Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Из истории риторики




Родиной ораторского искусства является Древняя Греция. Расцвет риторики приходится на V век до н.э. - период усложнения социально-политической обстановки в городах-государствах Эллады (вооруженные конфликты между греческими полисами, нападения внешних врагов, ожесточенная борьба аристократов и демократов, конкуренция в сфере торговли и т.д.). Усиленное внимание к слову было связано и с тем, что жизнь афинян была во многом публичной: приходилось много спорить по самым различным вопросам, доказывать, убеждать. Порой вопросы касались жизни и смерти человека: так, афинянин, потерявший статус свободного гражданина, мог быть продан в рабство. Не имея хороших навыков публичных выступлений, нельзя было сделать политическую карьеру. Поэтому возник огромный спрос на учителей риторики. И первыми, кто достиг особых успехов в исследовании искусства убеждения и в деле обучения этому искусству, были софисты. Причем плата за обучение была немалая, что вызвало негодование со стороны философов того времени.

Наиболее известными софистами были: Протагор из Абдер (ок. 481-411 гг. до н.э.) и Горгий из Леонтин (ок. 483-375 гг. до н.э.).

Протагор выдвинул следующую философскую концепцию: "Человек - мера всех вещей». Протагор, как и многие другие софисты, считал, что в споре важно достичь победу любой ценой, допуская ложь и обман, поскольку любое знание относительно и временно, а убеждения человека зависят от конкретной ситуации, от эмоционального и физиологического состояния людей.

С учебной практикой Протагора связан эпизод, до сих пор приковывающий внимание логиков. Обучал судебному красноречию одного человека по имени Эватл, Протагор договорился с ним, что тот заплатит учителю при условии, что если он выиграет свой первый судебный процесс. По окончании обучения Эватл не торопился участвовать в судебных процессах. Тогда Протагор подал на недобросовестного ученика в суд, полагая, что Эватл должен будет заплатить, независимо от решения суда. В случае выигрыша судебного процесса он заплатит согласно их договору, а в противном случае – по решению суда. Ученик же заявил: «Я не должен буду платить вообще. В случае выигрыша я не должен платить по решению суда, а если проиграю – по договору».

Горгий развил идею Протагора о том, что не может быть абсолютного ("истинного") знания о предмете, наше представление о реальности не совпадает с ней. И поскольку убеждения людей неустойчивы, оратор может изменить их, основываясь на правдоподобии.

Поэтому не удивительно, что софистов называли словесными мошенниками (Сенека), мастерами словесной эквилибристики (А.Ф. Лосев). И в настоящее время слова «софист», «софистика», «софизм» приобрели негативное значение. Софистом называют человека, способного с помощью различных ухищрений манипулировать сознанием людей. Понятие «софистики» стало тождественно демагогии. А под софизмом понимают уловку – ложное суждение по сути, но логически верное по форме. Один из самых известных античных софизмов является софизм «Рогатый»:

- Ты уверен, что не рогат?

- Вполне!

- А как насчет того, чего ты не терял?

- То, что я не терял, остается при мне.

- Рога не терял?

- Нет!

- Значит, они у тебя остались...

Софистам противостоял Сократ(469-399 гг. до н.э.), который считал в споре должна рождаться истина. Искусство спора он называл майевтикой - «искусством повиальной бабки»: рождение истины в споре так же затруднено, как и появление ребенка на свет.

Диалектика Сократа по форме состоит из "иронии" и "диалога". Ирония раскрывает внутреннюю противоречивость аргументов противника, доводя их до абсурда. Диалог же Сократа представляет собой метод ведения дискуссии, при котором собеседника незаметно с помощью доброжелательных вопросов подводят к более полному видению предмета обсуждения и выводам, которые изначально были для собеседника не очевидными.

