От политике к экономике: Ксенофонт и Аристотель
Заглавие сочинения Ксенофонта «Ойкономия» (Οἰκονομικός, от слов «ойкос» — домохозяйство и «номос» — «закон») можно переводить и как «Домострой». Ксенофонт ратовал за рачительное хозяйствование, которое обеспечивало бы для усиления отечества и телесную крепость, необходимую для владения оружием, и прибыль. Примечательно, что если в «Домострое» такое хозяйствование он связывал исключительно с земледелием в рамках индивидуального землевладения, то в других своих произведениях уделил пристальное внимание ремеслу и торговле. В «Киропедии» Ксенофонт подчеркнул гораздо более высокое качество продукции в крупных городах сравнительно с мелкими вследствие углубленного разделения труда, обеспеченного большим количеством заказов. Там, где каждый работник находит многих покупателей, ему достаточно знать одно ремесло, чтобы прокормиться, а зачастую даже нет необходимости владеть ремеслом в целом: один может делать только мужскую обувь, а другой — лишь женскую, один заниматься исключительно кройкой, а другой — только пошивом. «Неизбежно тот, кто выполняет наиболее простую работу, выполняет её наилучшим образом». Таким образом, разделение труда способствует его производительности, но оно определяется размерами рынка. ^ Элементы «макроэкономии». В сочинении «О доходах» Ксенофонт обосновывал государственное предпринимательство. Он предлагал афинскому государству: 1) взять на себя инициативу в новых разработках серебряных месторождений, поскольку частные владельцы рудников не рискуют делать этого; 2) составить из добровольных взносов граждан общественный фонд и расходовать его средства на строительство и сдачу внаём грузовых кораблей для торговых перевозок, оборудование гостиниц и торговых помещений. Как следствие содействовать расширению товарооборота и, тем самым, увеличению поступлений в казну от внешней торговли. Можно подытожить, что Ксенофонт, исходя из политических соображений, поставил вопрос о рациональном хозяйствовании как на микроуровне «ойкоса», так и на макроуровне полиса. Однако его аргументация была ограничена конкретными проблемами управления наличным имуществом в домохозяйстве и государством. ^ Учение Аристотеля об экономии и хрематистике. Ученик Платона Аристотель Стагирит (384 — 322 до н.э.), заимствовав у Ксенофонта понятие «ойкономия» («экономия»), сделал первый шаг к описанию хозяйственной жизни в системе взаимосвязанных абстрактных категорий. Свои экономические взгляды Аристотель изложил в сочинениях «Политика» и «Этика». Он исследовал мотивы хозяйственной деятельности человека как общественного существа («политического животного»), исходя из философского представления о добродетели как «обладании серединой». В даянии и приобретении имущества обладание серединой — щедрость, а избыток и недостаток — мотовство и скупость. Добродетельной серединой является и «правосудность» — справедливость при обмене и в распределении. Правосудность в толковании Аристотеля двойственна. С одной стороны, она проявляется в пропорциональном воздаянии различным работникам в соответствии с затратами труда, соизмеряемыми при помощи номисмы (монеты). С другой стороны, она предполагает удовлетворение потребностей людей в соответствии с различиями общественного положения. Таким образом, Аристотель дал основание для разноречивых суждений о «стоимости» и «полезности» благ в экономической мысли последующих веков. Характеризуя монету как основу сопоставления «всего, что участвует в обмене», Аристотель, по существу, подразумевает три функции денег: 1) единица соизмерения; 2) средство обращения; 3) запас ценности — «залог возможности обмена в будущем», поскольку монета более других благ «тяготеет к постоянству». Аристотель акцентирует искусственный характер монеты, а именно то, что «она существует не по природе, а по установлению, и в нашей власти изменить её или вывести из употребления». Это замечание является предпосылкой нового понятия, введённого в сочинении «Политика», — хрематистика (отслова«хремата» — запасы). В этом произведении Аристотель характеризует богатство как совокупность средств, необходимых для жизни и полезных для семьи и государства. Домохозяйство — наименьшее, а полис — наибольшее вместилище запасов благ, накопляемых для обеспечения самодостаточности и справедливости человеческих сообществ, скрепленных отношениями взаимности. Хрематистика – это умение обеспечивать себя запасами, но они могут быть естественными — продуктами, необходимыми для поддержания жизни и уз доброй воли в сообществе, — и искусственными, в денежных знаках. Естественные запасы имеют пределы, поскольку ограничены наличием места и сроками хранения. Напротив, в «искусстве наживать состояние» денежными операциями «никогда не бывает предела в достижении цели»; стремление к умножению денег доходит до бесконечности и уводит от «благой жизни». Это — искусственная хрематистика, крайним выражением которой является ростовщичество. Аристотель считал, что стремление умножать деньги в торговле «по справедливости вызывает порицание»; а деятельность по выдаче денежных займов под проценты «с полным основанием вызывает ненависть», поскольку этот род наживы противоестествен, ибо деньги утрачивают то своё назначение, ради которого они были созданы — обслуживать обмен продуктов — и начинают плодить сами себя. Следует иметь в виду, что ростовщичеством занимались, как правило, неполноправные жители полиса и отпущенные на волю рабы, поэтому враждебность Аристотеля к этому занятию отражала пронизывающий всю его философию дуализм возвышенного и низкого, разумной формы и грубой материи; убежденность в природном неравенстве людей и предрасположенности одних к господству, других к рабству. В учении о хрематистике (которую позднейшие толкователи целиком отождествили с искусственной хрематистикой) Аристотель сформулировал понятие, до сих пор остающееся одним из главных в экономической науке: монополия (по-гречески «моно» — один, «полео» — продаю). В смысле наживы она особенно выгодна как для отдельных лиц, так и для некоторых государств. Аристотель приводит историю самого первого из греческих философов — Фалеса Милетского, который, предвидя на основе своих познаний в астрономии богатый урожай оливок, дешево законтрактовал зимой все окрестные маслобойни, а во время сбора урожая стал отдавать их на откуп за высокую плату, собрав много денег. Случай с Фалесом был для Аристотеля также «доказательством того, что философам при желании легко разбогатеть, но не это является предметом их стремлений». В творчестве Аристотеля философская вера Осевого времени приобрела характерное для западного мышления различие направлений, обращенных к внешней природе (физика) и к внутреннему миру человека (этика). Но они, в равной степени, считались занятиями свободных граждан, располагающим досугом («схоле»), противопоставленным производительному труду. Платон и Ксенофонт также были убеждены в том, что труд большого числа рабов, добываемых военными захватами, является необходимой предпосылкой прочной государственности.
|