I I I I I 7 страница
Таков тысячелетний секрет. И он является не просто плодом человеческого воображения. Он соблюдается и природой. Золотому сечению подчиняется расстояние между листьями на деревьях, благодаря этому они не заслоняют друг друга от солнца. Местоположение пупа относительно других членов человеческого тела вычислено природой на основе золотого сечения.
[Понятие будущего]
Что отличает человека от других видов животных? Большой палец, расположенный перпендикулярно относительно остальных пальцев руки? Способность говорить? Гипертрофированный мозг? Прямохождение? А может быть, просто осознание будущего. Все животные живут в настоящем и прошлом. Они анализируют происходящее и сравнивают его со своим опытом. А человек, напротив, пытается предугадать будущее. Желание узнать будущее, несомненно, появилось у человека в эру неолита, в тот момент, когда он начал заниматься сельским хозяйством. Отныне он отказывается от собирательства и охоты, ненадежных источников пропитания, и пытается предвидеть будущий урожай. Совершенно естественно, что отныне видение будущего становится объективным и, следовательно, различным для каждого человека. Логическим следствием такой ситуации явилось изобретение средств для обозначения будущего. С понятием будущего родились языковые формы будущего времени. Древние языки обладали небольшим количеством слов и примитивной грамматикой для обмена информацией в будущем времени, зато язык современный беспрерывно продолжает такую грамматику усложнять и оттачивать. Для того чтобы обеспечить наступление желаемого будущего, нужно было, естественно, придумать соответствующие технологии. Здесь и началась сложная причинно‑следственная связь. Бог – это имя того, что ускользает из‑под власти человека при создании будущего. Но чем лучше технологии позволяют человеку контролировать будущее, тем чаще исчезает Бог, заменяемый метеорологами, футурологами и всеми теми, кто считает, что благодаря использованию техники знает, что готовит нам грядущий день.
[Яйцо]
Птичье яйцо – шедевр природы. Для начала восхитимся составом скорлупы. Она сделана из треугольных кристаллов минеральных солей. Заостренные концы кристаллов направлены к центру яйца. Поэтому при внешнем воздействии кристаллы надавливают друг на друга, сжимаются, и оболочка яйца повышает свою устойчивость. Они подобны малым аркам в романских храмах, чем сильнее физическое давление, тем прочнее становится конструкция. И напротив, если воздействие идет изнутри, треугольники легко отделяются друг от друга, и сооружение рассыпается. Таким образом, яйцо достаточно прочно снаружи для того, чтобы выдержать вес матери‑несушки, и в то же время, достаточно хрупко изнутри для того, чтобы позволить птенцу разбить его и выйти. Есть у яйца и другие достоинства. Для того чтобы зародыш нормально развивался, он должен постоянно находиться выше желтка. Иногда яйцо может перевернуться. Это ничего не меняет: желток, словно двумя пружинами, опоясан двумя нитями, прикрепленными по бокам к мембране и поддерживающими его во взвешенном состоянии. Их эластичность компенсирует изменения, произошедшие с яйцом, и возвращает зародышу, словно прибору для изучения водной среды, необходимое положение. Снесенное яйцо испытывает мощное охлаждение, влекущее за собой разделение двух внутренних мембран и образование воздушного мешка. Он позволит птенцу в течение нескольких коротких секунд вздохнуть и набрать сил для того, чтобы разрушить скорлупу и даже, в случае трудностей, запищать, призывая мать.
[Движение гласных]
Во многих древних языках – египетском, древнееврейском, финикийском – писались только согласные. Гласные олицетворяли голос. Графическое изображение гласных дает слову голос, а с ним жизнь и огромную силу. В одной пословице говорится: «Если бы ты сумел правильно написать слово «шкаф», он свалился бы тебе на голову». Китайцы думали точно так. В VIII веке самый крупный художник своего времени, By Даоци, был призван императором, который попросил его изобразить великолепного дракона. Художник нарисовал его целиком, но без глаз. «Ты почему глаза забыл?» – спросил император. «Если я нарисую глаза, он улетит», – ответил By Даоци. Император стал настаивать, художник нарисовал глаза, и, согласно легенде, дракон действительно улетел.
[Гипподамос в Милете]
В 494 году до н. э. армия персидского царя Дарил уничтожила город Милет, расположенный между Галикарнасом и Эфесом. Жители попросили архитектора Гипподамоса составить план восстановления всего города сразу. Ситуация для той эпохи была уникальной. Города в то время были постепенно и хаотично разраставшимися деревнями. Афины, например, были настоящим лабиринтом, состоявшим из нагромождения улочек, появлявшихся безо всякого общего плана города. Возвести сразу средних размеров город – значило получить карт‑бланш для создания Идеального города. Гипподамос ухватился за счастливую возможность. Он начертил первый геометрически рассчитанный город. Он хотел не только проложить улицы и построить дома, он был уверен в том, что изменение форм города изменит его социальную жизнь. Он придумал город с населением в 5040 человек, поделенным на три класса: ремесленники, крестьяне, солдаты. Гипподамос решил создать искусственный, ничем не связанный с природой город. В центре его находился акрополь, от которого расходилось двенадцать лучей, делящих город, как пирог, на двенадцать кусков. Улицы нового Милета были прямыми, площади – круглыми, дома – совершенно одинаковыми (для того, чтобы между соседями не возникало зависти). Все горожане являлись гражданами с равными правами. Рабов в городе не было. Гипподамос не хотел, чтобы в городе жили артисты и художники. Он считал их людьми непредсказуемыми, порождающими беспорядок. Поэты, актеры и музыканты были изгнаны из Милета, город также был закрыт для бедняков, холостяков и бездельников. Проект Гипподамоса состоял в том, чтобы сделать Ми лет механической, совершенной, никогда не дающей сбоев системой. Никаких новшеств, ничего оригинального, ни одного человеческого каприза – так не дается шансов возникновению вредных факторов. Гипподамос придумал понятие «правильно организованный». Правильно организованный гражданин вписывается в порядок города, правильно организованный город вписывается в порядок государства, да и само правильно организованное государство отлично впишется в космический порядок.
[Просто треугольник]
Иногда труднее быть заурядным, чем необыкновенным. Таков случай с обычным треугольником. Большинство треугольников равнобедренные (две стороны одной длины), прямоугольные (с одним углом в девяносто градусов), равносторонние (все стороны одной длины). Есть столько вполне определенных треугольников, что очень трудно нарисовать какой‑нибудь не подпадающий под определение треугольника. Его нужно рисовать так, чтобы стороны как можно больше отличались друг от друга по длине. Но это не так‑то просто. Просто треугольник не должен иметь прямого угла, то есть равного или превосходящего девяносто градусов. Ученый Жак Лубчанский с огромным трудом сумел начертить настоящий «просто треугольник». И характеристики его… очень точны. Для приготовления хорошего «просто треугольника» надо взять половину разрезанного по диагонали квадрата и половину равностороннего треугольника, разрезанного по высоте. Приставив обе половины друг к другу, вы получите отличного представителя заурядного треугольника. Быть обыкновенным непросто.
[Медитация]
Вот простой метод практической медитации. Лягте на спину, слегка раздвиньте ноги, вытяните руки ладонями вверх вдоль тела, не касаясь его. Расслабьтесь. Начните упражнение с мыслей о крови, которая отливает от кончика каждого пальца ног и поднимается к легким, чтобы обогатиться. Выдыхая, представьте себе насыщенную кровью легочную губку, посылающую чистую, осветленную, обогащенную кислородом кровь к кончикам пальцев ног. Теперь, при новом вдохе, подумайте об усталой крови брюшной полости и пригоните ее к легким. Выдыхая, увидьте профильтрованную, полную жизненных сил кровь, вернувшуюся оросить вашу печень, селезенку, пищеварительный тракт, половые органы, мышцы. Во время третьего вдоха притяните кровь сосудов пальцев рук, прополощите ее и отправьте обратно. И наконец, еще глубже вдохните воздух в четвертый раз, призовите кровь мозга, прогоните все застойные мысли, отправьте их отсеиваться в легкие, верните в голову кровь чистую, полную энергии, кислорода, жизни. Хорошенько представьте себе каждый этап. Очищайте свое тело в ритме своего дыхания.
[Музыкальная конструкция канона]
«Канон» в музыке представляет собой чрезвычайно интересную конструкцию. Самые известные примеры канонов: «Братья Жак», «Ветер свежий, ветер утра» и «Канон Пахельбель». Канон построен вокруг единой темы, чьи грани исполнители разрабатывают, сталкивая их между собой. Первый голос исполняет тему. Через какое‑то время второй голос ее повторяет, затем ее подхватывает третий голос. Для построения канона каждый голос должен исполнить три роли: Вывести основную мелодию. Добавить аккомпанемент к основной мелодии. Добавить аккомпанемент к аккомпанементу и к основной мелодии. Конструкция имеет три уровня, в каждом из которых каждый элемент, в зависимости от положения, играет и главную роль, и второстепенную, и роль статиста. Можно усложнить канон, не добавив в него ни единой ноты, просто меняя тональность, исполняя один куплет октавой выше, другой куплет октавой ниже. Можно также разнообразить канон, меняя темп исполнения. Сделать его быстрее: пока первый голос выводит тему, второй успевает повторить ее два раза. Сделать его медленнее: пока первый голос исполняет мелодию, второй замедляет темп пения в два раза. Третий же голос точно так же еще более ускоряет или замедляет исполнение темы, от чего появляется эффект разрастания или концентрации. Обогатить канон можно и изменением мелодии. Когда первый голос, выводя основную тему, поднимается, второй опускается. Все это очень просто осуществить на практике, если нарисовать основные линии голосов так, как рисуют стрелки на картах боевых действий.
[Совет]
Люби своих врагов. Это лучший способ действовать им на нервы.
[Социальная мобильность инков]
Инки верили в детерминизм и касты. У них не стояла проблема профессиональной ориентации: будущая карьера человека была известна с самого рождения. Сын крестьянина обязательно становился крестьянином, сын солдата – солдатом. Не давая ни малейшего шанса ошибке, касту обозначали прямо на теле младенца. Голову новорожденного с мягким еще родничком заковывали в специальные деревянные тиски, изменявшие форму черепа. Так инки добивались нужной, в соответствии с его будущими занятиями, формы головы человека: череп царя, например, должен был быть квадратным. Операция была безболезненной, похожей на ношение приспособления для исправления прикуса зубов. Мягкий череп в деревянном шлеме изменял свою форму. Таким образом, даже без одежды и покинутые свитой, сыновья царя оставались царями, их все узнавали, поскольку только они могли надеть корону, также имевшую квадратную форму. Черепам солдатских сыновей придавали треугольную форму. Для крестьянских детей была предусмотрена заостренная форма головы. Так общество инков стало незыблемым. Никаких социальных перемен. Личные амбиции не представляли никакой угрозы действующему порядку, так как каждый формой своего черепа был раз и навсегда привязан к своему общественному положению и профессии.
[Стратегия манипулирования людьми]
Люди делятся на три группы. На использующих визуальный язык, на исиользующих аудиоязык и на использующих язык тела. Люди первой группы (визуальный язык), не замечая того, говорят: «Видишь», поскольку они общаются при помощи образов. Они показывают, наблюдают, описывают при помощи цветов, уточняют «это ясно, это неясно, это прозрачно». Они используют такие выражения, как «розовые очки», «все это уже видели», «зеленая тоска». Люди второй группы (аудиоязык), не замечая, того, говорят: «Слышишь». Они используют звучные выражения, напоминающие о музыке и шумах: «глухой пень», «колокольный звон», употребляемые ими прилагательные таковы: «мелодичный», «нестройный», «слышимый», «шумный». Люди третьей группы (язык тела), не замечая того, говорят: «Чувствуешь». Они оперируют ощущениями: «схватываешь», «испытываешь», «растекаешься». Они используют выражения: «он сел мне на шею», «хорошенький, так бы и съел его», употребляемые ими прилагательные таковы: «холодный», «жаркий», «волнующий/спокойный». Принадлежность к группе можно определить по движениям глаз человека. Если его просят что‑то вспомнить и он поднимает глаза к небу, это «визуальщик». Если он смотрит в сторону, это «аудист». Если он опускает глаза, словно ищет былые ощущения в себе самом, это «сенситивист». Понимание этого позволит вам воздействовать на представителя каждой из групп, играя в трех лингвистических регистрах. Затем можно идти дальше, создавая физические «ловушки». Прикосновение к плечу собеседника в момент произнесения содержащих важную информацию слов станет, например, стимуляцией: «Я рассчитываю на тебя в том, что эта работа будет успешно завершена». Впоследствии каждый раз, когда вы будете класть руку на плечо этому человеку, он будет вспоминать о вашей просьбе. Это одна из форм сенсорной памяти. Будьте осторожны, не то можно добиться и противоположного эффекта. Психотерапевт, встретивший пациента похлопыванием по плечу и словами: «Ну что, мой бедный друг, лучше не становится?», сведет к нулю лучшую в мире терапию и вернет больному все его страхи, если в момент прощания повторит свой жест.
