МЕРКАНТИЛИЗМ
Выход за рамки религиозных и морально-философских канонов и очевидность возрастающего или даже определяющего значение сферы жизнедеятельности, связанной с обращением денег, в Европе XVI — XVIII вв. направили экономическую мысль в иное, чем прежде, нормативное русло — на поиски возможно большего, не сдерживаемого умеренностью, приращения богатства государств. Богословскую аргументацию о противоречиях между «благочестием» и «корыстным» стремлением к материальному преуспеяниюсменили светские рассуждения об источниках и средствах обеспечения благоприятного баланса государственных интересов — торговых и политических. Разнородная литература, добавившая к понятию экономия определение политическая (француз А. Монкретьен, 1615),а зачастуюобходившаясяв рассуждениях о путях обогащения государства без термина «экономия» как такового, также как и реальная экономическая политика большинства европейских государств того времени, получила обобщённое наименование меркантилизма (от французского mercantile — «торгашеский, корыстный»).Но надопомнить,что само понятие «меркантилизм» было введено ретроспективно А. Смитом (1776) и несло печать типичного дляфилософии Просвещения одностороннего подхода — конструировать оппозицию тому, что считаешь единственно разумным. Оттенки экономической мысли периода «европейского чуда», конечно, не сводимы к тем действительно ключевым положениям, на которых сфокусировался А. Смит: 1) богатство состоит из золота и серебра; 2) эти металлы могут притекать в страну, не обладающую рудниками, только в результате активного торгового баланса, т.е. превышения экспорта над импортом. ^
|