ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА № 5
I. Т Р О П Ы 1. Эпитет –художественное определение, указывающее на качество предмета, формирующее у читателя определённое эмоциональное отношение (м. б. выражены прилагательными, причастиями, существительными, наречиями): туманный взгляд, измеренный слезами, красавица весна, гневно глядит.
2. Сравнение – сопоставление двух предметов, явлений, сходных между собой по виду, свойствам. Служит для пояснения, создания художественного образа, усиления эмоциональности речи. Способы выражения: а) Тв.п.: снежная пыль стоит столбом; б) сравнит. степень: этот запах тоньне аромата ландыша; в) при помощи слов как, как будто, словно, подобно, похож и т.д.: ее любовь подобна безумию. 3. Метафора – это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе какого-то сходства предметов или явлений. Служит для создания образности, выразительности, эмоциональности: костёр рябины, наплывали тучи. Развёрнутая метафора – возникает в том случае, когда одна метафора влечёт за собой новые, связанные с ней по смыслу: В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть. Метафора костёр рябины связана с метафорой горит; затем следует метафора не может согреть. 4. Олицетворение – перенос свойств, чувств человека на животных или неодушевленные предметы. Служит для создания образности, выразительности: ноябрь дышал морозом; березка загрустила; небо нахмурилось. 5. Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа: хитрость – в образе лисы; коварство – змеи; правосудие – Фемиды.
6. Метони′мия – употребление слов в переносном значении на основе внешней и внутренней связи между двумя предметами или явлениями (предмет и материал, из которого сделан предмет; автор его произведение; посуда и ее содержимое и т. д.): съел две тарелки; купила Гоголя; здесь ели на серебре; бродит одинокая гармонь.
7. Синéкдоха – разновидность метонимии: перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного соотношения между ними (ед. ч. вместо множ.; часть вместо целого; родовое понятие вместо видового или наоборот). Создает образность, эмоциональность: нужно беречь копейку (вместо деньги); у него нет угла (дома); приняли на борт (на корабль).
8. Оксю´морон –сочетание контрастных, не сочетаемых по значению слов. Создает новое понятие или представление, усиливает эмоциональность, выразительность: свирепое веселье; звонкая тишина; скупой рыцарь.
9. Перифраза – замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков. Для избежания повторов и создания образности: автор «Евгения Онегина» (Пушкин); северная столица (С.Петербург).
10. Гипербола – художественное преувеличение для усиления художественного впечатления, выразительности, создания зрительного представления образа: испугался до смерти; подпрыгнул до потолка.
11. Литóта – непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления. Для создания неожиданного зрительного представления образа, усиления эмоциональности, выразительности: кусочек с гулькин нос; шпиц, не более наперстка; мальчик-с-пальчик. !!! Как средства выразительности могут использоваться устаревшие слова, индивидуально-авторские неологизмы, эмоционально окрашенные слова, экспрессивная разговорная и просторечная лексика, диалектные слова, фразеологические сочетания.
|