще сильно перемешен с элементами магии. Антропические или полуэтические религии переработали анимистические элементы в поэтическую и полуфилософскую мифологию. Боги в этих религиях представляют собой идеальных людей, обладающих сверхчеловеческими качествами. Боги хотя еще не являются безусловно нравственными существами, но выступают на стороне добра, за право и порядок. Этические религии названы так, потому что предполагают этическое возрождение, и индивидуалистическими, так как подобные движения всегда направляются личностью, возникают благодаря прояснению личного самосознания. Партикуляристские этические религии – те, что осуществлялись как реформация определенной национальной религии остаются с ней в тесной взаимосвязи. Это конфуцианство, даосизм, брахманизм, зороастризм и иудаизм как переходный к следующей ступени. Универсалистские – те, которые обращаются ко всем, вне зависимости от происхождения и социального состояния, то есть мировые религии.

Помимо представленных классификаций весьма распространенными являются географические принципы классификации. Религии, существующие в одном регионе земного шара, группируются. Наиболее распространенной является следующая классификация:

I. Религии Ближнего Востока, включающие иудаизм, христианство, ислам, зороастризм и различные языческие культуры;

II. Религии Дальнего Востока, включающие религиозные общины Китая и охватывающие конфуцианство, даосизм, буддизм махаяну и синтоизм;

III. Религии Индии, включающие ранний буддизм, индуизм, джайнизм и сикхизм, и иногда – возникшие на основе буддизма религии Южной и Юго-Восточной Азии;

IV. Религии Африки, или племенные культы Черной Африки. Сюда не входит древнеегипетская религия, которая относится к религиям Ближнего Востока;

V. Религии Америки, куда относятся верования и обряды индейцев обоих американских континентов;

VI. Океанические религии – религиозные системы народов островов Тихого океана, Австралии и Новой Зеландии;

VII. Классические религии Древней Греции и Древнего Рима и их эллинистические варианты.

Географические классификации являются неадекватными, так как многие религии не ограничены в своем существовании рамками одного региона или наибольшего распространения получают не в регионе своего возникновения. Главное, что географические классификации ничего не дают для понимания сущности религии.

Гегель в «Лекциях по философии религии» разработал философскую классификацию религий. История религии понимается как процесс, посредством которого Дух приходит к полному самосознанию. Отдельные религии есть стадии данного процесса, последовательные шаги развертывания Духа, направленные к достижению абсолютной цели истории. Исторические религии разделяются на три большие группы. На низшем уровне развития, согласно Гегелю, находятся природные религии, основанные на непосредственном сознании, вырастающем из чувственного опыта. В природные религии входят: непосредственные или магические религии; религии Китая и Индии, включая буддизм; древние религии Персии, Сирии, Египта, образующие фазу перехода к новому типу религий. Следующий промежуточный уровень включает духовно-индивидуалистические религии: иудаизм (религия возвышенного), древнегреческая религия (религия красоты), древнеримская религия (религия целесообразности). Высший уровень развития религии представляет собой христианство, по мнению Гегеля. Главный недостаток гегелевской классификации состоит в том, что Гегель не нашел в ней место исламу – мировой религии.

Продолжает философские классификации немецкий теолог О. Пфлейдерер, который строит ее на основе взаимоотношения между двумя базисными элементами: свободой и зависимостью. Религии, в которых доминирующим является ощущение зависимости – это религии древних семитов, египтян и китайцев. Чувство свободы превалирует в древних индийской, германской, греческой и римской религиях. Следующая группа – супранатуральные религии, в которых присутствуют оба элемента, но им приписывается неодинаковая ценность. Это зороастризм, придающий большое значение свободе, брахманизм и буддизм, в которых чувство зависимости выражено сильнее. Последняя группа – монотеистические религии: ислам, иудаизм и христианство. Они делятся на две подгруппы. Первая группа – религии, достигшие абсолютного равновесия обоих элементов: ислам и иудаизм. Вторая группа – религии, достигшие их слияния: христианство.

В последнее время в религиоведении стали получать распространение феноменологические классификации, где за основу берется содержание религиозной жизни. В частности, датский ученый Г. Ван дер Леу классифицирует так:

- религии уединенности и полета (древний Китай);

- религии борьбы (зороастризм);

- религия покоя, не имеющая конкретной исторической формы, но обнаруживающаяся в любой религии в форме мистицизма;

- религия беспокойства, или теизм, которая также не имеет конкретной формы, но проявляется во всех религиях;

- динамика религий в отношении к другим религиям (синкретизм и миссионерство);

- динамика религий в отношении внутреннего развития (пережитки и реформации);

- религия силы и формы (Древняя Греция);

- религии бесконечности и аскетизма (религии Индии, за исключением буддизма);

- религия ничто и сострадания (буддизм);

- религия воли и послушания (иудаизм);

- религия величия и унижения (ислам);

- религия любви (христианство).

Религии первобытных народов остались вне этой классификации.

