Тема 8 Русская философия в контексте Российской культуры ХIХ - ХХ в.в.
План: 1. Основные этапы развития русской философии. 2. Идеи славянофилов и их влияние на формирование модели своеобразной русской истории, культуры. 3. Проблематика русской религиозной философии Серебряного века. 4. Характерные черты русской философии. 1. Русская философская мысль - органическая часть мировой философии и культуры. Она обращалась к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер. Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором выделяются следующие этапы: -Х1-ХУ11 вв. - постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках религиозного сознания (Илларион, Андрей Рублев, Максим Грек и др.); -ХУ111 в. - первая четверть Х1Х в. - распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени - философия русского Просвещения (М.Ломоносов, В.Татищев, А.Радищев, М.Щербатов, П.Чаадаев), философия декабристов (П.Пестель,М. Фонвизин, Н.Муравьева, И.Якушкина и др.) Вторая четверть Х1Х - начало ХХ в. - становление и развитие самостоятельной философии в Росси включает множество направлений: западническое (А.Герцен, В.Белинский, Т.Грановский, Н.Станкевич) и славянофильское (А.Хомяков, И.Киреевский. К.Аксаков, Ю.Самарин), революционно-демократическое (Н.Чернышевский, В.Белинский; анархисты - М.Бакунин, П.Кропоткин; народники - Н.Михайловский, П.Лавров, А.Ткачев; марксисты - Г.Плеханов, В. Ленин), почвенничество (А. Григорьев, Н.Данилевский, Ф.Достоевский; консервативное (М.Н.Катков, К.Н.Леонтьев, К.П.Победоносцев); русский космизм (Н.Федоров, К.Циолковский. В. Вернадский, А.Чижевский); религиозно-идеалистическое (Вл. Соловьев, Н.Трубецкой, Г.Флоровский, П.Флоренский, Л.Шестов, В. Розанов), Русская философия после 1922 г. - философия русского зарубежья (Н.Бердяев, С.Булгаков, И.Ильин, С.Франк, Б.Вышеславцев, Л. Карсавин) 2. Идеи славянофилов и их влияние на формирование модели своеобразной русской истории, культуры. «Славянофилы» (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н.Островский, братья К.С. и И.С.Аксаковы) считали, что у России свой путь развития. Русский народ обладает собственными жизненными ценностями: православие с его духом соборности и святости и «крестьянская община», основанная на коллективизме и взаимовыручке. Для европейской культуры в отличие от русской характерны индивидуализм, эгоизм, рационализм, «мещанство» и культ посредственности. Славянофилы критиковали Петра 1 за то, что он направил Россию по ложному пути и поработил всех во имя государства. Они настаивали на необходимости отмены крепостного права и верили в великую миссию русского народа - именно Россия призвана спасти западную цивилизацию от буржуазного разложения и бездуховности. 3. Проблематика русской религиозной философии Серебряного века. Основные тенденции русской религиозной философии XIX века впитала в себя философия В. С. Соловьева (1853-1900). Социальный идеал Соловьева - свободная теократия или вселенская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая тем самым конечную стадию истории - богочеловечество. Выдвигая и отстаивая идею всеединства, синтеза веры и знания, науки и религии и т. д., Соловьев выступил против тезиса Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием. Он призывал не только видеть и выявлять зло, но и противостоять ему. Сложно сказать, когда именно началась эпоха, основным достижением которой является русская философия Серебряного века, однако многие культурологи относят ее начало ко времени образования Философского общества при Санкт-Петербургском университете в 1897 году. Окончанием этого периода считается 1917 год, время революционных потрясений. 4. Характерные черты русской философии. Специфика российской философии – в ее тесной связи с отечественной культурой, прежде всего с литературой. Ориентация на гуманитарное знание, на литературу и искусство, на проблемы человека является безусловной доминантной в русской философии начала 20 века. Откуда ее своеобразный антропоцентризм, персоноцентризм, который чаще всего предстает в виде «христоцентризма», т.е. в виде религиозной философии человека. Другая, никак не менее влиятельная тенденция представлена учениями, возникшими под влиянием нового естествознания – русского космизма – все значение которого, пожалуй, стало ясно только к концу 20 столетия. Русский космизм интересен тем, что в сочинениях ряда философов, ученых-мыслителей (Н.Федорова, В.Соколова, Н.Умова, К.Циолковского, В.Вернадского, П.Флоренского, Н.Холодного, А.Чижевского) во весь рост встали проблемы единства человека с космосом. В русском космизме, в свою очередь, представлены две тенденции. Одна – это космизм либо с примесью фантастики, либо, опирающийся на теологию. Другая тенденция в русском космизме была тесно связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспытателями. Идеи русского космизма наиболее полно воплотились в учение В.И.Вернадского о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной. Литература: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/ http://krugosvet.ru/ http://www.grandars.ru/college/filosofiya/russkaya-filosofiya-19-20-veka.html http://bookucheba.com/obschaya-filosofiya/russkaya-filosofiya.html http://nuru.ru/philos/028.htm http://philosophy.4hs.ru/
|