Глава II. Нами установлено, что сущность абсолютного слуха заключается в восприятии ладового качества отдельного звука
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА Нами установлено, что сущность абсолютного слуха заключается в восприятии ладового качества отдельного звука. Вместе с тем ладовое качество звуки обретают лишь в системе музыкального лада. Не противоречат ли эти утверждения друг другу? Может ли отдельный звук восприниматься как элемент музыкальной системы, как ступень лада? При относительном слухе - не может. Для лиц, не обладающих абсолютным слухом, отдельный звук предстает изолированным от музыкального контекста, звуком немузыкальным, внеладовым, без индивидуализирующего его ладового качества. Но для обладателей абсолютного слуха никакого противоречия в этих утверждениях нет, как нет для них изолированных от лада звуков. Любой отдельный звук ими воспринимается в контексте музыкально-ладовой системы, как ступень лада с присущим ей ладовым качеством. Абсолютный слух в том и состоит, что ладовое качество характеризует и индивидуализирует в восприятии каждый отдельный звук. Не объясняется ли это особенностями ладового восприятия, самой природой ладового чувства обладателей абсолютного слуха? Нами отмечалось, что появление ладов и формирование ладового чувства обусловлено социально, всем ходом развития музыкального искусства и музыкального воспитания. В то же время ладовое чувство обусловлено и физиологически. С физиологической стороны ладовое чувство представляет собой сложный динамический стереотип. Известно, что любой динамический стереотип формируется при многократном восприятии в том же порядке группы раздражителей, в рассматриваемом нами случае - ладово организованных звуков, образующих в коре головного мозга проторенные нервные пути (57). Многократное восприятие лада с характерными внутриладовыми связями, тяготениями, подчинением элементов лада центру - тонике - приводит к формированию ладового чувства. Ладовое чувство, являясь одной из основных музыкальных способностей, вместе со способностью к слуховому представлению составляет основу музыкального слуха, как относительного, так и абсолютного. И относительный, и абсолютный слух вырастают из ладового чувства. Какими же психологическими путями осуществляется восприятие, усвоение и узнавание ладового качества звуков? В психологии известно, что «условием адекватного восприятия отдельного предмета является адекватное восприятие предметного мира в целом и отнесенности предмета к этому миру» (33, 149). По утверждению И. М Сеченова, «всякий предмет или явление фиксируется в памяти не иначе, как членом пространственной группы, или членом преемственного ряда, или тем и другим вместе» (65, 343). Такой пространственной группой и таким преемственным рядом в музыке является музыкальный лад. Отдельные звуки и интонации лад объединяет в систему средств музыкальной выразительности, делая их соучастниками музыкального высказывания, музыкального контекста. Постепенно происходит слияние, «спаивание» в восприятии отдельных звуков и интонаций с музыкально-ладовым контекстом. Благодаря такому «спаиванию» отдельные звуки и отдельные интонации чувственно накладываются на сохраненную корой мозга «ладовую канву». Это «спаивание» с контекстом обнаруживается даже тогда, когда музыкально-ладовый контекст представлен лишь следовым рисунком (в виде сохранения корой следов от ранее полученных раздражений), когда слышимые отдельные звуки и интонации все же воспринимаются как часть организованного целого. Отдельный звук и отдельная интонация воспринимаются не как «повисшие в воздухе», а как точка или штрих в «ладовой канве», с которой прежде в аналогичных случаях нервная система имела дело. Поэтому смысловое содержание отдельных звуков и интонаций определяется не только и не столько их собственным содержанием (частотой, тембром, высотным отношением), но, главное, местом и значением в данном ладу. Иначе говоря, ладовое качество отдельных звуков и интонаций может определяться соотношением ладового стереотипа, активно действующего или полустертого следового (9, 66). Вследствие этого воспринимать ладовое качество звуков, а значит, и узнавать их способны как обладатели абсолютного, так и обладатели относительного слуха. Отличие их заключается только в том, что при относительном слухе ладовое качество отдельного звука выявляется в восприятии лишь после ладотональной настройки, особого вида психологической установки, обладатели же абсолютного слуха при узнавании ладового качества отдельного звука в предварительной настройке не нуждаются.
|