Социологи также разработали ряд способов классификации религий. Наиболее признанной и распространенной является классификация американского социолога Роберта Беллаха. Он выделяет пять типов религий: примитивная, архаичная, историческая, раннемодерная, модерная. Данная типология не связана с понятием прогресса. Беллах учитывает самобытность каждой религии; не обязательно все религии должны проходить в своем развитии одинаковые этапы; у некоторых религиях могут быть черты, присущие двум или нескольким стадиям. Кроме того, не обязательно на основе простых вероучений складываются сложные, иногда наблюдается возврат к более ранним стадиям или отсутствие какого-бы то ни было развития. Социолог классифицирует религии по следующим категориям: система символов, религиозные действия, религиозные организации и социальные последствия.

 

Категория Пример Система символов Религиозное действие Религиозная организация Социаль- ное значение
Прими-тивная Австра- лийская Родовые мифические изображения людей и предметов «воспроизве дение» историй о родовых изображе- ниях Церковь отсутствует; единство религии и общества Укрепляет социаль ную соли- дарность
Архаич- ная Полине- незийская и африкан- ская Могущест- венные ми- фические существа (наподобие богов)   Поклонение и жертвопри- ношение Различные культы Требова- ние социаль- ного конфор-мизма
Истори- ческая Древне- еврейская Разрыв между естест- венным и сверхъ- естествен- ным Спасение души на основе добрых деяний; концепция свободной воли Церкви: отделение религиоз- ной органи- зации от остального общества Напря- женность между религией и общест-вом
Раннемо-дерная Протес- тантизм эпохи Просве- щения Прямая связь между индивидом и сверхъ- естествен- ным Соответст- вует всей жизни; концепция веры Доброволь- ное членство в религиоз- ной общине Основная перемена в социаль- ных системах
Модер- ная Совре- менные религии Личность и ее долг Поиск личностных этических принципов Главное- личная ответствен- ность Постоян-ное совершен- ствование всей культуры общества и ценностей личности  

Большой интерес представляет классификация П. Тиллиха. Согласно ему, универсальная основа всякой веры – переживание человеком священного в конечном. Соответственно тому, как переживается опыт священного и какие элементы в нем преобладают, создается определенный тип веры: онтологический или нравственный. Основу онтологического типа веры составляет испытание священного как присутствующего. Священное отождествлялось с Единым, невыразимым бытием, постижение которого есть дело экстатического опыта. Священное также присутствует в душе человека. Здесь вера предполагает потребность соединиться с истинным бытием, будь то Бог, Единое, Дао. Соответственно, любовь этого типа религиозного опыта объединяет через отрицание Я, через отказ от принципа индивидуации. Деятельность, вытекающая из такой любви имеет аскетический характер или следует принципу недеяния. Отсюда, формируется определенный тип личности и культуры, основанный на принципе отождествления со всем: природой, человеком и обществом в целом. Это индийский буддизм, даосизм.

П. Тиллих выделяет нравственный тип веры, который основан на переживании святого как должного. Высшая реальность – это суд над всем сущим. Она противостоит и поддерживает нас в качестве закона нашего бытия. Бог – это Бог, который дал закон как приказание, категорический императив, Бог как правитель. Этот тип веры предполагает любовь как агапэ. Агапэ преобразует не через отрицание, а через утверждение Я. Деятельность, возникающая из такой любви носит формативный характер, заключается в следовании предписанным нравственным правилам, содержащимся в священном писании. Соответственно, формируется личность, стремящаяся к самоутверждению, чтобы войти в рай. Культура основывается на принципе участия. Межличностные отношения и социальные характеризуются активными действиями, направленными на преобразование другого и общества или ограничиваются заинтересованным участием. Нравственный тип веры делится на юридический, договорной и этический. Юридический тип получил наибольшее распространение в исламе; договорной тип проявился в конфуцианском учении; этический тип представлен христианством (кроме восточного христианства).

Выводы:

Таким образом, в науке существует различные виды классификаций религий. Но, совершенной классификации религии не создано, поэтому выделим некоторые критерии, на основе которых такая классификация должна строиться.

Во-первых, классификация не должна быть субъективной и предвзятой. Принципом научного метода должно стать стремление к максимально возможной объективности;

Во-вторых, предметом классификации должны быть сущностные и типические черты религиозной жизни. Хорошая научная классификация должна выражать основы религии, ее типические элементы;

В-третьих, классификация не должна игнорировать конкретно-исторические особенности религиозных явлений. Классификация религий включает в себя и общие черты и особенные, заключенные в уникальности каждого религиозного феномена;

В-четвертых, классификация религий должна рассматривать религиозную жизнь в динамике. Религия есть живая меняющаяся система и необходимо показать каким образом из одной религиозной формы развивается другая;

В-пятых, классификация должна включать четкое определение того, что именно классифицируется, что относится к типическим чертам религии, а что к ее индивидуальным проявлениям и формам.

Методические рекомендации к лекции:

При работе над лекционным материалом обращайте внимание на новые понятия, введенные в данной лекции. Указанные классификации религии требуют дальнейшего анализа и изучения дополнительной литературы. Авторы классификаций являются знаменитыми учеными, поэтому постарайтесь не только запомнить их имена, но и познакомиться с их трудами. Акцентируйте внимание на критериях научности классификации религий. Насколько они нашли отражение в представленных классификациях религии.

 

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 1772. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия