Утилитаристы: И. Бентам и Дж. Ст. Милль.
Влияние И. Бентама. На английскую политическую экономию XIX в. не меньшее влияние, чем А. Смит и Д. Рикардо, оказал плодовитый философ Иеремия (Джереми) Бентам (1748 — 1832). Это влияние было различным для трёх поколений. Д. Рикардо и его друг Джеймс Милль (1773 — 1836) нашли в Бентаме соратника в борьбе за минимизацию государственного вмешательства в экономическую конкуренцию. Согласно Бентаму, человек по природе своей гедонист ( от лат. hedone — «наслаждение»), он мыслит и действует в соответствии со стремлением испытывать наслаждения и избегать страданий. Правительственная власть является необходимым злом, поскольку опирается на принуждение, а принуждение создаёт страдание; она проникнута «дурными» (sinister) интересами; её нельзя уничтожить, но можно ограничить. В «Наблюдениях над ограничительной и запретительной коммерческой системой» (1821) Бентам предложил английский перевод лозунга laisser faire как «leave us alone» (дословно: оставьте нас в покое). Сын Дж. Милля — Джон Стюарт Милль (1806 — 1873) — был виднейшим систематизатором рикардианской политэкономии и одновременно виднейшим последователем бентамистской философии, которую именно он назвал утилитаризмом (от англ. utility — «полезность»).Для младшего Милля, пришедшего к выводу, что законодательство бессильно изменить «естественные законы» производства, но способно сглаживать неравенство в распределении, Бентам представлял интерес, прежде всего, как юрист, своими многочисленными законотворческими инициативами — например, в области ограничения права наследования или освобождения некоторой минимальной величины доходов от налогообложения. Наконец, для экономистов последней трети XIX в., которые через преодоление традиции Рикардо — Дж.Ст. Милля преобразовали классическую политическую экономию в экономическую теорию, основанную на предельном анализе, на первый план вышел Бентам-психолог, давший исходную мотивационную модель «экономического человека»– счётчика собственных наслаждений и страданий, «гедониста-максимизатора». «Арифметика счастья». Бентам считал, что политическая экономия должна быть частью более общей науки — эвдемоники (от греч. ευδαιμονία — «блаженство»). Цель этой науки — содействовать «наибольшему счастью для наибольшего числа людей», которое достигается, по мнению Бентама, как суммарная полезность от максимизации каждым индивидуумом собственной пользы в стремлении к личному преуспеянию с подсчётом наслаждений и страданий. Наслаждения и страдания Бентам представлял как своеобразные векторы, с интенсивностью и продолжительностью как главными компонентами. Благосостояние измеряется как сумма интенсивностей всех удовольствий за данный промежуток времени, умноженных на их продолжительность, за вычетом количества страданий, испытанных за тот же период и рассчитанных по аналогичной формуле. ^ Главные политэкономические выводы Бентама из «арифметики счастья»:
В этой абстрактной постановке содержались предпосылки для истолкования утилитаризма в духе социального реформизма, что и осуществил Дж. Ст. Милль. ^ Дж. Ст. Милль: законы производства и законы распределения. Обширный труд Милля «Принципы политической экономии с некоторыми ее приложениями к социальной философии» (1848) был задуман как трактат, по своей широте подобный «Богатству народов» А. Смита, но на уровне более глубоких знаний, достигнутых к середине XIX в. Трактат Милля почти до конца XIX в. стал общепризнанным университетским экономическим учебником. Это был компромиссный свод различных версий классической школы политической экономии с элементами социалистических учений. К числу основных «естественных законов» производства и распределения Милль отнёс:
^ Направления реформирования распределения и производства. Милль выделил три главных направления реформирования современной ему экономической системы, которые соответствовали принципам утилитаризма и одновременно некоторым требованиям социалистических доктрин:
|