[Путешествие на Луну]
В Китае в XIII веке, во время правления императоров из династии Сонг, возникла мода на восхищение Луной. Самые великие поэты, самые великие писатели, самые великие певцы не признавали другого источника вдохновения, кроме этого высокого небесного тела. Один из императоров Сонг, сам поэт и писатель, решил узнать о Луне все. Он так обожал Луну, что решил стать первым человеком, чья нога коснется лунной поверхности. Он попросил своих ученых изготовить ему ракету. Китайцы тогда уже отлично умели использовать порох. Ученые подложили объемистые подрывные шашки под маленькую корзинку, в которой восседал император Сонг. Они надеялись, что мощь взрыва доставит их повелителя на Луну. Так задолго до Нейла Армстронга и Жюля Верна китайцы создали первую межпланетную ракету. Но подготовительные расчеты, видимо, были произведены слишком грубо: реакторы, лишь только их хвосты были подожжены, повели себя как праздничный салют, а именно взорвались. Вместо того чтобы доставить императора Сонга к ночному светилу, снопы разноцветных, пылающих огней разнесли его на куски вместе с корзинкой.
[Цензура]
Когда– то для того, чтобы идеи, почитаемые власть предержащими вредными, не доходили до широкой публики, была установлена полицейская инстанция: государственная цензура, долженствующая просто и прямо запрещать распространение подрывающих устои общества произведений. Сегодня цензура изменила облик. Запретов нет, но мы тонем в изобилии. Под нескончаемой лавиной бесполезных сведений уже никто не знает, где взять интересную информацию. Умножение количества телевизионных каналов, публикация тысяч романов в год, выпуск километров одинаковых песен мешает появлению новых течений. Да их бы и не заметили в общей массе. Избыток пошлости душит оригинальное творчество, и даже критики, чьим долгом вроде бы является фильтрация потока, не успевают все прочесть, все увидеть, все услышать. Результатом является парадокс: чем больше появляется телевизионных и радиоканалов, журналов и информационных изданий, тем меньше их творческое разнообразие. Серый цвет окрашивает все.
[Искусство фуги]
Фуга, по сравнению с каноном, – плод эволюции. Если в каноне работа идет над одной темой, «терзаемой» разными способами для того, чтобы увидеть, что она дает, сочетаясь сама с собой, в фуге может быть много тем. «Музыкальное приношение» Иоганна Себастьяна Баха представляет собой одно из лучших архитектурных решений фуги. Как многие из них, эта фуга начинается в до минор, но оканчивается, в результате переходов, достойных лучшего из иллюзионистов, в ре минор. При этом ухо самого внимательного из слушателей не может уловить мгновения, в которое совершается метаморфоза. При помощи этой системы «прыжков» тональности «Музыкальное приношение» можно без конца повторять во всех нотах гаммы. «Так провозглашается растущая вместе с модуляциями слава короля», – объяснял Бах. Вершиной конструкции фуги является отрывок «Искусства фуги», в котором, прямо перед своей смертью, Иоганн Себастьян Бах хотел объяснить смертным технику музыкальной прогрессии от простоты к абсолютной сложности. В разгар работы его остановили проблемы со здоровьем (он почти ослеп). Фуга осталась незавершенной. Интересно, что Бах подписал ее, используя в качестве музыкальных тем четыре буквы своего имени. В немецком сольфеджио В соответствует ноте «си бемоль», А– ноте «ля», С – ноте «до», Н – простому «си». Bach – си бемоль, ля, до, си. Бах жил внутри своей музыки и хотел вместе с ней, словно бессмертный король, подняться к бесконечности.