Большой методологический вклад в искусство красноречия внес великий мыслитель Эллады Аристотель (род. в Стагире, 384-322 гг. до н.э.), основоположник формальной логики. Он считал, что при отстаивании своих взглядов важен научный метод, а не дешевые приемы давления на психику слушателей (чрезмерная патетика, высмеивание противника, введение в заблуждение и др.). Главное в аристотелевской логике - учение о силлогизме. Силлогизм - это блок взаимосвязанных умозаключений, представляющих доказательство того или иного тезиса. Силлогизм состоит из трех частей: большей посылки, меньшей посылки и заключения. Виды силлогизма - модусы - многообразны. Самым известным является модус, имеющий даже собственное имя - "Barbara":

Все люди смертны (большая посылка).

Сократ - человек (меньшая посылка).

Следовательно, Сократ тоже смертен.

Риторика в представлении Аристотеля наука в большей степени социальная, чем филологическая: способность к речи отличает человека от прочих животных, а речь создает семью и государство, а следовательно, риторика – наука об обществе и управлении им. Цель науки о красноречии он видит в служении добру и человеческому счастью, которое составляют, по мнению античного ученого, уважение среди людей, любимое дело, дружная семья и близкие друзья.

Аристотель создал учение об этосе, логосе и пафосе – основных категориях современной риторики.

Этос - это уместность речи, нравственное начало, доверие к оратору и уважение к слушателям.

Пафос – замысел создателя речи, мысль, соединенная со страстью, чувствами говорящего.

Логос – логика построения речи, ее словесное совершенство, точность, ясность выражения мысли.

Всякая речь – это единство этоса, пафоса и логоса.

Самым великим оратором Древней Греции по праву считается афинянин Демосфен, родившийся и умерший год в год с Аристотелем. Жизнь Демосфена является иллюстрацией тезиса: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Он имел от природы слабый голос, картавил, имел привычку подергивать плечом. Ему понадобился не один год, чтобы исправить дефекты речи и стать выдающимся оратором. К выступлениям он всегда готовился очень тщательно, обдумывая каждое слово, что дало впоследствии повод его противникам упрекать Демосфена в отсутствии вдохновения. Так, однажды недруги, посмеиваясь, открыто заявили ему: "Твои речи пахнут маслом", то есть "Ты сидишь над ними целыми ночами при свете масляного светильника".Но, нападая на него, они все же вынуждены были признать силу и мастерство красноречия Демосфена. В его речах необыкновенная простота выражения соединялась с величайшей силой чувства и мысли, ясностью и убедительностью. Демосфен всегда строго держался предмета своей речи, не любил пустой болтовни; он то говорил спокойно, действуя на разум слушателей, то покорял их силой чувства, передавая им свою горячую веру в правоту защищаемого дела. Причем он воздействовал на слушателей не только силой речей, но и безукоризненностью жизни, понимая, что одно единственное слово, один кивок человека, внушающего к себе доверие, весит больше многих пространных доводов.

Беззаветная любовь к родине вдохновляла великого оратора на борьбу против македонян и их пособников. Демосфен постоянно выступал с пламенными речами, стараясь пробудить в афинянах патриотические чувства. Его знаменитые речи против царя Филиппа называли филиппиками (и в наше время страстные обвинительные речи тоже часто называют филиппиками).

Следующий шаг в развитии искусства красноречия сделали публичные деятелиДревнего Рима. Они обобщили опыт мастеров Эллады, дополнив их результатами собственных изысканий. Дискуссии не получили в Римской империи столь широкого распространения, как это было в греческих полисах. Для римлян было главным публичное выступление в режиме монолога. В римской школе слились воедино риторика и ораторское искусство. От греческой риторики к римлянам пришли юмор, логика и приемы полемики. А от ораторского искусства - изящество компоновки текста речи, подгонка и шлифовка фраз, отточенная интонация, оригинальность речевых оборотов, позы, жесты и многое другое.

