В. Писание было достаточным на каждом этапе истории спасения
зывали» им, что их «ведет» Бог, важно помнить, что в этой жизни мы не можем быть абсолютно уверены, что знаем волю Божью в каждой конкретной ситуации (за исключе-нием тех случаев, когда тот или иной текст Писания ясно относится к определенной ситуации). В различных ситуациях мы можем обладать лишь различной степенью уве-ренности. Хотя наша способность постичь волю Божью должна развиваться по мере достижения христианской зрелости, мы неизбежно будем иногда совершать ошибки. У Эдмунда Клоуни (Edmund Clowney) я позаимствовал прекрасное высказывание на этот счет: «Степень уверенности в знании воли Божьей в той или иной ситуации прямо про-порциональна степени осознания нами того, как именно Слово Божье применимо к этой ситуации» (из частной беседы в ноябре 1992 г.). Говоря о достаточности Писания, мы не имеем в виду, что Бог не может ничего добавить к сказанному Им. Мы утверждаем, что человек не может по своей инициативе добавить какие-либо слова к тем, что Бог уже изрек. Кроме того, это означает, что фактически Бог не сказал человечеству никаких иных слов, которым мы могли бы верить и повиноваться, помимо тех, что есть в Библии. Этот момент очень важен, поскольку он помогает нам понять противоре-чивый, на первый взгляд, факт: Бог сначала говорит Своему народу, что Его слова достаточны для него в различные моменты истории спасения, а позднее добавляет к этим словам. Например, во Втор. 29:29 Моисей говорит: «Сокры-тое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего». Этот стих напоминает нам, что Бог всегда был Тем, по Чьей инициативе нам что-либо открывалось или не открывалось. На каждом этапе истории спасения, то, что Бог открывал, предназначалось для Его народа в этот вре-менной отрезок, а народу следовало изучать, верить и повиноваться. По ходу истории спасения добавлялись новые слова Божьи, которые истолковывали эту историю (о развитии канона см. выше, в гл. 2). Таким образом, ко времени смерти Моисея, первые пять книг нашего Вет-хого Завета были достаточны для народа Божьего того времени. Однако Бог вдохновил последующих авторов сделать добавления, чтобы Писание стало достаточным для верующих более поздних времен. Для современных христи-ан достаточны слова Бога, зафиксированные в Ветхом и Новом Заветах. После смерти, воскресения и вознесения Христа и после основания церкви, как это описано в Новом Завете, а также после соединения книг в новозаветном ка-ноне, не произошло никаких значительных событий в истории спасения, ко-торые имели бы значения для всего народа Божьего во все последующие вре-мена, и поэтому никаких новых слов Божьих, истолковывающих эти собы-тия, нам не было дано. Это означает, что мы можем процитировать тексты Писания из всех час-тей канона, где ясно показано, что принцип достаточности откровения Божь-его в каждый конкретный период оставался все тем же. В этом смысле стихи, которые говорят о достаточности Писания в более ранние периоды, непосред-ственно относятся также и к нам, несмотря на то что объем Библии в наше время значительно увеличился. В этом смысле следующие тексты Писания обращены также и к нам: Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую (Втор. 4:2). Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнять; не прибавляй к тому и не убавляй от того (Втор. 12:32). Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него. Не при-бавляй к словам Его, чтоб Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом (Прит. 30:5,6). И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей: и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей (Отк. 22:18,19)2.
