РЕМАРКА
Ремарка - это авторское пояснение для режиссера, актера или читателя, дающее краткую характеристику места действия или особенностей поведения персонажей. Авторская ремарка может быть очень краткой, например: «Гостиная в доме Большова», так начинается пьеса А. Н. Островского «Свои люди - сочтемся!». Но бывают ремарки и значительно более подробные, как, например, ремарка А. П. Чехова перед началом второго действия «Вишневого сада», где не только описано само место действия, пейзаж и время дня, но и указано, чем конкретно заняты герои: «Шарлотта, Яша и Дуняша сидят на скамье; Епиходов стоит возле и играет на гитаре; все сидят задумавшись. Шарлотта в старой фуражке; она сняла с плеч ружьё и поправляет пряжку на ремне». Многочисленными короткими ремарками Чехов сопровождает и дальнейший текст: «Шарлотта достает из кармана огурец и ест», Дуняша - «глядится в зеркало и пудрится» и т.д. Есть авторы, например Б. Шоу, у которых ремарки занимают целые страницы. Ремарка - важная часть авторского текста, и если режиссер или актеры хотят точнее понять мысли автора, они должны внимательно изучить предлагаемые им ремарки, которые раскрывают атмосферу действия (см.: Атмосфера спектакля), характеры персонажей, их внутренний мир и их конфликты. Это вовсе не значит, что режиссер обязан послушно выполнять каждую ремарку, он может менять их или развивать в соответствии со своим замыслом. Но прежде чем менять или отменять данные авторские указания, следует попытаться вникнуть в эту важную часть пьесы. Иногда ремарки имеют огромное смысловое и событийное значение, как, например, знаменитая финальная ремарка Гоголя к «Ревизору:» «почти полминуты окаменевшая группа сохраняет такое положение». Прекрасная книга Б. Г. Голубовского «Читайте ремарку!» заканчивается словами: «Читайте ремарку - она может быть верным помощником, она может подтолкнуть вашу фантазию к неожиданным открытиям». Н.З.
|