В римской школе красноречия выделялись на два стиля: аттицизм и азианизм. Азианизм господствовал в Риме до 50-х годов I-го века до н.э. Представители этого стиля превращали свои выступления в яркое и темпераментное театральное представление, с помощью которого весьма эффектно преподносили свои идеи толпе. Из ораторов этого стиля наиболее известным является Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). До нас дошло большое количество его речей и теоретические трактаты, посвященных ораторскому искусству («Об ораторе», «Брут», «Оратор», «О наилучшем роде ораторов»). Речь, по Цицерону, должна быть не только точной, ясной, но и красивой.

Аттицизм же отличает монотонность, строго ограниченный набор жестов и движений оратора, декларативность аргументации. Оратор спокойно и высокопарно излагал свою точку зрения аудитории, совершенно не обращая на нее никакого внимания. Аттицизм вошел в моду благодаря его горячему поклоннику Юлию Цезарю, взявшему власть над Империей в свои руки.

С именем Марка Фабия Квинтилиана связано понимание риторики как искусства хорошо говорить и постепенное превращение риторики в средство услаждения, что привело в конечном счете к сближению риторики с художественной литературой.

В средние века теоретические изыскания в области красноречия прекратились. На первый план вышла гомилетика – искусство церковной проповеди. Развитие получило и академическое красноречие. Полемика судебного красноречия по понятным причинам осталась в прошлом: «С еретиками не спорят – их сжигают!» Но надо отдать должное: средневековые схоласты сохранили знания Древнего мира для Возрождения и более поздних времен.

Возрождение и Новое времяхарактеризуетсяповышением интереса к риторике. Однако преобладало письменное слово: сатира, памфлеты, рассуждения и пр. Изучением живого слова на уровне новых доктрин и концепций в то время мало кто занимался. С падением в большей части Европы оков церковной и сословной власти под воздействием революционных процессов в обществе публичные выступления становятся неотъемлемым атрибутом политической деятельности. А сама она прочно входит в повседневную жизнь европейцев. И к середине XIX-го века митинги и собрания - и соответственно красноречие - составляют уже часть мировой культуры, так же как театр или литература. А техника риторики и ораторского искусства входит в программы обучения крупнейших университетов.

К сожалению, несмотря на огромный практический опыт, накопленный наукой о красноречии за века, прошедшие со дня падения Древнего Рима, каких-либо значительных работ по теории ораторского искусства и риторики, а также методических наработок в области преподавания этих дисциплин не было. Несмотря на явные недоработки в теоретическом оформлении достижений ораторского искусства и риторики, тем не менее последние два столетия - эпоха их бурного расцвета. Особенно это заметно на примере Америки, где система выборов в органы всех ветвей власти - от сельского шерифа до президента страны - и острота предвыборных кампаний сформировала у населения США высокую требовательность к ораторским данным каждого из кандидатов, участвующих в выборах. Американским ораторам приходилось учитывать разницу в восприятии их выступлений в различных группах населения - этнических (англо-саксы, ирландцы, евреи, итальянцы и пр.) и социальных (с одной стороны необходимо привлечь на свою сторону основную часть электората - людей небогатых, а с другой стороны - денег на предвыборную кампанию можно достать, лишь заинтересовав в своей программе бизнесменов). Потребность угодить всем категориям избирателей, независимо от их интеллекта, уровня жизни, национальной и религиозной принадлежности, вырабатывает у американских ораторов новый - синтетический - стиль выступления, в котором объединяются динамизм и эмоциональность азианизма с логикой и информативной насыщенностью аттизма. Плюс к этому - приемы, используемые протестантскими проповедниками.

Не случайно в США на рубеже Х1Х-ХХ вв. красноречие как умение вести эффективное речевое общение получило воплощение в государственной программе "Речь". При этом термин речь здесь выступает в качестве интегрирующего, охватывая всю совокупность дисциплин, объединенных вокруг науки об ораторском искусстве. Нынешний гражданин Америки не мыслит себя без овладения риторическим мастерством; его отсутствие у собеседника столь же презираемо, как и скудоумие. Американцы прекрасно понимают, что умение говорить - наикратчайший путь к известности. Оно выводит человека на авансцену общественной жизни, придает ему уверенность в своих силах. Усиление интереса к овладению риторикой породило обилие речевых дисциплин, тяготеющих к риторике и конкретизирующих ее сущность: "Речевая коммуникация", "Мастерство дебатов", "Публичная речь", "Искусство общения", "Воздействие словом" и др.