Г. Практическое применение учения о достаточности Писания Учение о достаточности Писания может помочь нам в различные момен-ты христианской жизни. Приведем несколько примеров (список можно про-должить). 1. Когда мы, размышляя, стараемся сделать вывод (по тому или иному вопросу) или принимаем решение, как поступить (в той или иной ситуации), нас поддерживает мысль, что все сказанное Богом по этим проблемам можно найти в Писании. Это не означает, что Библия дает ответ на все вопросы, ко-торые могут прийти нам в голову, ибо «сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему» (Втор. 29:29). Это значит лишь, что, когда перед нами встает под-линно значимая для нашей христианской жизни проблема, мы можем обра-титься к Писанию с уверенностью в том, что через него Бог поможет нам ре-шить ее. Конечно, иногда бывает и так, что Писание прямо не отвечает на важный для нас вопрос (напр., какого «богослужебного порядка» нам придерживать-ся в воскресенье утром; как лучше молиться: на коленях или стоя; в какое время дня нам принимать пищу и т. д.). В подобных случаях стоит сделать вы-вод, что Бог не требует от нас ничего определенного (кроме соблюдения общих принципов поведения и наших стремлений). Однако во многих других случа-ях мы обретем прямое и ясное водительство от Господа, Который даст нам все необходимое для «всякого доброго дела» (2 Тим. 3:17). 2 В первую очередь эти стихи, конечно, относятся к самой Книге Откровение, одна-ко неслучайно они расположены в самом конце этой книги — единственной, которая может быть последней в каноне Нового Завета. Следовательно, мы с полным основани-ем можем применить эти стихи ко всему канону (см. гл. 2). Чем чаще мы будет обращаться к Писанию в поисках водительства, тем быстрее научимся находить точные, четко сформулированные ответы на наши вопросы. Следовательно, мы сможем обрести способность верно понимать учения Библии и применять их в конкретных ситуациях. 2. Мы ничего не можем прибавить к Писанию и ни одну другую книгу мы не можем считать равной Писанию по значимости. Этот принцип нарушают почти все культы и секты. Мормоны, например, утверждают, что они верят в Библию, но, по их мнению, и «Книга Мормона» обладает божественным ав-торитетом. Христианские ученые говорят, что верят в Библию, но на практике считают книгу «Science and Health With a Key to the Scriptures* Mary Baker Eddy равной Писанию по авторитету. Поскольку это является нарушением повеления Бога не добавлять ничего к Его словам, нам не следует думать, что в этих книгах можно найти дополнительные слова Божьи. Иногда подобная ошибка совершается в христианских церквах, когда люди с доверием прини-мают новые идеи о Боге или о небесах, основанные не на Писании, а на чьих-то рассуждениях или на личном опыте. 3 См. гл. 51, где говорится о том, что возможны некоторые виды откровения от Бога и в наши дни, когда канон уже сформирован. Особенно см. гл. 52 о даре пророчества. 4 Наиболее ответственные представители современного харизматического движе-ния в целом согласны с этим предостережением; см.: Wayne Grudem, The Gift of Prophecy in theNew Testamentand Today (Eastbourne, England: Kingsway, and Westchester, 111.: Crossway, 1988), pp. 110-112; 245-250. 5 Я не хочу сказать, что придерживаюсь «цессационистского» (от лат. cessatio, «пре-крашение». — Примеч. ред.) взгляда на духовные дары (т. е. что определенные дары, та-кие, как пророчество и говорение на языках, прекратились после смерти апостолов). Здесь я просто хочу показать, насколько опасно преувеличивать значение этих даров, особенно если при этом снижается авторитет Писания или игнорируется учение о доста-точности. Более подробно эти дары рассматриваются в гл. 52; см. также: Wkyne Grudem, The Gift of Prophecy in the New Testament and Today (см. предыдущую сноску). 3. Мы не должны верить каким-либо письменным свидетельствам о Боге или о Его труде спасения, если их нет в Библии. Среди письменных памятников ранней церкви есть документы, где собраны изречения Иисуса, не вошедшие в Евангелия. Похоже, что некоторые из них действительно являются доволь-но точной записью того, что Иисус говорил (хотя сейчас невозможно с доста-точной степенью точности установить, какие именно). Однако для нашей хри-стианской жизни это не имеет никакого значения, поскольку, благодаря Богу, в Писании есть все, что нам следует знать о словах и делах Иисуса. Надо при-знать, эти документы в какой-то степени могут помочь при лингвистичес-ких исследованиях и, возможно, при изучении истории церкви, но они никак не могут повлиять на наше знание о том, во что нам следует верить, когда речь идет о жизни и учении Иисуса, и не смогут помочь сформулировать наши бо-гословские или этические убеждения. 