Студопедия — Таким образом, вторым условием формирования способности воспринимать ладовое качество отдельного звука и воспитания абсолютного слуха, является развитие моноладового чувства.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Таким образом, вторым условием формирования способности воспринимать ладовое качество отдельного звука и воспитания абсолютного слуха, является развитие моноладового чувства.






В третьих, известно, что лад не существует вне тональности. Со времени введения 12-ступенного равномерно-темперированного строя каждый музыкальный лад приобрел 12 структурно тождественных высотных уровней, 12 тональностей. Вследствие этого каждый из 12 звуков лада получил 12 вариантов тональных значений. Очевидно, что политональное восприятие, в еще большей степени, чем полиладовое, закрепляет непостоянное, условное, относительное качество в восприятии и истолковании каждого отдельного звука и ведет к воспитанию относительного слуха. Даже анализируя мелодию или аккорд, музыкант с относительным слухом, будучи способным определить ладово-ступеневое качество составляющих мелодию или аккорд звуков, не может определить их тональный уровень и абсолютное значение. Тем более это невозможно при восприятии отдельного звука. Абсолютный слух может быть сформирован при восприятии звуков только одной тональности, то есть в условиях монотональности.

В музыкальной педагогике распространение получила релятивная система развития музыкального слуха, в которой лад осваивается в отрыве от тональности. Направленная на развитие ладового, но не тонального чувства, она не может служить основой развития слуха абсолютного. Но и система абсолютной сольмизации, рассматривающая лад в единстве с тональностью и призванная, по мнению ее сторонников, воспитывать тональное чувство, также не может привести к выработке ни тонального чувства, ни абсолютного слуха. При внешнем различии в главном обе системы схожи. Каждый звук в них, при неизменном положении в общей темперированной системе музыкальных звуков, всякий раз меняет ладовую функцию в каждой новой тональности, становясь то I ступенью, то II, то V и т. д. Развиваемое при этом политональное восприятие исключает возможность формирования монотонального чувства и абсолютного слуха. «Каждый звук имеет два значения, - писал А. П. Агажанов, - первое - его местоположение в общей системе звуков, употребляемых в музыке, второе - роль данного звука, его функция в конкретной тональности» (2, 81). Только при достаточно длительном совпадении этих двух значений звука, обеспечиваемом при использовании одной любой тональности, формируется монотональное чувство. Именно в монотональных условиях происходит «спаивание» в восприятии отдельных звуков не только с моноладовым, но и монотональным контекстом, в результате чего каждая ступень лада приобретает в представлении единственный высотный уровень, а значит, каждый отдельный звук может узнаваться не только как элемент лада, но и как элемент музыкального звукоряда.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 317. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия