Молитва
Как молиться в соответствии с волей Божьей? Как молиться, чтобы молитва была действенной?
ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ
Вопросы о качествах Бога и о Его отношении к миру, рассмотренные в предыдущих главах, естественным образом подводят нас к учению о молитве. Понятие «молитва» можно определить следующим образом: молитва — это личное общение с Богом. Это довольно широкое определение. То, что мы называем «молитвой», — это и просительная молитва (которую иногда также называют молитвой за-ступнической или ходатайственной), это и исповедание греха, и поклонение, и хвала, и благодарение; через молитву Бог сообщает нам Свои указания и Свои ответы.
А. Почему Бог желает, чтобы мы молились Ему? Молитва совершается не для того, чтобы Бог узнал, в чем мы нуждаемся. Иисус говорит нам: «Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8). Бог желает, чтобы мы молились, потому что мо-литва отражает нашу веру в Бога; это то средство, через которое наша вера возрастает. Очень важно, чтобы мы молились с верой, т. е. с доверием Богу и с надеждой на Него, — это, вероятно, самый важный момент в библейском уче-нии о молитве. Бог как наш Творец наслаждается тем, что мы, Его творения, доверяем Ему, так как чувство доверия наиболее уместно в отношениях Твор-ца и творения. Молитва в смиренной надежде также показывает, что мы под-линно веруем в Божью мудрость, любовь и силу — и во все прочие качества Бога, составляющие Его совершенство. Когда мы подлинно молимся, мы, как личности, всем нашим существом полагаемся на Бога как на Личность, во всей полноте Его качеств. Таким образом, все, что мы думаем о Боге или чув-ствуем в связи с Ним, обретает свое выражение в молитве. Вполне естествен-но, что Бог наслаждается молитвой и уделяет ей огромное внимание в наших взаимоотношениях. Первые слова молитвы Господней — «Отче наш, сущий на небесах» (Мф. 6:9) — выражают нашу зависимость от Бога, любящего и мудрого Отца, и наше признание того факта, что Он правит всем со Своего небесного пре-стола. Писание не единожды подчеркивает необходимость веры во время мо-литвы. Например, Иисус сравнивает нашу молитву с тем, как сын просит у отца хлеба или рыбы (Лк. 11:9—12), и далее говорит: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13). Бог желает, чтобы в молитве к Нему мы проявляли такие чувства, какие свойственны детям, которые наде-ются на то, что их отцы дадут им все необходимое. Поскольку Бог — Отец наш, просить Его нам следует в вере. Иисус говорит: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22; ср.: Мк. 11:24; Иак. 1:6—8; 5:14,15). Однако Бог не просто желает, чтобы мы верили в Него. Он желает также, чтобы мы любили Его и пребывали в общении с Ним. Таким образом, это вто-рая причина, по которой Бог желает, чтобы мы молились Ему, — молитва делает наше общение с Богом глубже. Бог любит нас и наслаждается общением с нами. Третья причина, по которой Бог желает, чтобы мы молились Ему, заключа-ется в том, что наша молитва к Богу позволяет нам, Его творению, быть причаст-ными к процессам, имеющим значение в вечности. Когда мы молимся, мы спо-собствуем приближению Царства Божьего. Таким образом, молитва дает нам возможность участвовать в созидании Царства Божьего и позволяет нам выра-зить в этом наше величие как творения, созданного по образу Божьему.
|