4. Ни одно современное откровение от Бога не может считаться равным Писанию по авторитету. В разные периоды истории Церкви, и особенно в со-временном харизматическом движении, люди утверждали, что ради блага церкви Бог дал через них откровение. Как бы мы ни расценивали подобные заявления3, нам следует быть осторожными и никогда (по крайней мере, на практике) не ставить их на один уровень с Писанием4. Все, что касается Бога и Его дея-тельности в мире, содержится в Писании. И мы не должны повиноваться ка-ким бы то ни было указаниям, которые содержатся в подобных откровениях, если они не находят подтверждения в Писании. В Библии есть все, что нам необходимо узнать от Бога, для того чтобы верить в Него и повиноваться Ему5. Следует отметить также, что, когда пытаются опровергнуть учение о до-статочности Писания с помощью каких-либо документов, которые люди стре-мятся поставить на тот же уровень, что и Писание (будь то внебиблейская хри-стианская литература I в., или документы Римско-католической церкви, или книги различных культов, как, например, «Книга Мормона»), в результате всегда происходит одно и то же: 1) учения самой Библии отходят на второй план и 2) люди начинают учить таким вещам, которые противоречат Писа-нию. Церковь всегда должна осознавать возможность возникновения подоб-ной опасности. 5. Что касается непосредственно христианской жизни, то учение о доста-точности Писания напоминает нам следующее: то, что не запрещено в Писа-нии (прямо или косвенно), не является грехом. Ходить в законе Господнем — значитбыть «непорочным» (Пс. 118:1). Таким образом, мы не можем прибав-лять никаких запретов к тем, которые уже изложены в Писании. Конечно, иногда могут возникать ситуации, когда конкретному христианину будет луч-ше, например, воздержаться от кофе, кока-колы или идоложертвенного мяса или отказаться от посещения кинотеатров (см.: 1 Кор. 8—10), однако если какое-либо конкретное учение или общий принцип Писания не запрещает этого всем верующим, то мы должны твердо говорить о том, что эти действия не являются греховными сами по себе и что они не запрещены Богом Его на-роду во всех других случаях6. Этот принцип также очень важен, поскольку в среде верующих всегда существует тенденция жить по писаным или неписаным правилам (или дено-минационным традициям), указывающим, что следует и что не следует делать в христианской жизни, вместо того чтобы ежедневно искать водительства Бога в Библии. 6 Безусловно, человеческие сообщества, такие, как нация, церковь, семья и т. д., могут устанавливать свои внутренние правила поведения. Напр., какая-либо семья мо-жет запретить детям смотреть телевизор поздно вечером в будние дни. Подобных правил нет в Писании, и едва ли их можно обосновать тем или иным библейским принципом. И все же повиноваться этим правилам нужно, так Бог повелевает нам покоряться власти начальства (Рим. 13:1—7; 1 Пет. 2:13 — 3:6 и др.). Но говорить об отрицании учения о достаточности Писания можно будет лишь в том случае, если кто-либо попытается при-дать правилу общее значение вне рамок той ситуации, в которой оно должно действовать (напр.: «Члены нашей церкви не должны смотреть телевизор поздно вечером в будние дни» или «Христиане не должны смотреть телевизор поздно вечером в будние дни»). В таком случае правило перестает быть правилом поведения в одной конкретной ситуации и становится моральной заповедью, как бы применимой ко всем христианам в любой ситуации. Мы не вправе добавлять подобные правила к Писанию и навязывать их