 

 

Становление русской риторики. В современном языке синонимом "риторике" является слово "красноречие". Но в Древней Руси слов, подобных "красноречию", было множество - все они обозначали хорошие качества речи. Их своеобразие можно почувствуете из самого перечня: благоречие, благоязычие, благословие, благобеседование, доброречие, добрословие, краснословие, красногласие, сладкогласие, златоустие, правдословие, хитрословие и т.д. Все эти слова обозначали дар благой и хорошей речи.

Но есть и "злословие, "кривоглаголание". Все эти слова говорили о свойствах человека и качествах его речи.

В первой русской "Риторике" 1620 года, построенной в виде вопросов и ответов учителя и ученика, на вопрос "Что есть риторика?" следует ответ: "Риторика есть яже научает пути праваго и жития полезнаго добрословием", т.е. эта наука наставляет на правый путь и полезную жизнь добрыми словами. Впрочем, риторы были разные: "тщеславивые и кичивые" (догадайтесь, какие это современные слова), а одобрялись и восхвалялись лишь те из них, кто был приобщен к божественной мудрости.

Но все-таки древним русичам для перевода слов риторика и ритор хотелось найти самостоятельные русские слова – и они нашли такие слова: “витийство” и “вития (ветия)”. Корень слова “вет-” означал говорение, сказывание, откуда и пошли очень многие современные слова: совет, привет, ответ, завет, навет, увещать, извещать и т.д.
Сами слова воспринимались как происшедшие от глагола “вить” и ассоциировалось с “плетением словес”. Плетение же словес было способом замысловатого украшения речи и поэтому ассоциировалось с риторикой.

До Ломоносова все учебники и материалы по риторике были рукописными, и его "Краткое руководство к красноречию" 1748 года стала и первым печатным учебником, и первым фундаментальным научным трудом, переработавшим предшествующие сочинения. Новый учебник начинался словами: “Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению”.
Позднее А.Ф. Мерзляков, возглавлявший кафедру красноречия и стихотворства в Московском университете с 1809 г., разводил понятия «риторика» и «красноречие» следующим образом: : “Если риторика подает правила к последовательному и точному изложению мыслей, к изящному и пленительонму расположению частей речи”, то красноречие есть “способность выражать свои мысли и чувствования на письме или на словах правильно, ясно и сообразно с целию говорящего или пишущего”.
Временем расцвета русской риторики следует считать 1 половину 19 века, особенно период после войны 1812 года, когда подъем общественных и патриотических настроений побуждал к развитию словесных наук и, прежде всего, риторики, которая как описывала общие правила создания сочинений (общая риторика), так и представляла правила отдельных видов и родов словесности (частная риторика).

Вторую половину 19 века можно назвать временем постепенного упадка риторики как науки о прозе (деловой, научной, ораторской). Постепенно риторика изгонялась из стен учебных заведений Русская филологическая мысль все больше поворачивалась в сторону изучения художественной литературы и поэтических форм речи. Несмотря на это, в ХIХ веке получило расцвет русское духовное, судебное, военное и академическое красноречие. С судебной кафедры звучало яркое ораторское слово выдающихся адвокатов А.Ф.Кони и П.С.Пороховщикова, В.Л.Спасовича и Ф.Н.Плевако, а с университетской - великого естествоиспытателя К.А.Тимирязева, гениального ученого Д.И.Менделеева.

Бурная революционная эпоха выдвинула своих выдающихся ораторов-трибунов, какими были В.И.Ленин и М.М.Володарский, М.С.Урицкий и А.В.Луначарский, С.М.Киров и Л.М.Рейснер, Л.Б.Каменев и Г.В.Зиновьев. Видной фигурой среди ораторов той поры был и Л.Д.Троцкий, однако в его речах расчет делался прежде всего на возбуждение толпы, на митинговый эффект.

