Понятия ренессансного гуманизма, ренессансного неоплатонизма и аристотелизма. Ренессансный скептицизм и эпикуреизм
Петрарка стал первым выдающимся мыслителем нарождающейся гуманистической философии. Гуманизм возникает как новая система культурных ценностей, отвечающая потребностям и интересам тех общественных слоев, которые формируются в промышленно развитых городах. Сохранились сотни писем Петрарки, которые по существу являются короткими сочинениями по вопросам морали, политики и литературы. В них настойчиво пропагандируются гуманистические ценности. Еще один интерпретатор античного философского наследия Лоренцо Валла выступил в защиту эпикурейской философии. В диалоге “О наслаждении” или “Об истинном и ложном благе” он противопоставил этику Эпикура с ее эгоцентризмом суровой этике стоиков. Валла отстаивает веру в силу человеческого разума и требует веротерпимости. Идеалу созерцательной жизни он противопоставил активную борьбу за свои идеи, требовал воспитания воли к действию. Второй этап развития философии эпохи Возрождения (с середины XV в. до первой трети XVI в.) связан с интерпретацией идей платоников и аристотеликов применительно к потребностям обновляющегося мира. В этот период творили Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи, Пьетро Помпонацци, Пико делла Мирандола, Эразм Роттердамский, Николо Макиавелли, Николай Коперник, Томас Мор. Эти деятели эпохи Возрождения внесли значительный вклад в исследование онтологической проблематики, в развитие представлений обо всех формах бытия. Принимая во внимание достижение философской мысли Платона и Аристотеля, а так же переосмысливая философию неоплатонизма, они совершенствовали теорию познания и этику. Значительную переработку античного наследия и особенно идей Платона осуществил Марсилио Фичино. В его основном труде “Платоновское богословие о бессмертии души” мироздание представлено как иерархически построенное единство. Фичино отождествляет Бога с всеобщей природой вещей. Бог и мир в его философии выступают в единстве. Мыслитель, продолжая гуманистическую традицию возвышения человека, уподобляет его Богу. Особенность философии Помпонации заключается в том, что он, признавая необходимость религии, последовательно отстаивал независимость философии от теологии, т. е. от исследований религиозного вероучения. В своем труде “Трактат о бессмертии души”, принесшем ему широкую известность, он доказывал, что душа человека смертна. 3. Философия Реформации. Проблема веры и разума. Термин «Реформация» выражает широкое движение в европейских странах, центром которого является критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учения в политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества. В XVI веке это выразилось в формировании протестантизма. Реформация в строгом смысле слова начинается с деятельности Мартина Лютера. Для Лютера революционным открытием было радикальное оправдание человека верой. 4. Теология М.Лютера. Лютер выступил против церкви как единственного посредника между Богом и человеком. Его первое публичное выступление было направлено против выдачи отпущений грехов (индульгенций). В свою очередь оно стало сигналом к всеобщему выступлению против моральной нечистоплотности римской церкви и против католического духовенства вообще. Лютер становится во главе стихийно нарастающего антицерковного движения. Своей критикой «видимой» церкви и требованием понимания ее как сообщества тех, на кого снизошла божья милость, он выражал точку зрения, согласно которой дело освобождения находится в руках каждого человека. Такая позиция перекликается с идеалом освобождения индивида в Ренессансе. Лютер, однако, не покидает религиозную почву. Наоборот, он подчеркивает чувство вины и греха, а с ними и всю беспомощность индивида, который теперь сам стоит перед богом с просьбой об искуплении. Возможность спасения он усматривает в непосредственной вере в Писание, в слово Божие, как оно есть в Евангелии. Поэтому его учение называется евангелическим.
|