всем верующим, на которых мы имеем влияние; не может поступать таким образом и церковь в целом. Кроме того, если мы расширяем список грехов, которые запрещены Пи-санием, это приносит вред и церкви, и конкретным верующим. Святой Дух не станет призывать нас повиноваться правилам, которые не одобрены Богом в Писании, да и сами верующие не будут находить радости в повиновении тому, что не согласуется с законом Божьим, записанным в их сердцах. Иног-да христиане долгое время молят Бога о «победе» над предполагаемым грехом. Но Бог не может дать «победы», поскольку состояние или действие, о кото-ром идет речь, — вовсе не грех, это не вызывает гнева Божьего. А в результате, не получая ответа на свои молитвы, люди приходят в отчаяние и разочаровы-ваются в христианской жизни. В других случаях, не соглашаясь с навязанным представлением об этих новых «грехах», христианин тем не менее будет испытывать чувство вины и отчуждения от Бога. Часто бывает так, что на этих новых правилах беском-промиссно и открыто настаивают те, кто следует им, и тогда в церкви исчеза-ет подлинное общение верующих. Это вредит и проповеди, так как создается впечатление (по крайней мере, у посторонних), что возвещение Евангелия под-разумевает дополнительные требования в жизни верующих, т. е. человек мо-жет подумать, что, для того чтобы стать членом Тела Христова, следует жить так, как живут именно эти христиане. Явный пример подобныхдополнений к повелениям Писания — это про-тиводействие Римско-католической церкви «искусственным» методам конт-роля над рождаемостью; эта политика не находит ни малейшего подтвержде-ния в Писании. В результате многие люди, нарушая эти правила, ощущали отчуждение от Бога и испытывали ложное чувство вины. И все же надо при-знать, что человеческой природе свойственно устанавливать подобные пра-вила; такие примеры можно найти в писаной или неписаной традиции почти каждой деноминации. 6. Бог не требует от нас ничего, что прямо или косвенно не повелевает нам Писание. Это напоминает нам о том, что, пытаясь узнать волю Божью, мы долж-ны сосредоточить свое внимание на Писании. Если кто-либо утверждает, что он знает, как нам поступить в той или иной конкретной ситуации, потому что у него есть сообщение для нас от Бога, мы прежде всего должны проверить, под-крепляется ли это материалом Писания. Если подтверждения в Писании нет, то мы должны отвергнуть подобную помощь и не испытывать при этом чувство вины. Открытие этой истины может привнести великую радость и мир в жизнь многих христиан, которые, проводя бесконечные часы в поисках воли Божьей за пределами Писания, часто так и не обретают уверенности в том, что они нашли ее. Ведь многие христиане в наши дни вообще не уверены, что они могут узнать волю Божью хоть с какой-то долей определенности. Отсюда происходит и отсутствие стремления исполнять волю Божью (ибо как же ее узнать?), и незначительный рост в святости перед Богом. И напротив — христиане, которые убеждены в достаточности Писания, охотно ищут и находят волю Божью в Писании. Они могут постоянно возрас-тать в послушании Богу, познавая великую свободу и мир в христианской жизни. И они смогут воскликнуть вместе с псалмопевцем: И буду хранить закон Твой всегда, во веки и веки. Буду ходить сво-водно; ибо я взыскал повелений Твоих. <...> Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения (Пс. 118:44, 45,165). 