[Телем]
В 1534 году Франсуа Рабле предложил публике свое видение идеального утопического города, описав в «Гаргантюа» Телемское аббатство. Правительства в нем нет, так как Рабле считает: «Как можно управлять другими, если не знаешь, как управлять самим собой?» Итак, в отсутствие правительства телемиты действовали «согласно своей доброй воле», руководствуясь девизом: «Делай то, что хочется делать». Для того чтобы утопия успешно существовала, жители аббатства тщательно отбирались. В него допускались лишь выходцы из хороших семей, свободомыслящие, образованные, добродетельные, красивые и чувствовавшие единство с природой. Девочки принимались с восьми лет, мальчики – с двенадцати. Распорядок дня полностью зависел от их желаний, они могли работать, если это им нравилось, или отдыхать, пить, веселиться и заниматься любовью. Часов у них не было, что совершенно лишало их ощущения проходящего времени. Они вставали тогда, когда просыпались, ели тогда, когда испытывали голод. В аббатстве не было ни волнений, ни насилия, ни ссор. Тяжелым трудом занимались слуги и ремесленники, жившие вне аббатства. Рабле дает описание аббатства. Оно должно было быть построено на берегу Луары, в лесу Пор‑Юо. В нем должно быть триста тридцать две комнаты. Никаких стен вокруг аббатства, так как «стены благоприятствуют зарождению заговоров». Каждая постройка должна быть шестиэтажной. Канализация должна быть выведена в реку. Аббатство должно иметь многочисленные библиотеки, парк, украшенный лабиринтом, а в центре обители должен бить фонтан. Рабле не был наивен. Он знал, что его идеальное аббатство скорее всего будет разрушено демагогией, абсурдными теориями и разногласиями, а может быть, просто‑напросто погибнет из‑за какого‑нибудь пустяка, но он был убежден в том, что попробовать все‑таки стоит.
[Конь по имени Ганс]
В1904 году международное научное сообщество было потрясено. Было похоже на то, что, наконец, найдено «животное, такое же умное, как человек». Этим животным был восьмилетний конь, обученный австрийским ученым, профессором фон Остеном. К вящему изумлению посетителей, конь Ганс, казалось, прекрасно разбирался в современной математике. Он отлично решал предлагаемые ему уравнения, он мог точно определить, который был час, узнавал по фотографии людей, которых видел несколько дней назад, находил правильные ответы на логические задачи. Предметы Ганс показывал копытом, а цифры отстукивал по земле. Буквы он выбивал одну за другой, формируя из них слова. Один удар обозначал букву «а», два – букву «Ь», три – «с» и так далее. Ганса подвергали всевозможным испытаниям, и каждый раз он подтверждал наличие у него его талантов. Зоологи, биологи, физики и даже психологи и психиатры ехали отовсюду для того, чтобы увидеть Ганса. Они приезжали скептически настроенными, а уезжали в растерянности. Они не понимали, в чем же заключается мошенничество, и в конце концов признавали, что это животное действительно «разумно». 12 сентября 1904 года группа из тринадцати экспертов опубликовала отчет, исключавший всякую возможность подтасовки. История наделала много шума, и научный мир начал привыкать к мысли о том, что этот конь действительно так же разумен, как и человек. Раскрыл же тайну Оскар Пфюнгст, один из ассистентов фон Остена. Он заметил, что Ганс ошибался каждый раз, когда решение задачи было неизвестно стоявшим вокруг людям. Точно так же он всегда давал неправильные ответы, когда ему надевали шоры, мешавшие видеть присутствовавших. Единственное объяснение заключалось в том, что Ганс был чрезвычайно чутким животным и что, топая копытом, он следил за изменениями в поведении окружавших его зрителей. Он чувствовал нарастание возбуждения в аудитории в тот момент, когда приближался к правильному ответу. Его внимание усиливала надежда на награду в виде пищи. Когда разгадка была найдена, научное сообщество было так унижено тем, что его одурачили настолько нехитрым способом, что впало в полный скептицизм относительно всех опытов, связанных с поисками разума у животных. Во многих университетах до сих пор приводят случай с конем по имени Ганс как карикатурный пример научного мошенничества. А бедный Ганс между тем не заслужил ни такой славы, ни такого осуждения. В конце концов, этот конь понимал поведение людей так хорошо, что сумел какое‑то время казаться равным человеку. Может быть, одна из причин обиды на Ганса лежала глубже. Людям неприятно сознавать, что у них нет тайн от животного.
[Будущее принадлежит актерам]
Чтобы добиться уважения, актеры умеют изображать гнев. Чтобы добиться народного признания, актеры умеют изображать любовь. Чтобы им завидовали, актеры умеют изображать радость. Актеры проникли во все профессии. Избрание Рональда Рейгана в президенты Соединенных Штатов в 1980 году окончательно подтвердило наступление эры актеров. Не нужно иметь идеи или уметь управлять, достаточно окружить себя группой специалистов для составления речей и хорошо затем сыграть свою роль под объективами камер. В большинстве демократических стран, кстати, кандидата выбирают не по его политической программе (все прекрасно знают, что ни одно обещание выполнено не будет, поскольку страна следует глобальным политическим курсом, свернуть с которого не может), а по походке, по улыбке, по голосу, по манере одеваться, по непринужденности общения с прессой, по остроумным замечаниям. Во всех профессиях актеры неумолимо одерживают победу. Хороший актер‑художник способен убедить всех, что однотонное полотно является шедевром. Хороший актер‑певец может не иметь голоса, если он способен удачно сняться в клипе. Актеры правят миром. Проблема в том, что при выдвижении вперед актеров форма превалирует над содержанием, казаться становится важнее, чем быть. Мы больше не слушаем то, что люди говорят. Нам достаточно следить за тем, как они говорят, какие у них при этом глаза, подходит ли их галстук по цвету к платочку в верхнем кармане. Те же, у кого есть идеи, но кто не умеет их представить, постепенно исключаются из дебатов.
[Рецепт человеческого тела]
Вы – не просто имя и фамилия с социальной историей. Вот из чего вы состоите на самом деле. Вы – это 70% чистой воды, 18% углерода, 4% азота, 2% кальция, 2% фосфора, 1% калия, 0,5% серы, 0,5% натрия, 0,4% хлора. Да еще хорошая суповая ложка разных микроэлементов: магния, цинка, марганца, меди, йода, никеля, брома, фтора, кремния. И щепотка кобальта, алюминия, молибдена, ванадия, свинца, олова, титана, бора. Вот рецепт вашей жизни. Все эти вещества образовались в результате сгорания звезд и существуют не только в вашем организме. Вода в вашем теле подобна самой банальной океанской воде. Фосфор роднит вас со спичками. Хлор такой же, каким дезинфицируют бассейны. Но вы – не только это. Вы – химический собор, потрясающая конструкция, в которой соблюдены дозировки, баланс, механизмы взаимодействия почти немыслимой сложности. Ваши молекулы состоят из атомов, частиц, кварков, пустот, все это связано между собой электромагнитными, гравитационными, электронными силами, тонкость работы которых вам не доступна. Все, что окружает вас во времени и пространстве, зачем‑то нужно. Нужны вы. Ваша эфемерная жизнь имеет смысл. Она ведет вас не в тупик. Имеет смысл все. Действуйте. Сделайте что‑нибудь, сделайте какое‑нибудь небольшое дело в вашей жизни перед тем, как умереть. Вы родились для чего‑то. Поймите, для чего вы родились. Какова ваша, пусть крошечная, миссия? Вы родились не случайно.
