ВНУТРИШКОЛЬНАЯ ПЕРЕПИСКА. Возвращаю оконный крюк. Спасибо.
ИЗ 508-й В 304-ю. Дорогая Сил! Возвращаю оконный крюк. Спасибо. Только что заходил мой бывший ученик. «А вы все учительствуете?» – спросил он. Оказывается, он зарабатывает больше, чем вы и я, вместе взятые, играя на саксофоне. Он, кажется, срезался по литературе. Его ПУП был тоже не из выдающихся. Отчего я не брала уроков музыки? Зачем я научилась читать? Не бабье ли лето наводит на меня такое уныние? Или, может быть, контрольная по «Гамлету», которую я сейчас проверяю? Пример: «Господин Гамлет-старший явился за местью к господину Гамлету-младшему в виде мертвого привидения». Беа.
* * *
ИЗ 304-й В 508-ю. Дорогая Беа! Пробивалась, пробивалась я через кипу рапортичек «сдать до трех часов», но теперь-то я знаю, что с ними делать, – выбрасываю в мусорную корзинку. И местный жаргон осваиваю. Я уже понимаю, что «наглядные пособия» – это журнальные обложки, «расширенный учебный план» – это обычное расписание уроков, а то, что «оценка учащихся предопределяется целевой установкой обучения и его высоким уровнем», по существу, значит: приходит ученик на уроки, ставьте ему проходной балл. Не так ли? Немножко волнуюсь: Бестер собирается снова «заглянуть» на мой урок. Он сказал мне об этом, намекнув, чтобы на сей раз я не давала сочинения о дружбе. Как понравился Вам мой план урока по прочитанным книгам? Вот иметь бы за плечами настоящую подготовку, а не куцый курс педагогики и шесть месяцев учительской практики. Я чувствую себя такой неподготовленной. А есть ли какие-нибудь радости? Сил.
* * *
ИЗ 508-й В 304-ю. Конечно есть. Приглашаю Вас посетить мой класс «почетных шекспироведов» или «способных старшеклассников» (СС) – Вы не поверите, что они из той же школы. Впрочем, такие ребята пробьются и без моей помощи. Для меня большая радость, когда вдруг блеснет мысль у отстающего ученика или когда пассивный или враждебно настроенный ученик неожиданно подымет дрожащую руку. Не следует недооценивать Бестера. При всем его пристрастии к инструктивным письмам, он по-настоящему владеет педагогикой, и я Вам советую прислушиваться к его замечаниям. Ваш план урока – отличный, за исключением цитаты из Эмили Дикинсон: «Нет фрегата лучше, чем книга». Мысль – хороша, цитата – удачна, но вся беда в незнакомом слове «фрегат». Попробуйте произнести его в классе – и Вашего урока как не бывало. Беа.
* * *
ИЗ 304-й В 508-ю. Дорогая Беа! Спасибо за подсказку. А как насчет «Нет лучше корабля, чем книга»? Пока что я отвечаю на всевозможные запросы и по поводу моего Джо Фероне. Из канцелярии говорят, что он дал несуществующий адрес, к Элле Фрейд он не пришел ответить на вопросы. Учителя сетуют на то, что он пропускает уроки. У медсестры он в зубном черном списке. А Макхаби засыпает меня предупреждениями. Но я не обескуражена. Мне кажется, что дело не в трудных учениках, а в неумелых учителях. Совет по образованию известил меня о нижеследующем: «КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ НА ПРАВО ПОВЫШЕНИЯ ЖАЛОВАНЬЯ ПО ПЕРВОЙ, ВТОРОЙ И ТРЕТЬЕЙ КАТЕГОРИИ ЗАВИСИТ ОТ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ПОСЛЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КУРСОВ ПО ЕГО ПОВЫШЕНИЮ». Переведите, пожалуйста. Сил.
* * *
ИЗ 508-й В 304-ю. Дорогая Сил! От уровня ничего не зависит. Если хотите повышения, закончите какие-нибудь курсы. Хочешь денежки, гони курсишки. Пусть даже курсы первой помощи. И не обязательно их проходить – возьмите у медсестры справку, что Вы умеете наложить повязку. А Вы умеете? Потому что иногда приходится. Что касается учеников, Вы – на верном пути, но остерегайтесь ложного суждения об учителях. Не столько они неумелы, сколько их не умеют ценить. И даже Макхаби не лишен достоинств. До его прихода тут царил хаос. Он силится навести порядок, как умеет. Причем его нагрузка – 3000 учеников. Беа. (Генриетта повсюду ищет Пола: ей до смерти хочется участвовать в рождественском представлении и получить от Пола куплеты. Вы не знаете, где он? Вчера он опять был не в себе) Б.
* * *
ИЗ 304-й В 508-ю. Дорогая Беа! Нет, я не знаю, где он. У него нет занятий на первом уроке, да он и вообще никогда не появляется раньше второго. Кто-то пробивает его табель – прямо под носом у Сэди Финч. Хоть бы она не обнаружила кто. Храню в сердце ее напутствие: «Уходя, учителя не должны пробивать друг друга». Только что видела Грэйсона. Прошел по первому этажу. Так он все-таки существует? С ним был Фероне. Что происходит? Сил.
