Ее основные виды
Сходными по своей сути с алетической модальностью являются модальности эпистемические (от греч. «episteme» – знание), когда в суждении устанавливается связь между предметом мысли и его признаком на базе имеющихся знаний, убеждений, средств и методов познания. Другими словами, эпистемическая модальность суждений основана на самом процессе познания и мышления, на осмыслении знаний, их особенности. «Многие люди верят, что добро побеждает зло». «Преступника возможно исправить, если его можно перевоспитать». «Уже доказано, что взрывы на улице Моховой и у станции метро «Пушкинская» являются терактами». «Большинство граждан США убеждено, что если национальные интересы существуют, то это только интересы американского народа». Приведенные примеры суждений являются иллюстрацией эпистемических модальностей. Характерной чертой эпистемической оценки суждений выступает степень достоверности получаемых знаний. Это обстоятельство имеет большое значение для курсантов, слушателей, студентов, которые будут выполнять непростые задачи по своим специальностям экспертов-криминалистов, участковых, следователей и т.д. Ведь всякую истину им необходимо доказывать, а ложные высказывания – опровергать, принимать решения об ограничении прав и свобод граждан, их виновности или невиновности, исходя из знания и применения норм права, а также личного практического опыта, собственных знаний и убеждений. Эпистемические модальности выражаются такими словами-операторами (модальные понятия), как «доказано», «недоказано», «опровергнуто», «известно», «убежден», «общепринято», «истинно», «ложно», «вероятно», и т.п. Если брать за основу выделения видов эпистемической модальности, как отмечалось, степень достоверности знаний, которая заключена в суждениях, то получим два их класса: достоверные и правдоподобные. Достоверные суждения – это суждения, истинность или ложность знаний в которых доказана либо формами «живого созерцания» (очевидности фактов), либо строгими логическими правилами (результат логического следования), а также аксиомами, определениями, иными научными знаниями, включая содержание объективных законов. «Очевидцы утверждают, что гражданин N. был на месте преступления. Это же установлено в экспертизе, исследовавшей отпечатки пальцев гражданина N. на предметах с места происшествия». Правдоподобные суждения – это высказывания, об истинности знаний в которых говорится в той или иной степени, то есть высказывается предположительное, вероятное знание. «Из показаний продавца магазина: я не уверен в том, что последнюю партию товара доставлял диспетчер N.». «Итоговый вывод эксперта о подлинности подписей диспетчера N. на товарных накладных не является категоричным. Наоборот, речь идет о вероятности того, что подписи сделаны диспетчером N.». В логике приняты знаки, которыми обозначают модальные понятия: соответственно, для достоверных – G («доказано», «обосновано», «верифицировано») и E («необоснованно», «опровергнуто», «фальсифицировано»); для правдоподобных суждений – Т («вероятно», «правдоподобно»).
Если обозначить любое простое суждение переменной р, то получим логические формулы трех видов эпистемической модальности: G(р) – «доказано, обосновано, что р»; Е(р) – «опровергнуто, фальсифицировано, что р»; Т(р) – «вероятно, что р». Иначе говоря, G, Е, Т являются знаками-операторами, под которыми стоят простые суждения (р), а вместе (G(р), Е(р), Т(р)) – основные виды эпистемической модальности.
|