Избрание и осуждение
Когда и почему Бог избрал нас? Есть ли неизбранные люди?
В предшествующих главах мы обсуждали тот факт, что все мы грешны и заслуживаем вечного наказания Божьего; мы говорили также, что Христос умер и таким образом заслужил для нас спасение. Теперь, в гл. 31—42, мы рассмот-рим то, как Бог применяет это спасение в нашей жизни. В этой главе мы начнем с избрания, т. е. с решения избрать нас к спасению, которое было осуществлено еще до сотворения мира. Этот акт избрания, строго говоря, не является частью применения к нам спасения, поскольку он состоялся до того, как Христос за-служил наше спасение, умерев на кресте. Но мы начинаем с избрания, потому что хронологически это начало благих отношений Бога с человеком. Справед-ливо считается, что это первый шаг в спасении лично каждого из нас1. Последующие этапы в применении Богом спасения к нашим жизням та-ковы: евангельский призыв, который мы слышим; рождение свыше Святым Духом; наш ответ в вере и покаянии; прощение нас Богом и дарование нам права быть членами Его семьи, равно как и дарование нам возможности рас-ти в христианской жизни и в течение всей жизни оставаться верными Ему. В конце нашей жизни мы умираем и отправляемся в Его присутствие, а затем, когда приходит Христос, мы получаем воскрешенные тела, и процесс спасе-ния таким образом завершается. 1 Эту тему можно было бы рассмотреть и в другой главе. Она могла бы находиться, напр., сразу же после гл. 15, в которой говорится о провидении Божьем, поскольку из-брание — часть провиденциального плана Бога. Можно было бы поместить этот матери-ал и в гл. 24 — как часть рассуждения о завете между Богом и человеком. Или же в гл. 39 — как часть рассуждение о неотступности, особенно в связи с вопросом об уверенности в спасении, поскольку, избрав нас к спасению, Бог дал нам огромную уверенность в том, что Он исполнит свое намерение. Но я предпочел рассмотреть эту тему именно здесь, непосредственно перед главами, в которых речь пойдет о предрасположении Бога лично к каждому из нас. (Отметим сходное расположение тем у Павла в Рим. 8:29,30.) Разные богословы называли эти события разными терминами и перечне-ляли их в определенном порядке, так как были убеждены, что эти события имен-но так и происходят в нашей жизни. Такой список событий, через которые Бог проводит спасение в наши жизни, называется порядком спасения, его ча-сто определяют латинским выражением ordosalutis, которое, собственно, и оз-начает «порядок спасения». Прежде чем начать обсуждение всех этих элемен-тов спасения, мы приведем здесь полный список тем, которые будут рассмот-рены в последующих главах. Порядок спасения: 1. Избрание (выбор тех людей, которые будут спасены). 2. Евангельский призыв (провозглашение Благой вести). 3. Рождение свыше (новое рождение). 4. Обращение (вера и покаяние). 5. Оправдание (обретение состояния праведности). 6. Усыновление (принятие в семью Бога). 7. Освящение (правильный образ жизни). 8. Неотступность (стойкость в христианской вере). 9. Смерть (уход к Господу). 10. Прославление (получение воскрешенного тела). Следует отметить, что пункты 2—6 и частично 7 связаны с тем, как чело-век становится христианином. Пункты 7 и 8 связаны с земной жизнью, 9 — с концом жизни, а 10 — с пришествием Христа2. Мы начинаем наше обсуждение порядка спасения с первого пункта — избрание. В связи с этим в конце главы мы также рассмотрим вопрос «осуж-дение» — решение Бога, какие именно люди не будут спасены и будут наказа-ны за их грехи. Как будет показано ниже, избрание и осуждение — весьма различные процессы, и следует их различать, чтобы не возникало ложного представления о Боге и Его делах. 2 Анализ порядка этих событий см.: John Murray, Redemption Accomplished and Applied (Grand Rapids: Eerdmans, 1955), pp. 79—87. Новые подходы в анализе порядка спасения, изложенного у Павла см.: Vern Poythress, "Using Multiple Thematic Centers in Theological Synthesis: Holiness as a Test Case in Developing a Pauline Theology" (неопубликованная рукопись, с которой можно ознакомиться в Вестминстерской богословской семинарии: Campus Bookstore, Westminster Theological Seminary, P.O. Box 27009, Philadelphia, PA, 19118). В обсуждении этой проблематики также часто используется термин «предо-пределение». В этом учебнике, как и вообще в реформатском богословии, предо-пределение считается более широким термином; он включает в себя два аспекта: избрание (верующих) и осуждение (неверующих). А термин «двойное предопре-деление» мы не считаем полезным, поскольку он создает впечатление, что как из-брание, так и осуждение происходит одинаково, и между ними нет никаких су-щественных различий, что никак нельзя признать истинным. Поэтому термин «двойное предопределение» не употребляется богословами-реформатами, хотяиног-да используется теми, кто критикует реформатское учение. Термин «двойное пре-допределение» не будет использоваться в этой книге для обозначения избрания и осуждения, поскольку он стирает грань между ними и затемняет смысл учения.
|