Распределение академических часов по видам занятий
Содержание лекционных занятий Тема 1 Философия, её предмет и функции. Философия в культурно – историческом контексте План 1. Основные типы истолкования сущности философии. 2. Мировоззрение и философия. 3. Смысл и назначение философии в мире культуры. 4. Культурно-исторический характер философии.
1.Проблема предмета и сущности философии и искусства - это «сквозная» проблема в различных исторических формах философской и художественной деятельности. В древнегреческой эстетике, и в философии мы видим попытки обосновать с различных мировоззренческих позиций предмет и назначение философии и искусства (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель), и в эпоху средневековья философы и художники осмысливают вопрос о назначении искусства и философии (Августин, Боэций, Абеляр, Фома Аквинский). В последующие эпохи этот интерес к предметным основаниям философии и искусства не только не ослабевает, но даже возрастает. Философия как система знаний о наиболее общих принципах, фиксирующих отношение человека к миру, возникает из потребности людей в выработке рациональных оснований, придающих мировоззрению целостность, а познавательным и практическим усилиям — направленность. Это означает, что философия, накапливая, соединяет в себе, c одной стороны, наиболее общие представления о мире в целом, а с другой стороны, сведения о наиболее масштабных принципах отношения к миру, применяемых в ходе познавательной и практической деятельности. Отталкиваясь от ранее сложившихся форм внефилософского, дофилософского и предфилософского миропонимания, подвергая их критическому переосмыслению, философия на основе рационального отношения к миру и теоретического синтезирования сведений о нем формирует обобщенный его образ применительно к потребностям обеспечения жизни людей. 2. Мировоззрение и философия Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия. Под мировоззрением мы понимаем целостную систему взглядов на мир, с которым человек неизбежно вступает в отношения и в котором он только и может реализовать себя и свою жизнь. В этом плане мировоззрение выступает практически-теоретической моделью бытия человека в мире. Поэтому оно всегда шире, чем наука и даже чем философия. Но исходным основанием формирования мировоззрения людей всегда выступает знание о мире и его свойствах. 3. Смысл и назначение философии в мире культуры. Сущность же цели философии заключается в том, чтобы научить человека мыслить и на этой основе определенным образом относиться к миру. Реализация философией этой цели превращает ее в основу для понимания человеком смысла и цели жизни, уяснения причастности к тому, что происходит в мире. Человек философствует потому, что он человек. Каждый человек — философ, сознает он это или нет. Будучи сознательным существом, человек философствует, он не может поступать иначе, ибо это самый универсальный и необходимый способ его существования. На всем протяжении своего существования человек стремился возвысить этот способ существования. Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении универсальных условий для его совершенствования. Философия нужна для обеспечения возможно лучшего состояния человечества. 4. Культурно-исторический характер философии. Философия прошла непростой путь своего становления и дальнейшего развития от первых предфилософских учений на Древнем Востоке (Древняя Индия, Древний Китай, Древний Вавилон, Древний Египет) к упорядоченной, концептуально теоретической системе знания наших дней. Философия возникает на определенном этапе развития человеческого общества, а именно, в период разложения родового общественного строя и возникновения классового, рабовладельческого общества. Если мировоззрение, как и сознание вообще, возникают из практического отношения человека к миру, то философия возникает из познавательного отношения к миру, т.е. когда познавательное отношение отделяется от практического и, таким образом, познавательная, интеллектуальная деятельность превращается в отдельную, относительно самостоятельную сферу человеческого труда. Литература: 1. http://mylect.ru/filosofi/textfilosofi/133-2011-06-04-02-17-06.html?start=2 2. http://studfilosed.ru/lektsii-po-filosofii/html 3.http://proshore.ru/index.php?data=sushnost_filosofii 4.http://www.grandars.ru/college/filosofiya/predmet-filosofii.html 5.http://bip-ip.com 6. http://eurasialand.ru/txt/kanke/06.htm 7. http://philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro/part01.html
|