Студопедия — Исходя из этого мы можем дать сравнительный анализ психологических механизмов восприятия звуков лицами без музыкального слуха, с относительным и абсолютным музыкальным слухом.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Исходя из этого мы можем дать сравнительный анализ психологических механизмов восприятия звуков лицами без музыкального слуха, с относительным и абсолютным музыкальным слухом.






Для лиц без музыкального слуха, то есть с несформированным ладовым чувством, звуки не возбуждают ладового стереотипа и не актуализируют музыкального контекста, в восприятии ладово не упорядочиваются, как следствие, ладово не проявляются и не воспринимаются. Высота не ощущается, звуки слышатся как шум и исключается способность спеть их голосом.

При относительном слухе, то есть интервальном полиладотональном чувстве, ощущение отдельного звука или сочетания ладово неорганизованных звуков также не может возбудить ладовый стереотип, а значит, обеспечить ладовую упорядоченность, восприятие, узнавание и даже точное их интонирование.

Возбуждение стереотипа происходит только при восприятии ладово организованного сочетания звуков, выполняющего роль конкретной ладотональной настройки. При этом звуки приобретают в восприятии упорядоченное место и роль в данной ладотональной канве, а значит, обнаруживают ладовое качество, вычленяющее, в свою очередь, в ощущении звука его высоту и позволяющее эту высоту уверенно проинтонировать голосом.

При абсолютном слухе, то есть ступеневом моноладотональном чувстве, любой звук в восприятии непосредственно наделяется ступеневым моноладотональным качеством, которое сразу узнается, высота вычленяется и интонируется.

В случае обладания и абсолютным, и относительным слухом ладово организованное сочетание звуков может восприниматься как в ранее сформированном моноладотональном контексте, так и относительно нового сиюминутно возбуждаемого ладотонального контекста. Возможно и раздвоение восприятия, при котором звук одновременно воспринимается и узнается в двух ладотональных качествах, абсолютном и относительном. Один из примеров сочетания и абсолютного, и относительного восприятия и представления описал Л. Вейнерт. Его испытуемый, профессиональный певец, обладавший абсолютным слухом, признавал, что при исполнении транспонируемого произведения у него возникает чувство раздвоения, он слышит голос, поющий в оригинальной тональности (67, 154).

Профессиональный музыкальный слух должен и может сочетать абсолютный и относительный его компоненты. Когда говорят, что такой-то выдающийся музыкант имел абсолютный слух, это означает, что он сочетал в себе способность и абсолютного, и относительного ладотонального восприятия. Абсолютный слух без относительного был бы еще менее ценен и полезен, чем относительный без абсолютного. Но абсолютного слуха без относительного не бывает (хотя довольно часто встречается их непропорциональное сочетание как в одну, так и в другую стороны), в то время как относительный слух только и бывает без абсолютного. И в этом его несовершенство и недостаточность для профессиональной музыкальной деятельности.

«Чем больше человек “слышит в звуках”, тем более он музыкален», - утверждал Б. М. Теплов (67, 37). Профессиональный музыкальный слух должен различать в каждом звуке два его ладовых качества, не только относительное при всякой ладотональной модуляции, но и их абсолютное ладовое качество, не зависящее от модуляций и позволяющее эти модуляции не только ощущать, но и осознавать.

Преимущество абсолютного слуха заключается еще и в том, что на любом этапе его развития не исключается возможность обогащения его естественным путем способностью относительного музыкального восприятия. Необходимы, как мы выяснили, особые условия, чтобы сформировать абсолютный слух, относительный же слух формируется и развивается самой природой окружающей нас музыки, для восприятия которой существенным и необходимым является ориентировка не на абсолютные качества, а на относительные значения отношений звуков. Относительный же слух с момента своего проявления исключает возможность естественного формирования абсолютного слуха, так как свидетельствует об утрате возможности закрепиться в моноладотональности и сформировать ступеневое моноладотональное чувство.

Поэтому приоритетное формирование интервального полиладотонального чувства и, как следствие, относительного слуха ведет к воспитанию у музыканта половинчатого музыкального слуха. Его половинчатость характеризуется ограниченностью рамками аконстантного ладотонального восприятия, в то время как ладотональная константность характеризует слух абсолютный. В психологии известно, что способность относить получаемую сенсорную информацию к определенному предмету отсутствует у новорожденных и складывается лишь постепенно на протяжении жизни. «Исходная неопределенность восприятия в конечном итоге “расщепляется”, уступая место, с одной стороны, восприятию, отражающему реальные свойства вещей, то есть константному, и, с другой стороны, восприятию, отражающему их проекционные свойства, то есть аконстантному» (17, 172). Причем раньше формируется константное восприятие, а затем, на его основе, - аконстантное. Во всех видах художественной деятельности художник владеет как константным, так и аконстантным восприятием. И лишь в музыкальном искусстве большинство музыкантов имеют однотипное аконстантное ладотональное восприятие материала музыки - музыкальных звуков. Психологами признается, что исследование условий и закономерностей «становления константного слухового образа - дело будущего музыкальной психологии» (10, 114). Понимание сущности и природы абсолютного слуха как константного типа ладотонального восприятия позволяет приступить к разработке практических рекомендаций для решения задач воспитания способности целостного, и константного, и аконстантного восприятия музыкальных звуков, сочетания абсолютного и относительного слуха.

Отсутствие абсолютного слуха у большинства музыкантов объясняется не их врожденной неспособностью им обладать, а неблагоприятными в период формирования ладотонального чувства условиями. Если бы окружающая нас музыка была моноладотональна, то способность узнавать отдельные звуки была бы элементарно простой и доступной для всех. В этих условиях исключалась бы возможность формирования полиладотонального чувства и относительного слуха. Формируемый музыкальный слух неизбежно принимал бы моноладотональную ступеневую природу. Это означало бы, что слух всех музыкантов был бы с политональной точки зрения абсолютным, так как абсолютный слух - это моноладотональный ступеневый слух, обнаруживающий свою исключительность лишь в условиях полиладотональной интервальной природы окружающей нас музыки.

Таким образом, основные выводы настоящей главы могут быть следующими:







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 396. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия