Студопедия — МОНСТРЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МОНСТРЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ






Прошлым летом мы жили в деревне под Ростовом Великим. К соседу приехал сын с двумя детьми-подростками. Одной из целей их путешествия было приобретение игровой приставки к телевизору — на Алтае, где они жили, таких диковин не было. Отправились в Ярославль, купили не то «Денди», не то еще что-то, я в этом не разбираюсь, и пришли к нам, чтобы испытать покупку: старик жил без телевизора. Так я впервые узнал, что это за штука. Смотрел я больше не на экран, а на тех, кто перед ним сидел. Сначала это были дети, но вскоре отец согнал их со стула и стал охотиться на уток сам. Это длилось долго, мы устали, но он забыл обо всем, глаза его горели, при удачном выстреле ему хотелось закрепить успех, а при неудачном — исправить ошибку. Дурно так думать, но у меня в голове стала вертеться фраза из Ильфа и Петрова: «Сбылись мечты идиота». К концу же игры меня охватила печаль. Я понимал, что когда семья вернется домой, отец начнет ходить на работу и отпускного настроения у него уже не будет. Сидеть за пультом будут дети, причем сидеть часами. И меня пронзила к ним такая же жалость, какую я однажды испытал, увидев распустившую свежие листочки небольшую березку на крыше заброшенной церкви. Она полна ожиданий, готовится стать высоким раскидистым деревом, а почвы ей не дали, и она зачахнет. Так же и эти ребятишки: в них столько добрых семян, но их усадят перед экраном с пошлыми персонажами, которых надо убивать или от которых надо спасаться (чтобы только не мешали взрослым), и семена не дадут всходов.

В старой России кое-где был обычай давать грудным младенцам вместо соски тряпочку с маком. Насосется кроха наркотика — и лежит тихонечко, а мать может в это время постирать или окучить картошку. Теперь медицина точно знает, что это должно было отразиться на ребенке очень плохо. Но еще хуже отразятся на нем втравливающие его в свои разборки электронные игры.

Тем мамам и папам, которые не понимают этого, можно задать следующий вопрос: могли бы вы, желая, чтобы дети в ваше отсутствие не бегали по улицам, оставить им игральные карты, расчертить пульку и, объяснив правила преферанса, спокойно удалиться до вечера? Каждый скажет, что такого никогда не сделает, ибо это было бы безумием. Но ведь это ничем не отличается от того, чтобы оставить ребятишкам игровую приставку. Это ведь точно такая же азартная игра, и замаскированность ее «электроникой» не должна никого вводить в заблуждение.

Вдумаемся: что такое азарт? Это сильное волнение, связанное с ожиданием результата какого-то твоего действия или выбора, который может быть положительным или отрицательным и который нельзя заранее предсказать. Элемент непредсказуемости тут необходим, без него не может быть азарта. В чистом виде он присутствует в таких играх, как «очко» или «орел и решка», где нижняя карта или верхняя сторона монеты определяются чистой случайностью; в других играх он разбавлен закономерностью, и там что-то все-таки зависит от самого игрока, от его умения. К таким «умным» играм относятся как преферанс, так и игры на приставках, так что это вещи совершенно одинакового порядка. Просто по своему внешнему оформлению преферанс больше импонирует взрослым, а электронные игры — детям. Если же отбросить вежливость, лучше сказать так: преферанс приспособлен для взрослых балбесов, а электронные игры — для юных балбесов.

Любители этих занятий будут, конечно, возражать против такого жесткого определения. В защиту своего хобби они выдвинут разные аргументы, но главным у всех будет один (можете проверить): «умные» игры развивают интеллект и этим приносят пользу. Второе соображение, которое часто слышишь, таково: потребность играть свойственна молодому возрасту и неодолима, она присуща даже зверенышам, поэтому тем инженерам, которые идут навстречу этой потребности и придумывают для ребятишек увлекательные телевизионные игры, надо только сказать спасибо.