* * *
ИЗ 508-й В 304-ю. Дорогая Сил! Фероне не единственный в свите Грэйсона. Я знаю нескольких учеников – завсегдатаев подвала. Там может происходить что угодно: азартные игры, гашиш, оргии. Но не заметно, чтобы ученики от этого портились. Беа.
* * *
ИЗ 304-й В 508-ю. Дорогая Беа! Письма из Совета по образованию становятся все наступательнее. Теперь они хотят денег. Вот что я получила из отдела зарплаты: МНОГОУВАЖАЕМЫЙ СЭР ИЛИ МАДАМ! ПРОВЕРКА ВЕДОМОСТИ НА ЗАРПЛАТУ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЗА ИЮНЬ ВЫ ПОЛУЧИЛИ ПЕРЕПЛАТУ В СУММЕ 2 ДОЛЛАРА 75 ЦЕНТОВ. Я даже еще не работала в июне, и у меня нет 2.75. По-видимому, они не знают, что я – дело №443-817, и спутали меня с кем-то другим, возможно с № 443-818. Сил.
* * *
ОТ: Миссис Б. Шехтер, коридор В: 304-ю. Дорогая 443-я! Начальство действует самым непонятным образом. И так было всегда. В мое время – в годы депрессии – провалили блестящую девушку, из нее могла бы получиться прекрасная учительница, провалили на устном экзамене, на так называемом литературном изложении. И меня чуть не завалили на свистящем «с» (в том году я усиленно занималась этой несчастной буквой. Моим Ватерлоо было: «Он состарился от повсеместно снующих бесстрастных стражей»). А мою подругу – специалистку по Миллей – не пропустили из-за «неверной трактовки» одного из ее сонетов. Жалоба моей подруги не увенчалась успехом даже после того, как сама Эдна Миллей написала письмо, подтверждающее, что она именно это имела в виду в своих стихах. Моя подруга создала прецедент. По-моему, с тех пор на экзаменах по английской поэзии задавались темы только по давно умершим поэтам, неизменно молчаливым в своих могилах. Сейчас, конечно, кое-что изменилось. Принимается работа каждого, кто может встать и со знанием дела стереть с доски. Ученик до сих пор не появился, и я вынуждена стоять в вестибюле. Пришлите какие-нибудь вдохновляющие новости. Беа.
* * *
ИЗ 304-й: Миссис Б. Шехтер, коридор Дорогая Беа! Вдохновляющие? Я чувствую себя потерянной и чуть ошалевшей – будто я сражаюсь с мельницами, которых нет, или кричу в пустом тоннеле. Пытаюсь вспомнить, кто я. Совет по образованию обеспокоен тем же самым. Теперь они сообщают мне, что «учитель, истративший дни, положенные ему за отпуск по болезни, может получить в счет будущего до 20 дней дополнительно». Кто болен? Пусть уж не верят в мое здоровье, но «многоуважаемый сэр или мадам»! Как мне убедить их, что я – мадам? Сил.
* * *
ОТ: Миссис Б. Шехтер В: 304-ю. Дорогая Сил! Не принимайте близко к сердцу. Со временем их осенит. Беа.
* * *
ИЗ 304-й В 508-ю. Дорогая Беа! Сегодня должна вернуть «Одиссею» и «Мифы и их значение»: мое время истекло, а было всего десять учебных дней, это в моем-то особо отстающем классе, где половина учащихся вечно пропускает уроки, да и тем, кто есть, книг не хватает, а от библиотекаря никакой помощи. Вот почитайте, что она пишет: «Уважаемая мисс Баррет! Я вынуждена отменить урок в библиотеке, запланированный Вами для учеников третьего семестра в связи с изучением мифологии. Если сюда будут приходить по шесть человек сразу, начнется ужасный беспорядок. Они уже сместили «Золотой век Греции» и поставили «Бой быков» на зоологическую полку, не говоря уже о болтовне. Двое из Ваших учеников взяли книги, не имеющие отношения к программе. Я не могу разрешить им свободно пользоваться школьной библиотекой, пока они не проникнутся должным уважением к печатному слову. С приветом, Шарлотта Вулф, библиотекарь». Слышали Вы песенку, что Пол сочинил про нее: «Не боюсь Шарлотты Вулф»? Кажется, мне удалось заинтересовать ребят, связав мифы с их сегодняшним житьем-бытьем. А впрочем, контрольная покажет. Я уже (через труп Макхаби) вооружилась красным карандашом для правки содержания и синим – для исправления ошибок в грамматике и правописании. Два цвета – это идея моего преподавателя педагогики из колледжа. Мне так хотелось через комедию богов донести до них людскую трагедию… Сил.
* * *
ИЗ 508-й В 304-ю. Дорогая Сил! Что же, быть может, это единственный способ донести до них трагедию. Через комедию. Юмор наше главное достояние. Беа.
* * *
|