II. С Т И Л И С Т И Ч Е С К И Е Ф И Г У Р Ы
1. Антитеза – резкое противопоставление противоположных понятий, образов вызывающее его зримый образ, (антонимы). Для усиления выразительности: плачет – смеется; торопится – медлит. 2. Противопоставление – на уровне синтаксической структуры предложения, частей текста.
3. Ана′фора – повторение слов, фраз в начале каждого предложения или его части. Для создания взволнованности, возвышенности, эмоциональности: Приутихли реки быстрые, приутихли моря бурные 4. Эпи′фора – повторение слов, фраз в конце каждого предложения или его части. 5. Параллелизм – одинаковые по структуре предложения или их части. Для усиления акцента, выразительности. []. [ ]. Людям часто недостаёт теплоты родительского очага. Мне сейчас не хватает дедушкиного дома. Часто параллелизм сочетается с анафорой: Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зелёным двором, со старой яблоней. Мне не хватает просторной кухни с её земляным полом, с жарким очагом.
6. Градация – последовательное нагнетание или ослабление эпитетов, метафор, сравнений.Для создания необходимого эмоционального фона, впечатления, усиления или ослабления экспрессии: Это был особенный, самобытный, ни с чем не сравнимый вид. 7. Инве′рсия – обратный порядок слов в предложении. Для усиления смысловой нагрузкивыделенных слов, повышения экспрессивности речи: Приемы он устраивал отличные (вместо: Он устраивал отличные приемы). С ужасом думала я об этом (вместо: Я думала об этом с ужасом).
8. Риторическое обращение - подчеркнутое обращение к кому-либо с целью выразить свое отношение, дать характеристику предмета, усилить выразительность речи: Здравствуй, синеокая страна, мне дороги твои просторы. 9. Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа. Цель: привлечь внимание к факту, явлению. И какой жерусский не любит быстрой езды?! 10. Умолчание – пропуск слов (многоточие).Цель: привлечь читателя к предмету разговора, предоставить возможность самому догадаться о невысказанном, побудить к размышлению. Есть в жизни такие мгновения … На них можно только указать и пройти мимо … 11. Многосоюзие (полиси′ндетон) – намеренное использование повторяющихся союзов для замедления темпа речи, создания плавности, напевности: Тонкий дождь сеялся и на поля, и на леса, и на широкий двор. 12. Бессоюзие (а′синдетон) – намеренный пропуск соединительных союзов. Придает высказыванию стремительность, динамичность, насыщает речь образами, картинами, впечатлениями: Мелькают
|