Сначала о первом доводе. Те игры, о которых идет у нас речь, действительно развивают какие-то стороны мышления, но исключительно такие, которые в реальной жизни почти безполезны. «Умная» игра всегда искусственна, она помещает человека в сильно упрощенный мир, регулируемый несколькими четко сформулированными правилами, в то время как окружающий нас действительный мир ни в какой конечный набор правил втиснут быть не может — об этом свидетельствуют так называемые «отрицательные теоремы математической логики», из которых следует, что роль рационального познания в общем постижении бытия очень мала. Для принятия правильных решений и успешного существования на земле важнее всего творческая интуиция, и ни один истинно умный человек не пользуется в жизненных дилеммах какими-то алгоритмами, это делают скорее шизофреники (так называемый «резонерский бред»). Если бы качества, развиваемые азартными играми, были на самом деле полезны, то военачальниками ставили бы лучших шахматистов — ведь игра в шахматы изначально задумана как имитация военных действий, как модель сражения. Однако сам акт имитирования уже несет в себе редукцию такой степени, что подражание получается в корне отличным от оригинала. Нет сомнения в том, что Суворов проиграл бы в шахматы не только Каспарову, но и любому второразряднику, но не было на планете человека, который мог бы выиграть у него кампанию. Поэтому те маленькие балбесы, которые, проведя сотни часов у дисплея, так поднаторели в нажатии кнопок, что изумляют своих сверстников, не только не учатся лучше этих сверстников, но, как правило, учатся хуже. Дело, которому они себя отдают, настолько специфично, что выработанное им умение больше негде применить.

Впрочем, пользы от азартной игры не было бы даже и в том случае, если бы имитацию жизни удалось осуществить очень точно. И знаете, почему? По той причине, что наилучший вариант отыскивается в ней играючи, а всякое полезное знание дается с трудом, в акте самопреодоления. Ведь полезным можно назвать только то, что приближает к Царству Небесному, а оно, как известно, «силою берется» (Мф. 11, 12),так как после Адамова грехопадения естественные склонности влекут нас к погибели, и мы должны постоянно их в себе подавлять. Изготовители же электронных игр как раз всячески потакают естественным склонностям нашей падшей натуры, а особенно — скрытой в нас агрессивности, и, эксплуатируя их, делают на этом бизнес. Поэтому мальчишки и девчонки, «заболевшие» электронными играми, становятся непослушными и недисциплинированными. Они привыкают делать не то, что нужно, а то, что приятно и интересно, а более двадцати процентов из них, по данным зарубежной печати, становятся более злобными. Нетрудно понять, что вред от этой гедонистической установки и от этого озлобления намного превышает ту микроскопическую пользу, которую эти игры, может быть, и приносят. Для человека гораздо важнее выработать в себе характер, чем получить какие-то специализированные навыки, а какой характер может выработаться у подростка, по нескольку часов в день предающегося захватывающим дух развлечениям!

Во многих художественных изображениях преисподней, а также в фольклоре повторяется один и тот же сюжет: в отблеске мрачного огня, на котором жарятся грешники, сидит ватага галдящих и кричащих чертей и самозабвенно режется в карты. Ни поэтическая интуиция, ни, тем более, народное чувство правды здесь не ошибаются: это действительно типично адское занятие. Даже здесь, на земле, азартными играми увлекаются большей частью те люди, которых в запальчивости можно назвать «исчадиями ада», — уголовные преступники. Правда, в прошлом и позапрошлом веках в карты у нас активно играли помещики и офицеры — так что ж, они и доигрались: продули Великую Россию и дали большевикам сделать ее адом.

Ад — это вывороченное изображение Царства Божьего, его противоположность. Поэтому неудивительно, что в аду любят азарт, культивируют случайность и непредсказуемость — ведь у Бога царят порядок и Промысл. Так для какого же места готовят своих детей те родители, которые покупают им электронные азартные игры?

Газета «Православная Москва». 1995. № 16-17 (40-41)..

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 413. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия