Студопедия — Книга о скудости и богатстве» И.Посошкова
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Книга о скудости и богатстве» И.Посошкова







Русский прожектёр. Пётру I не довелось прочитать самое значительное произведение из «литературы проектов» своих подданных. Убежденный сторонник и участник преобразований новгородец Иван Тихонович Посошков (1652—1726) после трёх лет работы над своим экономическим сочинением передал в 1724 г. рукопись новгородскому архиепископу в расчёте, что она будет вручена самодержцу как негласный свод рекомендаций от «всеусердного желателя» блага России. Но император вскоре умер, а престарелый Посошков неожиданно был арестован летом 1725 г. и заточен в Петропавловскую крепость, где менее чем через полгода окончил свои дни. Его «потаённая» книга, возможно, сыгравшая свою роль в мрачном жизненном финале, увидела свет лишь в 1842 г., хотя в середине XVIII в. с неё снимал копию М. В. Ломоносов.

«Книга о скудости и богатстве» Посошкова отразила его богатый жизненный опыт, включая участие в изыскании минеральных ресурсов (сера, нефть), корабельном и питейном («водочном») делах, и грандиозной монетной реформе Петра. Как и его повелитель (и в противоположность Ю. Крижаничу, скрупулёзно перечислявшему в «Политичных думах» ресурсы, которых России не хватает — от всех известных тогда 7 металлов до грецких орехов), Посошков был убеждён в обилии в России естественных богатств (например, разнообразных материалов для производства красителей). Ещё более убеждён он был в могуществе «его пресветлого величества слова», монаршей воли «попечения нескудного». Отсюда твёрдая вера в действенность увещевания царя относительно «вкоренения правды», чтобы силой указов самодержца исправить многочисленные «нестроения» в государстве и добиться благосостояния и по-христиански любовного согласия всех чинов.

^ Подчинение интересов купечества царскому интересу. Младшие современники Посошкова из числа обученных за границей русских родовитых аристократов в своих проектах во главу угла ставили интересы самодержавного государства и дворянства, но в свете западного опыта находили, что преуспеяние национальной торговой прослойки соответствует этим интересам. «Купечество есть твердое основание богатства всех государств, как ныне цветет в Англии и Голландии» (Ф. Салтыков); «когда рукоделие и купечество благополучно идут, тогда вотчинников доход исправно платится» (И. Щербатов). Посошков, сам купец со стажем в несколько десятилетий, также подчёркивал, что «купечеством всякое царство богатится» и «купечество и воинству товарищ: воинство воюет, а купечество помогает». Посошков предполагал троякую защиту интересов национального купечества: 1) от иноземцев; 2) от «иночинцев», требуя запрета торговать дворянам, крестьянам и представителям духовного сословия; и 3) от раздоров между самих русских купцов, которые «между собою союзства никакого не имеют, друг друга едят и тако все погибают». Но Посошкову чужда была мысль об ограничении ради интересов купечества интереса «властительного и всецелого монарха». Посошков прямо противопоставлял российскому самодержавию европейские страны, где короли «не могут по своей воле что сотворити, но самовластны у них подданные их, а паче купеческие люди», и называл не иначе, как «бесчестием» такой порядок, где купеческая цена сильнее указов монарха.

Поскольку «царь не купец, но самодержавный повелитель», то его волей и интересом (в сборе пошлин) определяются и цены на товары. Надо установить, чтобы какова цена на товар «в первой лавке, такова была и в последней», а за всякую излишнюю копейку с торговца следует «взять по гривне или по две и высечь батогами ли плетьми, чтоб впредь так не делал». Ценам на хлеб подобает быть равными и неизменными и в урожайном году, и в недородном. Домашний скот Посошков предлагает «пятнать» клеймами-ценами, чтобы при перепродаже сохранялось постоянство цены и пошлины в казну. Наконец, царь волен налагать цену на товары, привезенные иностранцами, «а буде им нелюбо, то… на сухом берегу места не дать; либо назад вези, либо в корабле держи».

