Б. Свидетельства Писания и природы
Ясное свидетельство существования Бога содержится также в Писании и в природе. По сути, вся Библия исходит из того факта, что Бог существует. Первый стих Книги Бытие не утверждает существования Бога, но сразу же приступа-ет к рассказу о том, что Он свершил: «В начале сотворил Бог небо и землю». Если мы убеждены, что Библия истинна, то из Библии мы узнаем не только о том, что Бог существует, нотакже очень многое о Его природе и Его деяниях. Мир также изобильно свидетельствует о существовании Бога. Павел го-ворит, что вечная и божественная природа Бога «чрез рассматривание творе-ний видима» (Рим. 1:20). Это широкое определение, говорящее о «творениях», подразумевает, что, в определенном смысле, каждое творение свидетельствует о качествах Бога. И наиболее полно свидетельствует о существовании Бога сам человек, сотворенный по образу Божьему. Когда мы встречаем другого человека, мы должны (если наш разум действует правильно) осознавать, что такое невероятно сложное, умелое и общительное живое существо могло быть сотворено только бесконечным, мудрейшим Творцом. Кроме этого доказательства, есть и другое прекрасное свидетельство, и содержится оно в природе. «Дожди и времена плодоносные», также как «пища и веселие», которые получают люди, по словам Варнавы и Павла, также сви-детельствуют о Боге (Деян. 14:17). Давид говорит нам о свидетельстве небес:
1 Некоторые люди отрицают, что им свойственно внутреннее ощущение Бога. Од-нако часто это становится очевидным в период личных переживаний, когда глубокая внутренняя убежденность проявляется во внешних словах и поступках. Несколько лет назад я ехал с друзьями в машине. Вместе с нами была одна молодая женщина, которая уверенно утверждала, что ей не присуще внутреннее осознание Бога. Мы ехали по скольз-ской дороге, и неожиданно машину на большой скорости развернуло на 360 градусов. И эта женщина совершенно отчетливо воскликнула: «Господь Иисус, пожалуйста, помоги нам!» Все остальные с удивлением оглянулись на нее — ее агностицизм был опровергнут ее же собственными словами. «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание» (Пс. 18:2,3). Когда мы смотрим на небо днем или ночью, мы видим солнце, луну, звезды и облака, которые своим существованием, красотой и величием постоянно провозглашают, что их сотворил мудрый и властный Творец, Который поддерживает их в суще-ствующем порядке. Это большое количество свидетельств существования Божьего, которые содержатся в различных частях сотворенного мира, показывает нам, что в опре-деленном смысле все, что существует, свидетельствует о существовании Бога. Для тех, у кого есть глаза для созерцания и ум для правильной оценки увиден-ного, каждый древесный листок, каждая травинка, каждая звезда на небе и все остальное творение непрерывно восклицает: «Бог сотворил меня! Бог со-творил меня! Бог сотворил меня!» Если бы наши разум и сердце не были так ослеплены грехом, то мы просто не смогли бы, пристально взглянув на лист дерева, сказать: «Никто его не сотворил. Все вышло само собой». Красота снежинки, величественная сила грома, искусство пчелы, освежающий вкус прохладной воды, невероятные способности рук человека — все это и тысячи других аспектов творения просто не могли бы возникнуть без всемогущего и мудрейшего Творца. Таким образом, для тех, кто правильно оценивает очевидное, все в Писа-нии и все в природе ясно доказывает, что Бог существует и что Он — тот муд-рый Творец, каким описывает Его Библия. Поэтому, веруя в то, что Бог суще-ствует, мы основываем нашу веру не на слепой надежде, не связанной с оче-видностью, а на огромном количестве верных свидетельств Божьих слов и дел. Подлинная вера всегда основывается на заслуживающем доверия свидетель-стве, и вера в существование Бога не исключение. Кроме того, эти свидетельства могут быть приняты в качестве верных до-казательств существования Бога, несмотря на то что некоторые люди отвер-гают их. Это не означает, что свидетельства неверны, это значит лишь, что люди неверно их оценивают.
В. Традиционные «доказательства» существования Бога Традиционные доказательства существования Бога, которые были выра-ботаны философами-христианами (и некоторыми нехристианами) в различ-ные периоды истории, по сути являются попытками тщательно и логически точно проанализировать действительность, особенно свидетельства природы, призванные показать людям, что отрицать существование Бога — нерацио-нально. Если верно, что грех заставляет мыслить людей иррационально, то эти доказательства являются попытками помочь людям мыслить рационально, т. е. правильно рассуждать о свидетельствах Божьего существования, преодоле-вая иррациональность греха. Большая часть традиционных доказательств существования Бога может быть отнесена к одному из четырех типов рассуждения: 1. Космологический аргумент основывается на том факте, что все извест-ные объекты мира имеют свою причину. Поэтому сам мир также должен иметь причину, и причиной столь великого мира может быть только Бог. 2. Телеологический аргумент в действительности является одной из кате-горий космологического аргумента. Здесь подчеркивается гармония и поря-док мира и утверждается, что подобный план может служить доказательством разумной цели (греческое слово τέλος означает «конец» или «цель»), которая лежит в основе этого. Поскольку мир свидетельствует о том, что он сотворен по определенному плану, то должен существовать разумный и целеполагаю-щий Бог, который сотворил мир именно таким образом. 3. Онтологический аргумент передает идею о Боге, Который определяется как Существо, «более великое, чем все, что можно вообразить». Далее утверж-дается, что подобному существу должен быть свойствен признак существо-вания2. 4. Моральный аргумент исходит из человеческого чувства добра и зла и из стремления к справедливости. Далее утверждается, что должен существовать Бог, Который является источником добра и зла и Который однажды воздаст по справедливости всем людям. Поскольку все эти аргументы основаны на таких фактах творения, ко-торые являются истинными, мы можем сказать, что все эти доказательства (при тщательном рассмотрении) являются, в объективном смысле, истин-ными. Они истинны, поскольку верно оценивают действительность и в про-цессе рассуждения подводят к правильному выводу — Бог действительно является причиной мира, мир действительно обнаруживает целеполагающий план, Бог действительно существует как Тот, Кто более велик, чем все, что можно вообразить, и Бог действительно даровал нам возможность различать добро и зло и знать, что однажды придет суд. Таким образом, действитель-ные факты, к которым апеллируют эти доказательства, истинны, и в этом смысле доказательства также истинны, несмотря на то что не все люди убеж-дены в этом. 2 Онтология от греч. ontos — сущее и logos — учение, слово. Однако в другом смысле, если слово «действительный» понимать как «способный убедить даже тех, кто исходит из ложных предпосылок», тогда, конечно, эти доказательства не являются истинными, поскольку ни одно из них не способно убедить всех, кто рассматривает их. Это обусловлено тем, что многие неверующие либо исходят из ложных предпосылок, либо неверно рассуждают, анализируя действительность. Причина не в том, что эти дока-зательства неистинны сами по себе. Таким образом, ценность этих доказательств заключается, главным обра-зом, в том, что они отвечают на некоторые «логические» возражения, вы-двигаемые неверующими людьми. Они не могут привести неверующих к спа-сительной вере, поскольку это может произойти только через веру в свидетель-ство Писания. Однако они способны дать ответ на возражения неверующих, а для верующих они могут логически подкрепить то, в чем они [верующие] уже были убеждены через внутреннее ощущение Бога и свидетельство Писания.
|