Актуальность моей темы.
Известно, что развитие ребенка-дошкольника происходит через восприятие. Мир детства, внутренний мир ребенка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Очень часто взрослые ставят перед собой вопрос - что же поможет открыть заветную дверцу в мир детского сознания? В этом им поможет игра. Игра связывает между собой взрослого и ребенка в одно единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять Вам, значит можно творить, фантазировать, воображать. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности, т.е. внимания, воображения, логики, мышления, хорошо развитой речи, мимики. Вся жизнь детей просто насыщенна игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша выбирать, брать на себя роль и действовать? Какое выбрать средство для тесного эмоционального общения? Как научить ребенка чувствовать, переживать? Как научить его верить в себя, научить перешагивать через «я стесняюсь»? Как сделать восприятие малыша максимально продуктивным, ярким и эмоционально насыщенным? В этом поможет музыкальная деятельность. Музыка раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка, дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде. УБЕРЕЧЬ ОТ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГЛУХОТЫ - ЗНАЧИТ СДЕЛАТЬ ШАГ К ГАРМОНИИ. Мною было проведено исследование. Тема настоящего исследования: «Организация процесса восприятия музыки как условие развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста». Цель данного исследования: выявить значение восприятия в эмоциональном развитии ребенка. Гипотеза: если в музыкально – образовательном процессе систематически использовать различные виды музыкальной деятельности, то процесс восприятия музыки улучшится. Объект исследования: процесс восприятия музыки детьми дошкольного возраста. Предмет исследования: формы организации восприятия музыки. Методы исследования: 1.Анализ видов музыкальной деятельности. 2.Проведение диагностик. 3.Использование музыкально-театрализованных игр. 4.Анализ результатов диагностик. Первый этап был посвящен диагностической деятельности. Были выбраны две подгруппы детей среднего дошкольного возраста, была проведена диагностика. На втором этапе исследования проводились музыкальные игры, занятия, развивающие эмоциональную отзывчивость детей с экспериментальной группой детей. На третьем этапе вновь была проведена диагностика детей обеих подгрупп. Для достижения более высокого результата работы был внесен элемент новизны - сочетание любой музыкально-сенсорной задачи с развитием чувства ритма. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово; слуховая наглядность и практический метод; зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия. Цель работы определила и поставила следующие задачи: 1. Определить музыкальность ребенка в различных видах музыкальной деятельности. Выявить музыкальные способности детей. 2. Разнообразить организацию процесса восприятия, развивающую самостоятельность, творческую музыкальную активность в процессе использования музыкально-театрализованных игр. Для успешного формирования музыкального восприятия детей необходимо наметить пути их развития. Для этого очень важно знать, какова музыкальность каждого ребенка. Это можно выявить только «в ходе многократных наблюдений и занятий», ведь только тогда, по мнению Выготского Л.С. «можно судить» об уровне музыкального развития детей. На основании изученной теории и практически подтвержденных результатов я могу сделать вывод, что наши усилия, направленные на организацию процесса восприятия, привели к повышению уровня музыкальности детей в группе детского сада. Таким образом в ходе исследования я подтвердила выдвинутую ранее гипотезу: если в музыкально-образовательном процессе систематически использовать различные виды музыкальной деятельности, то процесс восприятия музыки улучшится. В дальнейшем планирую провести работу с родителями по данной проблеме: разработать консультации, беседы, совместные праздники. Используемые методы и приемы: 1.Анализ видов музыкальной деятельности. 2.Использование музыкально-театрализованных игр. 3.Праздники-развлечения. 4.Изготовление театрализованных атрибутов, игрушек.
|