В первый же год революции, в 1918 году, в Петрограде был открыт первый в мире Институт живого слова. Выступая на его открытии, А.В.Луначарский, тогдашний нарком просвещения, в своей речи так определил его цели и задачи : "Надо учить говорить весь народ от мала до велика". При этом нарком подчеркивал, что "слово оказывается острым оружием борьбы, самым совершенным, каким человек располагает". Основатели Института живого слова (а его истоков стояли такие крупные деятели науки и культуры, как С.М.Бонди, В.Э.Мейерхольд, Л.В.Щерба, Н.В.Энгельгардт, Л.П.Якубинский) были люди, получившие классическое образование; они не только знали теорию античного, европейского и русского искусства, но и цену живому слову. К работе для занятий с "живословцами" Луначарский привлек выдающихся мастеров слова. Так, отделение ораторского искусства возглавил непревзойденный судебный оратор А.Ф.Кони, а курс поэзии читал поэт Н.Гумилев; работой над дикцией и постановкой голоса занимались ведущие актеры Александринского театра

В 1924 г., после смерти В.И.Ленина, в стране произошел резкий перелом в отношении к риторике. Это был год начала восхождения И.В.Сталина на вершину партийно-государственной власти. Не владевший ярким ораторским мастерством, он не жаловал вниманием деятельность Института живого слова: сначала тот был преобразован в Научно-исследовательский институт речевой культуры; потом, в конце 1933 г., на его дверях появилась новая вывеска: "Ленинградский институт языкознания", а в роковом для страны 1937 г. его вообще упразднили, слив с Институтом языкознания АН СССР. Тем не менее и во второй половине 20-х гг. риторика нелегко сдавала свои позиции. В филологии по-прежнему оставалась широко распространенной мысль о необходимости новых разработок в области риторики. Внимание таких известных ученых, как Б.В.Томашевский, Г.О.Винокур, Л.П.Якубинский, Е.Д.Поливанов, В.И.Чернышев, В.В.Виноградов и др., было приковано к проблемам культуры языка, к задачам речевого воспитания общества, к идее возрождения "нормативных" филологических исследований. Б.В.Томашевский, постоянно отстаивавший в своих работах требование отойти "от мертвых схем к живому слову, как орудию социального и общественного воздействия", так писал в 1924 г. в первом номере журнала "Леф": "Должна быть воскрешена старушка риторика так же, как воскрешена поэтика». Однако в конце 20-х гг. на передний край филологической науки (а именно она определяла судьбу риторики) выдвинулась стилистика и оттеснила риторику - "дисциплину учебно-схоластическую и устарелую", как ее понимали тогда многие, особенно в окружении Сталина. Несколько позже стилистику потеснила новая, активно развивающаяся лингвистическая дисциплина - культура речи. У Сталина не были в чести выдающиеся ораторы. Ему больше импонировали "удобные" беседчики типа М.И.Калинина, умевшего находить общий язык с разношерстной мужицко-крестьянской массой, ладить с нею. Устное слово неуклонно вытеснялось из ораторской практики: с 1934 г. возобладала практика чтения речей с листа, которые чаще всего писались по заказу - другими лицами. Такой отрыв от живого слова подтачивал саму возможность появления выдающихся ораторов-трибунов типа С.М.Кирова; выросли целые поколения руководящих партийно-государственных деятелей, косноязычно "озвучивающих" чужие мысли; но, пожалуй, особым косноязычием отличались последние генсеки советской поры Н.С.Хрущев, Л.И.Брежнев, К.У.Черненко. "Риторика - напыщенное, внешне красивое, но мало содержательное произведение речи". Но во второй половине Х1Х-го, а особенно в начале ХХ века, риторику стали отождествлять с поэтикой и стилистикой, и это продолжалось вплоть до самого начала 90-х гг. Так, в "Лингвистическом энциклопедическом словаре" (М.,1990) риторика определяется как "филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно выразительной речи, прежде всего прозаической и устной; близко соприкасается с поэтикой и стилистикой". Но риторика нелегко сдавала свои позиции. Перестройка породила риторическую борьбу и яркие фигуры новых ораторов. Каждый современный оратор-политик идет к вершинам своей политической карьеры через убеждающее и влиятельное слово.