Рьяная защита Посошковым указной цены показывает, что нелепо считать его предшественником классической политической экономии (с её учением о «естественном порядке»), как это сделали первый публикатор «Книги о скудости и богатстве» известный идеолог «официальной народности» М. П. Погодин (1842), а затем советский историк Л.М. Мордухович. Но едва ли можно согласиться и с утверждением автора первого очерка развития русской экономической мысли В. В. Святловским (1923), что Посошков «типичный» меркантилист с «русским колоритом». Посошков действительно выдвигает меркантилистские требования ограничения или запрета ввоза тех товаров (длинный список), условия для производства которых есть в России. Он считает само собой разумеющимся расширение торговли как в западном, так и восточном (Иран, Китай) направлениях, в том числе по морю. Но в отличие от сугубо светской доктрины торгового баланса, Посошков не думал отделять экономическую выгоду от нормативной оценки соответствия государственного порядка началам христианской правды в её русском православном толковании.

«Христианская правда» Посошкова в трактовке экономических вопросов. Искание пути воплощения христианской правды в российском государственном и хозяйственном устройстве приняло у Посошкова своеобразную форму. Евангельское высказывание о невозможности служения сразу двум господам (Матф. 6: 24) стало аргументом о недопущении иночинцев к занятиям торговлей, которую надлежит сделать монополией купечества. «Свободная» торговля русского купечества в понимании Посошкова — это прежде всего отсутствие конкуренции со стороны иночинцев; дворянам надлежит самим не прикасаться ни к какому торгу и «пасти» своих крестьян, что бы те также «ни малым торгом отнюдь не касались бы». Но Посошков полагал дозволительным и одновременно обязательным запись в купеческий чин — с аккуратной уплатой пошлин — представителей других сословий, если они решили заняться торговлей, но тогда они должны оставить земледелие и службу (военную, церковную).

Из ортодоксальной убежденности, что православная вера самая чистая, никакой «еретической примеси» не имеющая, Посошков вывел, что и русские монеты должны быть самые чистые, без всяких примесей и тщательно (мастеровито) отчеканенные. Зато для их номинала «не вес значение имеет, но царская воля». Если государь велит золотниковой медной монете положить рублевое начертание, то «она бы за рубль и ходить в торгах стала во веки веков неизменно». Поэтому Посошков рекомендовал перечеканить старые серебряные копейки в рубли и полтинники (по номиналу), а из каждого золотника меди чеканить одну 10-копеечную монету (гривенник) или 4 копеечных. Золотые же червонцы, по его мнению, предназначены не ради «торгу или приобретения богатства», а ради славы государя (прокламативная, а не экономическая функция денег).

Посошков отличался от тех прибыльщиков или вымышленников, которые в петровские времена выискивали новые источники государственного дохода в виде новых предметов обложения. Перечислив некоторые из этих мелочных сборов, Посошков с горечью заметил, что ими казны не наполнить, а только людям «турбация великая». Все «многоплодные» старые и «нововымышленные» пошлины Посошков предложить заменить единым налогом «по гривне с рубля». Этот царственный праведный «десятинный» сбор, иже «до христова воплощения уставленный», Посошков считал реализацией своей идеи о «прямом и здравом» собирании царского сокровища таким образом, чтобы «обиды ни на кого не навести», поскольку «худой тот сбор, аще кто царю казну собирает, а людей разоряет».

Идея единого 10%-го налога представляет «параллельные линии» во взглядах Посошкова и писавших несколько раньше в условиях другой абсолютной монархии — французской — маршала Вобана («Королевская десятина», 1707) и судьи Буагильбера («Рассуждение о природе богатства, денег и налогов», 1707). Буагильбер во Франции, также как Посошков в России проводил мысль, что богатство государства неотделимо от благополучия народа. Но французский мыслитель развернул при этом критику государственного вмешательства в торговлю, промышленность и ценообразование, вредящего установлению равновесия в хозяйстве. Был сделан шаг к анализу «естественного порядка» вещей. Русский обличитель «худого и непорядочного» в православном отечестве остался при вере в свыше вдохновляемую государственную власть и её административные ресурсы как во всемогущую силу национального устроения.
^







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 453. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия