МЕРИЛО ДОБРА
(Мр. XIV, 3; Ин. XII, 3; Мф. XXVI, 8, 9; Ин. XII, 4‑6; Мф. XXVI, 10; Мр. XIV, 7, 8 /Мф. XXVI, 12/) И случилось быть Иисусу в доме Симона шелудивого. Подошла к нему женщина, и женщина эта была богата кувшином цельного дорогого масла. И женщина разбила кувшин и налила этого масла Иисусу на голову. И вся горница наполнилась духом хорошим от масла. И ученикам не полюбилось это, и стали они говорить между собою: и зачем такая пропажа дорогого масла задаром. Можно бы это масло задорого продать и раздать нищим. И тут один из учеников, Иуда Искариот, тот самый который предал его, и говорит: Надо бы продать: масло это триста гривен стоит, и отдать нищим. А сказал это не затем, что о нищих ему была забота, а потому, что он был вор, а ящик для нищих на себе носил. Почуял Иисус и говорит: что вы смущаете эту женщину, оставьте ее, она добро сделала мне. Нищие всегда есть между вами, и когда хотите, можете их ублажать; а я не всегда с вами. Что имела, то отдала; она загодя обмазала мне тело на погребение. Если бы к словам: нищих всегда имеете не было прибавки, а меня не всегда имеете, то значение слов Иисуса было бы то, что не укоряйте женщины за то, что она не дала тем нищим, которых вы не видите, а дала мне; нищие всегда пред вами, кого жалко, тот и нищий. Я нищий, и она меня пожалела и хорошо сделала. Но слова «меня же не всегда имеете» и следующий стих о том, что она сделала, это приготавливая его к погребению, показывают, что он намекает на свою смерть. По моему мнению, Иисус, отвечая на рассуждения Иуды о пользе, говорит: в добром деле нет пользы, и всякое дело можно растолковать так, что оно будет полезно и бесполезно, как хочешь. Безрассуднее поступка этой женщины нельзя сделать, но и этот поступок можно растолковать в смысле пользы. Она облила мое тело маслом. Вы говорите: напрасно. Почему вы знаете, я сейчас умру, и тогда окажется, что она прекрасно сделала – приготовила тело мое к погребению. Иисус облит маслом, как обливают мертвые тела, и он шутливо выражает свою мысль о том, что человек не может ничего знать о том, что полезно и бесполезно. (Мр. XIV, 9) Истинно говорю вам, где только во всем мире скажется про истинное добро, скажется слово о том, что она сделала. Но после шутки на возражение о пользе дела Иисус говорит о значении дела в смысле добра, и тут говорит, что этот поступок есть лучшее выражение того добра, которому он учит.
|