Период после перестройки (1991-2000) - время возвращения риторики в жизнь общества, растерзанного экономическими неурядицами и нарастанием социально-политического противостояния в нем. М.С.Горбачев, оказавшийся у руля партии и государства, стал выступать перед народом не прибегая к письменному тексту; и хотя его речи не блистали логикой мысли, ее гармонии со словом, тем не менее импонировали массам населения, отученного от живого слова. Но вскоре к власти в стране пришел Б.Н.Ельцин, шокирующая речевая безграмотность и косноязычие которого стали притчей во языцех. В сложившихся в стране условиях на радио и телевидении мастеров слова вытеснили служители денежного мешка; язык улицы хлынул в средства массовой информации. В языке, как и в жизни, образовался речевой бизнес разрушения, лексической вседозволенности и коммерциализации. Речь взрослых заполонила жаргонно-арготическая лексика, а в речи подростков стали расцветать цинизм и вульгарность. К тому же 90 гг. стали испытательным полигоном терминологической экспансии американизмов в русский язык. От наплыва иноязычных рейтингов, имиджей, триллеров и всякого рода инаугураций и презентаций он стал обедняться; стали сокращаться не только его исконно русские пласты, но и возможности народного словотворчества. С 1990 г. - начало нового стиля жизни, который связан с новым информационным обществом (радио, телевидение, компьютер, интернет). Многим становилось ясно, что благополучие общества и личности будет не в последнюю очередь зависеть от того, как современный русский человек научиться пользоваться всеми видами слова.

 

Подводя итог вышесказанному, можно сказать следующее: во всех ведущих странах мира риторика включена сегодня в общую систему наук о коммуникации (в том числе и в средства массовой информации - mass media), в которой доминирует речевая ниша, именуемая массовой коммуникацией (mass communicata). Данный тип коммуникации, целиком рассчитанный на попытку убедить собеседника, и есть не что иное, как риторическое действие.

И целью современной риторики становится уже не просто умелое словесное убеждение, а активное участие в дискуссиях, обмене мнениями и идеями. А образование в конце ХХ века единого - европейского и мирового - информационного пространства по существу делает современную риторику одной из его важных интегральных составляющих. Благодаря воздействию теории аргументации на нынешнюю риторику та превратилась в многомерную систему интегрирующего типа, и в нее вместе с классической риторикой и неориторикой включаются - одни в большей, другие в меньшей степени - лингвистика, литературоведение (особенно поэтика и стилистика), семиотика и общая семантика, логика, информатика, теория аргументации , теория и практика речевой коммуникации.

Наиболее же бурный процесс интегрирования риторики с другими науками, ее взаимообусловленности и взаимосвязи со смежными дисциплинами приходится на последние три десятилетия, - причем, в последние годы на риторику в ее современном понимании оказывают воздействие все более укрепляющие свои позиции культурология, когнитология и социосинергетика. Долгое отсутствие риторики в системе отечественного образования (1924 - 1990) пагубно повлияло на воспитание сильных языковых личностей, без коих немыслимы надежные демократические преобразования в стране. А в понятие сильная языковая личность в риторике как искусстве логической аргументации и речевой коммуникации принято включать:

1) владение фундаментальными знаниями;

2) наличие богатого информационного запаса и стремление пополнить его;

3) владение основами построения речи сообразно определенному коммуникативному замыслу;

4) речевую культуру (представление о формах речи, соответствующих коммуникативному замыслу)

 


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 892. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.029 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7