7. Если речь идет о богословском и этическом учении, мы должны наи-большее значение придавать тому, чему придает значение Писание, и доволь-ствоваться тем, что Бог сказал нам в Писании. Есть такие предметы, о кото-рых Бог сказал нам в Библии мало или ничего. Мы должны помнить, что «со-крытое принадлежит Господу, Богу нашему» (Втор. 29:29) и что Бог открыл в Писании именно то, что было нам предназначено. Мы должны принимать эту истину, не преуменьшать значение Писания и не желать, чтобы Бог дал нам больше информации о том, о чем в Писании говорится мало. Конечно, воз-можны такие ситуации, когда мы сталкиваемся с проблемой, требующей от нас очень большого внимания и большей информации. Однако такие случаи сравнительно редки, и они не должны задавать тон в нашей жизни и в нашем служении. Во многих культах акцент делается на неясные учения Писания (на па-мять приходит то внимание, которое мормоны уделяют крешению для мерт-вых; об этом говорится в одном-единственном стихе Библии [1 Кор. 15:29], точное значение которого, судя по всему, сейчас установить невозможно). Однако сходная ошибка была допущена и целым поколением либеральных исследователей Нового Завета в начале XX в. Большую часть жизни они по-святили бессмысленным поискам источников событий, не вошедших в евангельские повествования, или «подлинных» изречений Иисуса. К несчастью, подобное слишком часто встречается и в среде евангель-ских христиан различных деноминаций. Основанием для разделения на де-номинации послужили те вопросы учения, которым Библия уделяет сравни-тельно мало внимания; их разрешение чаще всего основывается на сложных логических построениях, а не на прямых библейских утверждениях. Напри-мер, спорят о «правильной» форме церковного управления; о присутствии Христа в символах Вечери Господней; о событиях, которые последуют за воз-вращением Христа; о том, кого следует допускать к Вечере Господней; кого можно крестить; что означает «крещение Святым Духом» и т. д. Мы не утверждаем, что все эти вопросы не имеют никакого значения или что Писание не дает нам на них ответов (многих из них мы будем разбирать в последующих главах этой книги). Однако всем этим темам уделяется сравни-тельно мало внимания в Писании. Грустно сознавать, что руководители дено-минаций большую часть своей жизни нередко посвящают зашите именно вто-ростепенных моментов учения, которые отделяют их деноминацию от других. Что лежит в основе этих усилий? Желание достигнуть единства понимания в церкви? Или желание удержать власть над другими людьми, основанное на человеческой гордыне? Как бы там ни было, но в конечном счете это не нази-дает церковь. Вопросы для самостоятельной работы 1. Какое значение вы придаете чтению Библии и чтению других христиан-ских книг, когда ищете волю Божью в вашей повседневной жизни? Менялось ли ваше отношение к Библии и другим книгам в процессе роста в христианской жизни и в результате углубления ваших взаимоотношений с Богом? Поможет ли вам учение о достаточности Писания в вашей христианской жизни? 2. Какие вопросы учения и морали остаются для вас неясными? Согласны ли вы с тем, что Писание может дать ясный ответ на многие из этих вопросов? 3. Хотелось ли вам когда-нибудь, чтобы Библия говорила больше (или мень-ше) по тому или иному вопросу? Как вы считаете, что порождает в вас подобное желание? Используя материал этой главы, что бы вы сказали человеку, который сейчас выразил бы подобное желание? Каким образом мудрость Божья проявля-ется в том, что Он не сделал Библию ни длиннее, ни короче, чем она есть? 4. Если в Библии есть все, что нам необходимо для того, чтобы полностью повиноваться Богу, то какова роль инициатив, помогающих нам узнать волю Бо-жью в нашей жизни? (Это могут быть советы других людей; проповеди и занятия по изучению Библии; водительство Святого Духа, когда мы чувствуем, что Он руководит нашими внутренними устремлениями и субъективными впечатлени-ями; дар пророчества (если вы считаете, что он действует в наши дни.) 5. Каким образом вы станете искать «совершенной» воли Божьей о вашей жиз-ни? Возможно ли существование более чем одного «совершенного» выбора в тех решениях, которые мы принимаем? (Поразмышляйте над Пс. 1:3 и 1 Кор. 7:39, когда будете отвечать на этот вопрос, и используйте материал этой главы.) 6. Когда мы ищем воли Божьей, нужно ли нам знать что-либо еще помимо учения Писания, фактов, касающихся данной ситуации и умения правильно при-менять то, что узнали? Какова, в таком случае, роль молитвы в поисках водитель-ства? О чем нам следует молиться?
|