Студопедия — Способности человеческого восприятия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Способности человеческого восприятия






Различие в способностях восприятия обусловлено составом человеческого существа, в котором традиционная метафизика выделяет тело, психику и основание (или средоточие) целостности всего этого состава – личность, самость, «я».

Телесному составу человека соответствует способность внешне-чувственного, физического восприятия. По существу – это лишь контакт с реальностью: соприкосновение с чувственной реальностью обеспечивает тело, но образы этого соприкосновения имеют уже не телесную природу, а психическую («душевную»): ощущение, восприятие, представление имеют своим источником телесный контакт с реальностью, но являются психическими формами.

Психика – сложное восприятие, которое осуществляется в двух режимах: чувственном (образно-эмоциональном) и рациональном (понятийно-логическом). Физическая, образная и рациональная формы восприятия дискретны (фрагментарны) по форме и ограниченны, неполны по содержанию.

Личность, или разумно-волевое начало, является средоточием, основанием единства всего человеческого существа и, значит, является началом цельным и бесконечным. Личностное восприятие реальности поэтому должно быть сплошным и бесконечным, т.е. исчерпывающим все содержание реальности. Такое восприятие, естественно, превышает возможности и физической чувственности, и логики (рассудка) – в силу их дискретности. Формой такого восприятия может быть лишь интуицияспособность схватывать сразу и все содержание реальности. Интуиция является вне-чувственным и вне-рациональным непосредственным постижением реальности. «Органом» такого восприятия может быть только целая личность, в бесконечной полноте ее состава. Формой интуитивного восприятия является идея – непосредственно-конкретный исчерпывающий (хотя и смутный) образ и любого предмета, и всей реальности.

Содержания интуиции невместимы во всей своей полноте в формы дискретного сознания, и поступают в него в виде символов (образно-смысловых «кодов») или смутных идей. Осознанные интуиции становятся ясными и отчетливыми истинами сознания.

В этой общей схеме воссозданы те универсальные жизненные параметры, в которых каждый человек неизменно обнаруживает, осознает и осуществляет себя.

 

 


[14] Телесный. Тело – термин для обозначения оболочки или субстрата конкретно явленной целостности. По значению совпадает с греч. σώμα ■: тело; по происхождению сближается с греч. τέλος: цель, срок; войско, пóдать <поздн.: цель>. В обычном словоупотреблении: 1) отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом или ограниченная замкнутой поверхностью <например: твердые, жидкие, газообразные тела; геометрические тела; небесные тела>; 2) организм человека (реже животного) в его внешних, физических формах <например: части тела; мертвое тело; войти в тело (пополнеть); т.п.>. ■ Греч. σώμα: тело; первоначально термин означал «труп», затем приобрел более широкий смысл, живое тело вообще (еще у Гомера это значение отсутствует). Позже он стал означать и неодушевленные тела. В философском языке присутствуют два акцента этого понятия: антропологический▪ и онтологический▪. Орфико-сократическая▪ традиция трактовала «сому» как: 1) тюрьму и могилу души, 2) служебный инструмент души, 3) потенциальность (материю), которая актуально становится душой, энтелехией (Аристотель). В эпикуреизме▪ тело трактуется механистически; в неоплатонизме▪ тело сводится к форме. ▪ Антропология – см. сноска 44Антропология в § 10. ▪ Онтология – см. сноску 32Онтология в § 10, а также §§ 5, 6/6.1. ▪ Орфизм, Сократ – см. сноску 29Орфизм в § 9. ▪ Эпикуреизм – см. сноску 151Эпикуреизм § 15. ▪ Неоплатонизм – см. § 15/15.2.

Душевный. Душа [греч. ψυχή, лат. anima ] – понятие религии, философии и психологии для обозначения: 1) особой нематериальной субстанции■, независимой от тела; 2) способности активного (субъективно■-преобразующего, реконструирующего) восприятия / отражения реальности; 3) внутреннего мира человека (в новоевропейской философии). ■ Субстанция – см. сноску 36Субстанция в § 10, 111,136Субстанция в § 14, а также § 14/14.2. ■ Субъект – см. сноску 4Познание. Субъект. Объект в § 1.

Духовный. Дух [синонимы: греч. πνέϋμα, лат. spiritus ]– термин для обозначения активного нематериального начала (индивидуального или универсального, субъективного▪ или объективного▪). В обычном словоупотреблении: 1) психическая способность побуждения к действию; начало, определяющее поведение; 2) внутренняя, моральная сила <например: поднять дух, не падать духом>; <другие значения – вне данного контекста>. В религиозно-мистических представлениях <в основном>: бесплотное сверхъестественное существо. В философии: 1) понятие, 2) субстанция, 3) личность. В основном определяющими сторонами духа считаются разумность и воля (также: чувство, воображение, интуиция, мышление, др.). ▪ Субъект; Объект – см. сноску 4Познание. Субъект. Объект в § 1.

[15] Психика [от греч. ψυχικός – душевный■] – свойство <субъекта> воспринимать реальность и условие адекватного реагирования на нее. ■ Душевный. Душа – см. предыдущ. сноску.

[16] Человеческая психика 1) придает собственные формы содержаниям восприятия и 2) сама же (в своих высших функциях) исследует их, – а это значит, что она является активной способностью. Активность человеческой психики обусловлена личностным началом человека, содержащим в себе программу его индивидуального предназначения. Эта программа содержательно закрыта для человека – до тех пор, пока не будет понята в своей цели. Она заключает в себе мощный внутренний импульс самореализации и вынуждает человека познавать реальность и взаимодействовать с ней, чтобы, отражаясь в результатах своей деятельности, узнавать себя, свое предназначение. Т.е., активность человеческой психики (отличающая человека от всех других обладателей этой способности): 1) проявляется в субъективном конструировании человеком образа реальности и 2) обусловлена потребностью понять прообраз этих идеальных «конструкций» – тот (совершенный) образ реальности, который, очевидно, заложен в глубине человека и составляет программу его подлинного самоосуществления. Можно также сказать, что психика – это специфически человеческий (активный) способ участия в сущностных связях мира (законах).







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 288. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия