О БОГАТОМ И БОГАТСТВЕ
(Мр. X, 17, 18; Мф. XIX, 17‑19) И один раз подбежал к Иисусу один начальник, пал на колена и спросил его: учитель благой, скажи мне, какое благо надо делать, чтобы иметь жизнь вечную? А Иисус говорит ему: что говоришь о благе, благ только один Отец. Если хочешь иметь жизнь вечную, исполняй заповеди. Тот и говорит ему: какие? Иисус говорит: не убивай, не блуди, не кради, не показывай ложно. Чти Отца и люби ближнего, как самого себя. . не может здесь иметь значения ни добрый, ни хороший, ни добродетельный, потому что по смыслу речи от этих качеств Иисус не отрицается, но по смыслу речи указывает юноше на то, что он и ученики его не блаженны, т.е. не испытывают и не дают счастья земного, а, напротив, еще больше подлежат плотским невзгодам, чем другие люди. 'Аγατός, имеет смысл благой без различения блага, сообщаемого другим, и блага, испытываемого самим, т.е. благодетельный и хороший. Юноша спрашивает вообще о благе, о счастье, как ему получить благо, счастье, довольство. А Иисус говорит: благ, т.е. доволен вполне, один Бог. И благо, разумея под тем, что нам приятно, получить мы не можем, мы можем получить жизнь. (Мф. XIX, 20, Мр. X, 21; Мф. XIX, 21) И говорит начальник: все это я держу с младых лет. Чего же еще не доделал? Иисус взглянул на него и улыбнулся и говорит: одного еще не доделал: если хочешь исполнить все, поди, продай все, что у тебя есть, и раздай нищим, и будет у тебя сокровище в Боге; тогда приди сюда и иди за мной. «Одного еще не доделал», – очевидно, насмешка. Иисус повторяет его слова и говорит: одного маленького не доделал, того, чтобы исполнять эти заповеди. (Мр. X, 22‑27) Человек огорчился на это слово и пошел прочь, потому что у него большое было имение. И, приметив, как он огорчился, Иисус, оглянувшись, говорит своим ученикам: вот видите, как несообразно тем, у кого есть имение, войти в царство Божие. Ученики ужаснулись на это слово. А Иисус, обратившись к ним, сказал им: да, дети, опять говорю вам, вот как несообразно тем, у кого есть имение, войти в царство Божие! Способнее верблюду в ушко иголки пролезть, чем богатому в царство Божие войти. Они же пуще ужаснулись и говорят друг другу: так кто же может жизнь сохранить? И посмотрев на них, Иисус сказал: по – людскому кажется, что это нельзя сделать, а no‑Божьи все можно.
|