[Принцесса ночи]
Ее можно увидеть в начале ночи и в конце утра. Ее можно увидеть два раза в году. Ее можно увидеть, глядя на луну. Что это? Разгадка: буква N. (Ночь по‑французски «nuit», утро – «matin», луна – «lune», а год – annee.)
[Индейская западня]
Канадские индейцы делают очень простые западни для медведей. Это большой, обмазанный медом камень, подвешенный на веревке к ветке дерева. Как только медведь замечает то, что он считает лакомством, он подходит и пытается схватить камень, ударив его лапой. Таким образом, создается движение маятника, и камень бьет его в ответ. Медведь нервничает и начинает колотить по камню изо всех сил. Чем сильнее удары медведя, тем сильнее удары, которые он получает в ответ. Все заканчивается нокаутом зверя. Медведь не способен подумать: «А если я прерву цикл насилия?» Он чувствует только обиду. «Меня бьют, я даю сдачи!» – говорит он себе. Его бешенство нарастает. А ведь если бы он перестал драться, камень стал бы неподвижным, и зверь, обретя былое хладнокровие, быть может, заметил бы, что это всего лишь предмет, привязанный к веревке. И ему осталось бы только перегрызть веревку клыками, дать камню упасть и слизать мед.
[Acacia cornigera]
Акация корнигера – это кустарник, который может расти только при соблюдении одного условия – его должны заселить муравьи. Для того чтобы расцвести, корнигере нужны забота и защита муравьев, поэтому кустарник со временем превратился в гигантский муравейник. Все его ветви стали полыми, в них находится сеть коридоров и залов, удобных для муравьев. Более того, в этих коридорах водится белая тля, чьим молочком любят лакомиться муравьи‑рабочие и солдаты. Таким образом, корнигера предоставляет кров и пищу тем муравьям, которые поселятся в ней. В благодарность муравьи выполняют свои обязанности – выгоняют гусениц, чужую тлю, слизняков, пауков и других древоточцев, пожирающих листву. Муравьи челюстями срезают плющ и другие ползучие растения, лечат дерево своей дезинфицирующей слюной. Редко в природе встречается столь успешное сотрудничество между представителями растительного и животного мира. Благодаря поддержке союзников‑муравьев корнигера часто возвышается над основной массой деревьев, которые могли бы закрыть ее своей тенью. Она царит над их верхушками и получает прямые лучи солнца.
[Испанцы в Мексике]
Появление в Центральной Америке первых западных европейцев спровоцировало значительное недоразумение, так как в религии ацтеков говорилось о том, что однажды на землю прибудут посланники оперенного бога‑змеи Кетцалькоатля. У посланников будет светлая кожа, они будут ехать верхом на больших животных с четырьмя лапами и метать громы и молнии, карая неверных. Поэтому, когда в 1519 году ацтеки узнали об испанских всадниках, высадившихся на мексиканский берег, они решили, что речь идет о теотлях («божествах» на языке науатль). А ведь в 1511 году, за несколько лет до этого, их предупредили. Это сделал испанский моряк Герреро, попавший в кораблекрушение у берегов Юкатана. Тогда войско Кортеса было еще на островах Сан‑Доминго и Куба. Герреро был хорошо принят местным населением и женился на туземке. Он рассказал индейцам о том, что конкистадоры скоро прибудут, о том, что это не боги и не посланники богов и что доверять им нельзя. Герреро научил коренных жителей делать для своей защиты арбалеты (до того индейцы знали только топоры и стрелы с наконечниками из обсидиана, а арбалет был единственным оружием, способным пробить металлические доспехи воинов Кортеса). Герреро повторял, что не надо бояться лошадей и ни в коем случае не терять самообладания перед огнестрельным оружием. Это не волшебное оружие и не частицы молнии. «Испанцы, как и вы, состоят из плоти и крови», – говорил Герреро. Для того чтобы доказать это, он сам нанес себе рану, из которой полилась красная кровь, такая же, как у всех людей. Герреро столько сделал для просвещения индейцев из своей деревни, что, когда конкистадоры Кортеса напали на нее, они, к своему удивлению, впервые в Америке встретились с настоящей индейской армией, которая противостояла им в течение многих недель.
|